Найти тему
Грани преодоления

ЗАРИСОВКИ И НАБРОСКИ С НАТУРЫ. Часть5

Приводим здесь наброски и зарисовки И. Е. Репина: «Предупреждающего» к картине «Не ждали» (рис. 20) и горбуна к картине «Крестный ход в Курской губернии» (рис. 21).

-2

В этих набросках есть некоторая разница. Горбун нарисован с натуры. Художник изобразил конкретного человека с характерными чертами.

В «Предупреждающем» добавлено действие, он как бы получил роль, и уже в наброске показано исполнение им этой роли. Но в том и в другом случае Репин выбирает позы, ищет движение, характер, до тонкости прорабатывает детали. К картине он приходит во всеоружии.

В. И. Суриков, как он сам говорил, любил наблюдать и зарисовывать группы людей и использовал впоследствии натурные зарисовки в своих эскизах и картинах.

Всем, кто знаком с картиной Сурикова «Боярыня Морозова», вероятно, запомнился юродивый, сидящий на снегу(рис. 22).

-3

Но не всем известно, что юродивый написан был художником с натуры. Помимо этюда маслом, имеется и предварительный набросок карандашом (рис.23).

-4

Уже в этом наброске определился будущий тип юродивого в картине. Поза, выражение лица, жест руки, одежда изображены экономными средствами — сказались наблюдательность и опыт большого художника.

Для подлинного мастера в его произведении нет второстепенных мест. Каждая деталь должна быть на своем месте, играть определенную роль. Так и у Сурикова. Он делает этюды снега со следами проехавших розвальней, зарисовывает крыши домов, делает наброски даже с таких «мелочей», как посох, шапка,чашка с монетами.

Для того же юродивого, не удовлетворяясь общей зарисовкой, он делает рисунок стопы (рис. 25).

-5

Большую подготовительную работу провел Суриков, решая образ главного действующего лица картины — боярыни Морозовой.
Известно, как долго не мог он найти ее облик. В написанном холсте долго оставалось незаполненным центральное место. Однако общее:
построение сидящей в санях фигуры, ее поза, жест — все это уточнялось в предварительных набросках от себя и с натуры (рис. 24).

-6

и По-своему, но в том же плане работали и другие художники-современники Сурикова. Большой интерес представляет набросок К. А. Савицкого к картине «Ремонтные работы на железной дороге»
(рис. 26).

-7

Видно, что художника в первую очередь интересуют характеры изображаемых людей. В наброске изображены и детали: повязка на голове, рука, тянущая лямку, ноги везущего тачку.

#Коллектив-авторов-Школа-изобразительного-искусства-_вып.5_-1965г#Попрограммехудучилища#Наброскизарисовкипейзаж