Найти тему
Лавка старины

Народные промыслы: каргопольская игрушка

Оглавление

Глиняная игрушка — это традиционный народный промысел, зародившийся в древнем поселении, носящем красивое название Каргополь Архангельской области.

История промысла

Археологами были найдены на этой территории фрагменты глиняных изделий, которые относят к XI–XIII векам, а значит уже тогда гончарный промысел был достаточно развит. Красная глина была здесь в достатке, из нее можно было изготавливать изделия не только на гончарном круге, но и лепить вручную.

Город Каргополь в Архангельской области
Город Каргополь в Архангельской области

Максимального развития гончарное дело на этих территориях достигло в XIX веке. Все это было связано с тем, что такое ремесло было как-бы вспомогательным: летом мужчины и женщины работали в поле, а после сбора урожая принимались за изготовление горшков. Хороший мастер успевал за зиму сделать 400-800 изделий, которые приносили ему около 15 рублей, что было весьма немало для тех лет.

-2

Мужчинам помогали не только жены, но и дети. Из остатков глины лепили игрушки, часто это были свистульки, которые служили скорее не как средство заработка, а рекламой: ярко расписанное и издающее звуки изделие привлекало внимание детей, которые тянули родителей к прилавку, а те за компанию приобретали все необходимое в хозяйстве.

Каргопольские глиняные свистульки
Каргопольские глиняные свистульки

Самой древней глиняной игрушкой, которую смогли найти на этой территории, является конь без особой росписи достаточно простой формы. Эту фигурку относят к XV–XVI векам. Только во второй половине XIX века можно точно сказать, что сувенирная продукция получила большое распространение. Изображались люди, животные и даже фантастические существа, например, кентавры. Немного позже стали создавать не только отдельные фигурки, но и целые сюжетные композиции: работу крестьян по дому, домашнее хозяйство с коровами, лошадьми и птицами, кузницу, праздники, охоту на диких животных и многое другое.

-4

По таким фигуркам можно заметить остатки древних языческих верований. Часто можно было увидеть изображение матери-земли, которая символизировала достаток и плодородие, ее олицетворяла женщина с младенцем или птицей в руках. Герои сказаний также были объектами для воплощения в глине: медведи, другие реальные и фантастические существа.

-5

Одним из них был Полихан или Полкан, который ближе всего к европейским кентаврам, в ранних версиях он имел тело собаки. Это был добрый богатырь, защищавший бедных и беззащитных. Другой пример — тянитолкай (конь с двумя головами с противоположных сторон торса). Половина его была белая, половина черная. Всадник между ними воплощал вечные метания души между добром и злом, но иногда наездник изображался наклоненным к белой стороне, что как-бы показывало предпочтение добра.

-6

Украшение каргопольской игрушки

Игрушки создавались из цельного куска глины, никаких налепных деталей обычно не было. Для придания гладкости поверхности изделия руки смачивали водой. Декором долгое время выступала нехитрая методика: сразу после обжига предмет погружали в мучной раствор, и пригоревшая мука создавала оригинальные узоры на поверхности.

-7

Технологии изменились только в конце XIX века: стало больше налепных деталей, а перед обжигом предмет смазывался дёгтем и посыпался свинцовым порошком, что в процессе обжига формировало на поверхности своеобразную глазурь. После обжига изделие расписывали охрой, цветной глиной или даже сажей, или мелом. Позже игрушки стали белить и расписывать красками. Символика орнаментов часто шла из древних верований: круг и стрелы означали солнечный свет и тепло, волнистые линии — воду, а растительность — урожай.

-8

Новое рождение игрушки из Каргополя

До революции промысел процветал. А после интерес значительно поубавился и к 1930-м годам мастеров почти не осталось. Но все же кое-кто сохранил традиции. Одни из них Иван Дружинин и Ульяна Бабкина, уроженцы деревни Гринево. Манера создания игрушки максимально простая с плавными формами и исключительно природным декором. В их работах есть одиночные изделия и сложные сюжетные композиции.

-9

Только в 1960-х годах началось возрождение промысла. Союз художников РСФСР помог открыть гончарный цех, ставший частью предприятия «Беломорские узоры». В современных игрушках стали применять новые технологии, она стала более детализирована и ярче раскрашена, но все это в рамках традиционного стиля. В начале нашего века в Каргополе открыли музей гончаров-игрушечников. Здесь любой желающий может поучиться лепке и росписи. Также работает детская школа искусств, где детей учат созданию таких игрушек.

Если вам понравилась публикация, пожалуйста, поддержите ее лайком, оставьте комментарий и подписывайтесь на наш канал!
Спасибо!