Найти тему
Лилия М.

С благодарностью за ЦУМ о Роберте Юлиусе Клейне.

Роберт Юлиус Клейн архитектор очень продуктивный. Он спроектировал 60 зданий в Москве и больше 120 в России. Человек новатор, который привнес железобетонные конструкции в Российскую архитектуру. И не смотря на негативную критику и обвинения в трусости и однообразности эклектики Клейна, почти на каждой открытке, плакате, и даже школьном дневнике, посвященным Москве, можно встретить фотографию его архитектуры. Мощная личность о характере, личной жизни и пристрастиях которой мы почти ничего и не знаем, а все, потому что самой его большой страстью была архитектура.

Роберт Юлиус Клейн
Роберт Юлиус Клейн

Роберт родился в многодетной семье еврейско-немецкого происхождения в 1858 году. Был пятым из семи детей. Семья его была более чем обеспеченная, отец - купец 1-й гильдии Клейн Иван Макарович. Мама Роберта, с прекрасным именем Эмилия, была человеком творческим, очень музыкальным. Она любила устраивать чаепития и вечера для друзей, среди которых были поэты, художники, музыканты, представители творческой интеллигенции. Один из завсегдатаев этих вечеров был архитектор Александр Осипович Вивиен. Он преподавал больше, чем созидал, но влияние на Роберта оказал значительное, пламя любви к архитектуре и градостроительству в груди маленького Роберта или Романа, как звали его в семье, разжег именно Александр Осипович.

Усадьба Григорьева-Писемских, которую приобрел для семьи Иван Макарович, где Эмилия устраивала свои вечера.  ул. М. Дмитровка, д. 27.
Усадьба Григорьева-Писемских, которую приобрел для семьи Иван Макарович, где Эмилия устраивала свои вечера. ул. М. Дмитровка, д. 27.

Роберт своему пристрастию сразу не доверился и что бы испытать честность своих намерений в 17 лет ушел из дома, отказавшись от какой-либо материальной помощи со стороны отца. Может быть, и был какой-то конфликт внутрисемейный, который поспособствовал принятию решения, но история об этом умалчивает. Роберт снял комнату со товарищем и устроился работать на мизерный оклад-чертежником, образования для этого было более чем достаточно. За два года кропотливого труда Клейн скопил деньги на обучение в Императорской Академии Художеств в Санкт-Петербурге.

Императорская Академия Художеств в Санкт-Петербурге, академия И.И. Шувалова.
Императорская Академия Художеств в Санкт-Петербурге, академия И.И. Шувалова.

Закончил Академию он со званием классного художника архитектуры 3-й степени (равноценно современному красному диплому). Окончание с отличием предоставляло возможность на пенсионерскую (оплачиваемую) поездку по Европе и гражданский чин девятого класса. Роберт отправился в Европу продолжать свое образование. Полтора года он работал и учился в Италии и Франции, стажировался у французского архитектора Шарля Гарнье.

Шарля Гарнье
Шарля Гарнье
Опера Гарнье. Париж.
Опера Гарнье. Париж.

После возвращения в Москву Клейн продолжил стажировку у московских архитекторов и 1888 году, почти в 30 лет получил свой первый крупный заказ.

Меценатка Варвара Алексеевна Морозова заказала для себя усадьбу на Воздвиженке, в центре Москвы.

Очевидно итальянское влияние, здание до сих пор отлично выглядит и является знаковым для Москвы.
Очевидно итальянское влияние, здание до сих пор отлично выглядит и является знаковым для Москвы.
ул. Воздвиженка, д.14. Здание сразу у выхода из станции метро Арбатская, через дорогу.
ул. Воздвиженка, д.14. Здание сразу у выхода из станции метро Арбатская, через дорогу.
Клейн чаятельно продумывал и интерьер зданий уделяя внимание каждой детали.
Клейн чаятельно продумывал и интерьер зданий уделяя внимание каждой детали.

После знакомства с меценаткой Морозовой заказы посыпались на молодого архитектора, появились знакомства в очень влиятельных кругах. Женщиной она была крайне либеральных взглядов и с большим удовольствием помогала всем талантливым и начинающим.

