Есть жизненные ситуации, истории, события, которые не всегда доступны даже самому опытному консультанту.
Встретившись с такими ситуациями, консультант должен обратиться за советом, разъяснениями, поддержкой к коллеге или к более опытному супервизору, кто точно может подсказать консультанту, как быть дальше.
Делимся с вами правилами безопасности в работе консультанта, которые Александр Рязанцев определил для себя, учитывая свой 30-летний опыт работы.
- ЛИЧНЫЙ ОПЫТ И ПРОРАБОТКА СВОИХ ЛИЧНЫХ КОНФЛИКТОВ по международному стандарту не менее 600 ак. часов.
Личная и групповая терапия помогают консультанту находиться в метапозиции по отношению к клиенту. Безоценочно и без советов (таблеток) работать с запросом клиента. Не высказывать свои оценочные суждения, а пытаться дойти до сути конфликта, с которым пришел клиент.
Если консультант не проработал свои конфликты, он обязательно будет проецировать (переносить) их на клиентов.
- ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ И ОПЫТА В ОДНОМ, ОСНОВНОМ МЕТОДЕ
Образование консультанта должно быть не только базовым психологическим. Не стоит забывать об обязательной подготовке в каком-либо методе консультирования людей (психоанализ, гештальт, кпт, системно-феноменологический и пр.), который позволяет работать с клиентом эффективно, профессионально и глубоко.
Не стоит метаться и изучать множество методов, это не даст хорошего результата, так же как не вызовет большого доверия у клиентов. Все адекватные люди понимают, что изучить множество методов досконально невозможно за всю жизнь, не говоря уже о более коротких сроках.
- ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ К СООБЩЕСТВУ ПРОФЕССИОНАЛОВ
Активное членство в каком-то сообществе (ассоциации), позволяет непрерывно повышать свою квалификацию и обмениваться опытом с профессионалами разного уровня, что дает бесценный опыт и рост специалистов.
- СТРОГОЕ СОБЛЮДЕНИЕ КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ
Ни при каких обстоятельствах нельзя разглашать ту информацию, с которой пришел клиент на консультацию. Это своего рода врачебная тайна и тайна исповеди. Клиенты доверяют консультанту! Настоящий профессионал всегда будет хранить тайны людей, которыми они делятся с ним. Соблюдение конфиденциальности – это показатель уровня профессионализма консультанта.
- ДАВАТЬ ПРАВО КЛИЕНТУ НА ОСТАНОВКУ КОНСУЛЬТАЦИИ И СМЕНУ КОНСУЛЬТАНТА
Консультанты не всемогущи. Они не могут работать со всеми темами подряд, в любых формах, методах и ситуациях. Консультант имеет право отказываться от клиента с темой, которая у консультанта вызывает напряжение, также как и клиент имеет право отказываться от работы с консультантом, который у него вызывает недоверие.
Иногда полезно менять консультанта, особенно, если был мужчина, а надо проработать «женские» темы, или наоборот, была женщина, а надо проработать «мужское». Один консультант хорошо, но два иногда лучше.
- ИСПОЛЬЗОВАТЬ ПРАВО «СТОП» В ТЕМЕ, КОТОРУЮ САМ НЕ ПЕРЕЖИЛ
Консультанты тоже люди. И у них могут быть темы, с которыми они не работают с клиентами. Это нормально. Для того, чтобы не впадать в прострацию после запроса клиента, нужно пройти много (не менее 50-100) часов личной терапии у наставника.
И даже после всех проработок личных тем, консультант может отказаться от работы с теми клиентами, которые пришли с запросом, вызывающим напряжение.
- РАЗВИВАТЬ ЛИЧНЫЙ НАВЫК И НАРАЩИВАТЬ ОПЫТ НА СУПЕРВИЗИЯХ по работе с чувствами и переживаниями (как своими, так и клиента)
Стоит регулярно посещать супервизии у опытного наставника для того, чтобы разбирать практические случаи и делать работу над ошибками, учиться видеть свои недоработки и развиваться с профессиональной точки зрения.
Наставник всегда подскажет, какие чувства клиента и терапевта «избегались» во время консультации, и с чем консультант не готов встречаться, что ему еще нужно «подтянуть» и в чем разобраться для себя.
- УЧАСТИЕ В КОНФЕРЕНЦИЯХ И СЕМИНАРАХ по повышению профессионального опыта
Регулярное посещение тематических конференций, семинаров для повышения квалификации позволяет консультанту оставаться в курсе происходящих в его сфере изменений, научных разработок, новшеств и получать не только теоретические, но и практические наработки в свою профессиональную копилку.
Консультант – это профессия, которая обязывает владеть множеством знаний из разных областей жизни и быстро ориентироваться в окружающих событиях города, страны, мира.
- СОБЛЮДЕНИЕ ЭТИКИ В ОТНОШЕНИЯХ С КЛИЕНТАМИ
Для консультанта есть свой Этический кодекс, который он не имеет право нарушать. Этическая сторона вопросов всегда стоит рядом с профессиональной. И уважительное отношение к клиенту - залог успешной работы консультанта.
- В СЛУЧАЯХ С РАССТРОЙСТВАМИ У КЛИЕНТОВ НЕ ПЫТАТЬСЯ ВСЕ РЕШИТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНО, а передать соответствующему специалисту
Есть люди с пограничными расстройствами психики, и консультант с такими не работает. Эта клиническая область относится к психиатрии, в которой необходимо медицинское лицензирования и образование для назначения медикаментозного лечения, без которого люди не справляются со своими ситуациями.
Консультант обязан перенаправить клиентов с психическими расстройствами к специалистам в этой области. Брать на консультации сложные случаи без подготовки и нужных знаний - самонадеянно и непрофессионально.
Опыт консультанта все-таки закладывается большим периодом времени. Консультант, имеющий опыт нескольких лет работы или консультант, имеющий опыт более 15-20 лет, будут отличаться друг от друга подходами, знаниями и историями, которые они решали со своими клиентами.