ВАЗ-2101 является легендарной «единичкой», «копейкой», «копьем» — первой и легендарной моделью Волжского автомобильного завода. Он стал не только символом отечественного автопрома, но и главной мечтой советских граждан в семидесятых. Копейка - первый представитель динамичного, комфортного и надежного автомобиля в СССР. Более чем полувековая история ВАЗ-2101 заслуживает сбора самых интересных фактов, среди которых можно найти как забытые, так и обнаружить неизвестные.
1. Первые Жигули были выпущены на новом предприятии в Тольятти
20 июля 1966 года правительство СССР выпустило специальное постановление. Строить новый завод начали в январе 1967 года, а спустя всего три года с конвейера были выпущены первые машины.
2.Велась тщательная подготовка к строительному заводу и выпуску новых моделей
С 1 января 1968 г. по 1 января 1970 г. в Италии прошли обучение 793 советских специалиста - 600 рабочих и почти 200 инженеров.
3. Когда начался выпуск ВАЗ-2101 Тольятти приютил 1200 иностранных специалистов
На производстве в городе на Волге работало на 1970 год преимущественно итальянцев. Иностранные специалисты помогали осваивать новую отечественную модель.
4. В базе ВАЗ-2101 лежит «Автомобиль года» 1966 года
Как многим известно, ВАЗ-2101 создан на базе Fiat 124, завоевавшего титул «Автомобиль года» в 1966 году. Однако перед окружающей средой советского производства конструкция машины была серьезно изменена.
5. Самый большой пробег
С 1966 по 1970 год 35 автомобилей 9 серий проехали более 2 миллионов километров в различных условиях.
6. Закупка эталонной грязи
Для соответствия зарубежным техническим условиям были закуплены «эталонная аризонская пыль» и «эталонная грязь». Первый генеральный директор ВАЗа Виктор Николаевич Поляков настаивал на том, чтобы использовать эту дисперсионную пыль, а значит, ей надо было купить. Эти нюансы подтверждают то, что ВАЗ-2101 сильно отличался от привычного советского легкового автомобиля.
7. Важные люди
При упоминании известных моделей часто упоминают руководителей проектов - конструкторов, инженеров, менеджеров и пр. Как сильно модернизированный, но уже существующий автомобиль, ВАЗ-2101 может похвастаться большим количеством причастных к его созданию людей. Стоит упомянуть конструкторов, стоявших у истоков Волжского автозавода и участвовавших в испытаниях «копейки»: главного конструктора Владимира Соловьева и его заместителя Бориса Поспелова, Юрия. Шишкина, Альберта Зильперта, Бориса Бажухина и Льва Вайнштейна.
8. Внешние отличия от прототипа
Внешне «Копейка» очень похожа на прототип, но есть и отличия. Клыки на бампере советской модели были крупнее, оригинальные дверные ручки на кнопках были заменены на вытяжные.
9. Салонные различия
Салон цитировал Fiat 124 почти дословно. Помимо световой сигнализации, сообщающей о перегреве двигателя, в комплект приборов ВАЗ-2101 был добавлен полноценный индикатор температуры охлаждающей жидкости.
10. Кто быстрее?
О главных отличиях между ВАЗ-2101 и Фиатом было сложно судить, не заглянув под капот. Если Фиат оборудовали архаичным нижневальным мотором, то в «Копейку» установили бензиновый двигатель с верхним расположением распредвала. Учитывая одинаковый объем в 1,2 л мотор выдавал 64 лошадиные силы и 89 Нм — на 4 л.с. и 2 Нм больше, чем итальянское авто.
11. Конкретная замена
ВАЗ серьезно поработал с усилением кузова и укреплением заднего моста (использовалось не 3, а 5 штанг). Также произошла замена синхронизаторов коробки передач на более выносливые (как на 90-сильном купе Fiat 124 Sport) и сцепления (увеличили на 20 см). С задними дисковыми тормозами на российских дорогах наблюдались проблемы - колодки не справлялись - было решено заменить их на барабанные.
12. Увеличенный дорожный просвет
Дорожный просвет «Копейки» достигает 175 мм в то время как клиренс Фиата меньше на 1 сантиметр.
13. Смена индекса на новый формат
Именно ВАЗ-2101 стал первым авто в СССР с индексом нового формата. В 1966 году была принята отраслевая нормаль ОН 025 270-66, позволяющая безошибочно идентифицировать машину. Само название ВАЗ-2101 говорит о том, что модель разработали и выпустили на Волжском автозаводе. Кроме того, машина относится ко второму классу (полная масса от 1,2 до 2 тонн и рабочий объем двигателя от 1,2 до 2,0 л), является легковой (о чем говорит цифра 1) и является первым авто в серии — поскольку обозначена как 01.
14. Появление «Тосола»
«Тосол», которым многие до сих пор неправильно называют любой вид охлаждающей жидкости, тоже появился из-за «Копейки». Для современных вазовских двигателей в то время разрабатывался круглогодичный антифриз – до этого владельцам бытовой техники зимой было необходимо подолгу сливать воду из радиатора.
15. Развитие шинной промышленности
В шинной промышленности революция, однако, не произошла. Рекомендованные шины Pirelli - бескамерные, радиально-кордовые - так и не были освоены советскими производителями. На ВАЗ-2101 весь период производства устанавливались диагональные покрышки И-151, которые были знакомы владельцам «Запорожцев».
16. Подготовка сетей сбыта
Волжский автомобильный завод подготовил сбытовую и сервисную сеть для своих автомобилей к моменту выпуска первой модели - до этого в Советском Союзе не было налаженной системы автосервиса. К 1975 г. в стране обслуживалось 30 специализированных автоцентров (через которые ежегодно продавалось 150 000 автомобилей ВАЗ — 50% от общего сбыта), а также 130 стационарных и 100 передвижных станций техобслуживания.
Какой факт о «Копейке» показался вам самым необычным? Напишите ответ в комментариях.
#копейка #ваз #лада #отечественныйавтопром #ваз2101 #2101