Найти тему

Что и откуда педиатры знают о грудном вскармливании (ГВ)

Оглавление
Ana Tablas
Ana Tablas

О пользе грудного вскармливания в последние годы не говорит только ленивый. Школы по подготовке к родам, опыт женщин с детьми, окей гугл и, конечно же, врачи-педиатры. С последними, кстати, по большей части получилось как в поговорке: «На словах ты Лев Толстой, а на деле…»

На деле уровень информированности действующих врачей о правильной организации ГВ, механизмах лактации, алгоритмах помощи матери по налаживанию ГВ, стремится к нулю. Почему так произошло? Почему национальная программа РФ по оптимизации ГВ принята еще в 2011 году, но и сейчас, спустя 10 лет, мы сталкиваемся с тем, что рекомендации врачей не соответствуют методическим рекомендациям ВОЗ? Давайте разбираться.

Как обучают будущих педиатров

Первую информацию о грудном вскармливании будущие педиатры получают еще в медицинском вузе. Чаще всего из тоненькой книжечки, гордо именуемой методическим пособием по питанию детей первого года жизни. В лучшем случаем — один семестр из 6 лет обучения, в худшем — менее 10 академических часов. Что можно узнать за столь короткий срок?

Чаще всего методички опираются на данные старых советских «физиологических норм». Даже в случае перевыпуска пособия информация не обновляется в связи с последними исследованиями. Отсюда старый подход к кормлению по требованию, но по режиму; рекомендации разных диет для кормящих матерей; неинформативные взвешивания до и после кормления и многое другое, что не является необходимым для налаживания ГВ по мнению ВОЗ.

По большей части информация из методичек знакомит будущих врачей:

  • С нормами потребностей в пищевых ингредиентах и килокалориях.
  • С объемным и калорийным методами расчета потребления грудного молока (ГМ). Не зря ж мы нормы посчитали. Поэтому на словах даем грудь по требованию, а педиатров учим, что кормление должно быть с определенной периодичностью и в размере рассчитанного суточного потребления молока.
  • Со схемами введения докорма.
  • С классификацией и характеристиками смесей для искусственного вскармливания.

По большей части информация из методических пособий по обучению педиатров не соответствует или противоречит тезисам Методических рекомендаций ВОЗ. Причем рекомендаций не для стран третьего мира, а для Европейского региона, в том числе республик бывшего Советского Союза.

Пробелы в знаниях

Информации из методичек явно недостаточно для понимания механизмов лактации и способов ее корректировки. В случае проблем с ГВ педиатры просто не знают, как помочь его наладить. Если у ребенка недостаток веса (опять же, по старым нормам), в срочном порядке вводят докорм, особо не заморачиваясь выяснением причин. А вдруг это ложный отказ от груди, связанный с лактационным кризом? Или ложная гипогалактия, которая возникает из-за нарушения правил кормления ребенка, неправильной техники, а иногда и психического состояния матери? С этими состояниями можно и нужно работать. Жаль только, некому.

Например, истинная гипогалактия — недостаток молока у кормящей матери — встречается не более чем в 5% случаев. Педиатры же повсеместно переводят детей на смешанное, а потом и полностью искусственное вскармливание. Если ложную гипогалактию лечат, то часто назначают медицинские препараты, витамины и гомеопатию. Хотя достаточно «всего лишь» правильно наладить ГВ.

Дополнительное образование

То, что узнают из мединститутов будущие эскулапы, ныне юные неоперившиеся студенты, становится для них базовым знанием. Так в принципе и задумано. За одним исключением. Как показывает практика наблюдений консультантов по ГВ, вся последующая информация, которую педиатры получают из курсов повышения квалификации в области ГВ, вступает в конфликт со знаниями, полученными в мединституте. И, как правило, слабо влияет на уже устоявшуюся позицию врачей. Поэтому допобразование в сфере ГВ, к сожалению, не имеет большего значения и веса для состоявшихся врачей.

Но если все равно переучивать, то почему бы сразу не учить нормально? Давать достоверную и в нужном объеме информацию в процессе получения основного образования. Для этого можно, например, выпускать методические пособия в соавторстве с дипломированными консультантами по ГВ. Совместно с врачами разграничить зоны компетенций. Например, показать на практике прикладывание и подобрать удобную позу для кормления — задача консультанта. Рассказать, что норма, а что не норма при ГВ, про вред пустышек и про важность ночных кормлений — задача педиатра.

Подведем итоги

Большая часть данных и рекомендаций из методических пособий для педиатров расходится с положениями ВОЗ. Методички у каждого вуза свои, но расхождения есть в каждой. Они не дают обучающимся полной и достоверной информации по изучаемому предмету. Врачей обучают по тоненьким книжкам, а консультанты по ГВ погружаются в сотни страниц о механизме ГВ, способах его налаживания и т.п.

Вы можете возразить, конечно, а зачем врачам вся эта информация? А я отвечу: а как же профилактика? Снижение риска инфекционных и вирусных заболеваний, активное стимулирование иммунной системы, защита от аллергии и дисбактериоза и многое другое. Мне видится, что объективная и достоверная информация о ГВ ничуть не менее важна, чем умение диагностировать и лечить уже возникшие заболевания.

Очевидно, что медицинским вузам нужны новые учебные пособия со свежими данными и исследованиями. Если ГВ — залог здоровья ребенка и профилактика разных болезней, стоит уделить ему больше внимания, чем пара лекций и один практический доклад.

… и немного статистики

Согласно российской статистике* в период с 2009 по 2020 год количество детей, находящихся на ГВ до 6 месяцев составило в среднем около 40% (в 2020 г. - 43,6%). И этот показатель практически не меняется. Означает ли, что 60% детей, находящихся на ИВ, — это свободный выбор матери, полностью информированной и взвесившей все за и против? По мнению консультантов по ГВ, часть матерей заканчивают ГВ ранее 6 месяцев, в том числе по причине необоснованного перевода ребенка на детские смеси.

А откуда женщины берут информацию? Правильно, от медиков.

«На решение женщины кормить ребенка грудью значительное влияние оказывают медицинские работники, и матери должны получать постоянную поддержку, ободрение и советы в их решении кормить грудью, причем решимость кормить грудью может сохраняться и в течение второго года жизни и дольше, в соответствии с нынешними рекомендациями ВОЗ/ЮНИСЕФ. Имеются данные, которые совершенно четко показывают, что противоречивые советы, даваемые медиками, сопровождаются ранним прекращением грудного вскармливания».

(Из рекомендаций ВОЗ*)

Комментарий врача-маммолога:

«Здесь затронута лишь часть проблемы, всего лишь одна методичка, то есть мнение одного специалиста из не центрального вуза. Реальность намного страшнее. До сих пор в вузах преподают по книгам 1970-2000гг или с их переизданиями, не изменив ни слова. Поэтому да, некомпетентность, старая информация, неправильная трактовка господствуют во многих областях медицины не только в гв. Что касается гв, эта область незаслуженно игнорируется официальной медициной, и не только российской, такая тенденция наблюдается во всем мире. Поэтому иногда Молочная лига и консультанты по лактации знают больше, чем врачи. В Европе считают, что это сестринская работа, особых навыков и знаний со стороны врача не надо, пусть акушерки займутся этим. При этом есть мировые эксперты и школы (в основном педиатры) которые посвятили жизнь популяризации ГВ. Например, испанский педиатр Карлос Гонсалес».

Автор: Анна Качан-Юрина

Фотография: Ana Tablas, Unsplash