Варвара Морозова, жена собственного двоюродного дяди Абрама Абрамовича Морозова. Портрет кисти К. Маковского
Варвара Морозова, жена собственного двоюродного дяди Абрама Абрамовича Морозова. Портрет кисти К. Маковского

В 1896 году Клейн приступил к разработке здания Музея изящных искусств имени Александра III (ГМИИ имени Пушкина, Пушкинский музей). Работа продлилась более 10 лет и потребовала вложения огромных сил, организацию команды и даже путешествия по европейским музеям для ознакомления. Перед строительство музея Александра III был проведен конкурс в поисках лучшего архитектурного решения. Историк искусства Иван Цветаев был одним из организаторов и придумал техническое задание. Музей должен быть выполнен «в формах античной архитектуры или в стиле эпохи Возрождения». Конкурс проводила Академия художеств, в нем приняло участие 19 архитекторов с 15 проектами. Как утверждал Цветаев проекты были все слабые, действительно именитые архитекторы участие не приняли, но благодаря уже обретенным связям, да и способностям Романа доводить проекты до конца, остановились на его идее, с учетом будущих доработок, согласований с международными коллегами и самим Цветаевым.

-10
Пушкинский музей фасад
Пушкинский музей фасад
-12
Большое внимание Клейн уделил интерьерам, подбирая формы и решения под тематическое предназначение зала. Результат получился шикарный, один из лучших музеев России.
Большое внимание Клейн уделил интерьерам, подбирая формы и решения под тематическое предназначение зала. Результат получился шикарный, один из лучших музеев России.

В разработке интерьеров музея участвовал очень замечательный архитектор Эль Лисицкий, о нем я писала ранее: https://zen.yandex.ru/media/id/62878c25bb5f5b166d5307fc/62dfdc7bc239cf5d7680543c

В 1906 году к Клейну обратились Эндрю Мьюир и Арчибальд Миррилиз бизнесмены и владельцы торговой компании, с заказом на создание проекта самого крупного торгового центра Российской Империи. Роман Клейн выбрал стиль неоготики и за два года здание было построено. Продуктивности автора можно только позавидовать. Магазин Muir & Mirrielees после открытия являлся выставкой дорогих заграничных товаров и окном в богатую жизнь для москвичей и гостей города, чем и остался до сих пор.

Очень красивое здание особенно с рождественским оформлением
Очень красивое здание особенно с рождественским оформлением

Еще одним и моим любимым зданием у Клейна является Чайный дом на Мясницкой улице. Здание было построено в 1893 году по заказу Сергея Васильевича Перлова и изначально использовалось как доходный дом и чайный магазин. Сергей Васильевич, услышав о приезде к Николаю II посла из Китая решил поразить его и переделать свой дом в восточном стиле. С этим запросом он обратился к ученику Клейна и талантливому архитектору Карлу Карловичу Гиппиусу. Не известно были ли командировки в Китай у Карла или Роберта, но здание получилось очень аутентичным.

Чайный дом на Мясницкой
Чайный дом на Мясницкой
-16
Интерьер чайного дома
Интерьер чайного дома
-18

Не все внешнее убранство здания пережило первую зиму, китайские изразцы оказались не устойчивыми к холоду, требовалось повторное изготовление, замены, но шалость явно удалась. До сих пор это здание является самым ярким и запоминающимся на Мясницкой улице, а я обратила внимание, что его очень любят дети и с удовольствием рассматривают интерьер и фасад такой диковинки.

Как это не странно Роберт Клейн вписался в рынок и после революции, его уважали, он сохранил работу и даже получал заказы. Не так много, как раньше, но и новый стили архитектуры не находили места в его воображение. Роберт Юлиус был не только одним из самых продуктивных и трудолюбивых архитекторов Российской Империи, но и одним из самых успешных учителей и бизнесменов. Он очень серьезно подходил к вопросу стажировки студентов в своей студии и уделял особое внимание каждому, в попытке выявить индивидуальность, вкус, талант. До самой своей смерти он принимал участие в конкурсах на ровне с молодыми и амбициозными авангардистами. Роберт успевал писать книги, занимался обследованиями зданий и был очень полезным человеком. Умер в 66 лет 1924 году в Москве. Умер рано, а успел много.