Вполне очевидно, что функции воспитательного процесса самым естественным образом и по определению должны выполняться социально зрелым представителем по отношению к социально незрелому. Незрелому, например, по причине малолетства.
Иными словами, ожидаемо и нормально, когда взрослые воспитывают своих детей.
Понятное дело, что все в нашем мире взаимосвязано и имеет обратную реакцию. Так, например, удачный и неудачный педагогический эпизод для думающего родителя порождает очередной элемент опыта. Который после вдумчивой обработки и анализа шлифуется, совершенствуется и даже может породить новые подходы к воспитанию ребенка.
Но и ребенок осознанно или нет делает выводы из происходящего, формирует социальный опыт и вырабатывает свою собственную линию поведения.
Стремление ребенка преобразовать мир в лице взрослых вполне очевидно. И вызвано желанием обеспечить себе более комфортные и удобные условия существования.
Иногда, когда ребенок видит, например, несправедливость в лице взрослого человека, ему хочется, чтобы заслуженное возмездие покарало носителя несправедливости и тот извлек урок на всю оставшуюся жизнь и больше так не делал. Согласитесь, что это в чистом виде воспитательный процесс, только по отношению ко взрослому человеку.
Еще, самый очевидный элемент воспитания ребенком взрослого, например, это обычная наша текущая бытовая жизнь в кругу семьи.
То, что мы бы позволили себе наедине с собой, в присутствии ребенка представляется непедагогичным и мы выстраиваем свое поведение сообразно тому, что в итоге хотели бы получить от ребенка.
Так, например, продолжительная супружеская жизнь без детей породила у нас с супругом такую милую вольность, как утренний кофе в постель в выходные дни.
Понятно, что с появлением первых признаков осознанности в глазах нашего старшего ребенка мы постарались свести на нет эту привычку, чтобы не закреплять у ребенка ощущения позволенности приема пищи в кровати.
Но так или иначе, все перечисленное выше - это вполне естественное и ожидаемое течение взаимодействия родителей и детей.
Однако, как оказалось, существует еще один тип взаимодействия, когда ребенок пытается осознанно скорректировать привычки или недостатки своих родителей. Прежде, если бы я задумалась о таком варианте, то в голову, в первую очередь, пришли бы истории из неблагополучных семей, где бедный ребенок пытается, например, минимизировать потребление спиртного своим родителем путем физического уничтожения емкостей с горячительными напитками.
Смею полагать, что моя семья в этом смысле более, чем благополучна. Но, тем не менее, в последнее время я стала наблюдать интересную картину. По причине своего возраста и некоторых предшествующих потрясений, у меня в течение последних лет начались большие проблемы с памятью. Это и процесс запоминания, и вспоминания слов в обыденной речи.
Лет пять назад было совсем плохо. Но некоторые медицинские препараты и устойчивые занятия забытым английским языком в течение нескольких лет поддерживают меня на относительно приемлемом уровне.
Правда, при некоторых волнениях и переживаниях, как, например, этим летом, у меня возвращаются проблемы с подбором слов в повседневном общении.
Как известно, русский язык могуч и богат. И существует масса различных полезных лаконичных синонимов конкретным словам в виде "это самое", "та штука" и прочих.
И вот мой ребенок-десятиклассник внезапно пошел в отказ понимать, что я говорю. Он устойчиво делает вид, что не представляет, о чем идет речь. Например, я ему говорю: "Передвинь эту штуку, пожалуйста!". Ребенок отвечает: "Скажи нормально, я не понимаю. Что ты имеешь в виду? Мама, ты о чем?".
Это продолжается с начала лета. Я, конечно, напрягаюсь, шевелю памятью. Мой стремительный и нетерпеливый ребенок сидит в это время тихо, просто смотрит. В конце концов я вспоминаю слово, перечислив близкие по смыслу.
Я два месяца пыталась понять, за что он так мучает меня. Даже сердилась. А тут внезапно озарило. Столь терпеливо, когда что-то обсуждается в динамике и паузы не предполагаются, можно ждать лишь какого-то результата. Это он, бедное дитя, меня пытается заставить вспомнить слово добровольно, не подсказывая. Самое поразительное и трогательное, что с его стремительнейшим темпом речи и абсолютной нетерпимостью к любому промедлению он честно и настойчиво ждет в течение нескольких минут, пока я вспомню.
Признаюсь, что это пошло мне определенно на пользу.
И теперь я с интересом пытаюсь сообразить, где незаметно, но продуктивно поработали с моими проблемностями мои дети. Из наиболее существенного приходит в голову, что все эти кулинарные экзерсисы также не просто так. Видимо, ребенок хочет, чтобы я росла над собой и всесторонне развивалась)))
А вас, дорогие читатели, воспитывают дети? И насколько продуктивно?
Спасибо, что прочитали! Всем хорошего дня!
Навигация по каналу Семья и психология
#воспитание #дети #родители #семья #любовь