Найти тему

Повести. Рэй Брэдбери. Вино из одуванчиков, 1957. Лето, прощай, 2006

Две повести, написанные с разницей в 49 лет, объединены одними героями, одним местом – городок Гринтаун и одним временем года – летом.

Повести автобиографичны – нетрудно в главном герое Дугласе Сполдинге угадать самого Брэдбери, тем более, что Дуглас - второе имя писателя.

«Вино из одуванчиков» - это нескольких маленьких историй, связанных вместе главными героями – братьями Дугласом (12 лет) и Томом (10 лет). Эти истории лета 1928 года словно «Вино из одуванчиков — пойманное и закупоренное в бутылки лето», и «на каждой бутылке выведено число, и в них — все дни лета, все до единого».

Повествование идет от третьего лица, но Брэдбери удается показать мир глазами мальчишки – мир, полный тайн и загадок. В этом мире есть место и для волшебства, и для дурачеств, и для мальчишеских проказ, и для открытий, и для трагических событий, и даже для смерти.

Книгу можно читать в любом возрасте: будучи подростком представить себя вместе с Дугом дирижером, который взмахом руки гасит фонари, приказывает городу проснуться и на востоке зажигает солнце, а будучи уже взрослым тоже бывает необходимо вернуться в детство, ведь в каждом из нас живет внутренний ребенок, который хочет бегать по траве и кататься на зелёном автомобиле, есть мороженое и верить в машину счастья

В повести поднимаются темы времени и старости, жизни и смерти, любви и неизбежности разлуки, добра и зла.

И через всё произведение проходит тема поиска счастья. Начинается с того, что к Дугласу приходит осознание «Я живой» - он начинает чувствовать радость жизни. (Как это напоминает Дагни из рассказа Паустовского). Мальчишки ждут, когда Лео Ауфман построит свою Машину Счастья. Но машина взрывается и всем становится ясно, что машина не способна создавать человеческие чувства.

Автор постепенно подводит к мысли, что счастье заключается в самой жизни. Нет необходимости искать счастье, оно вокруг нас, надо лишь научиться замечать его. Счастье в красоте природы, в её запахах и звуках, счастье в близких, их заботе и понимании, счастье в общении с друзьями, счастье в познании нового и в постоянстве традиций (яркий пример – обряд вывешивания качелей на терассу). В результате у Бредбери даже смерть становится счастливой. Так полковник Фрилей, умирая, вновь чувствует себя молодым и счастливым: «…старик поднял руки, как бы перелистывая фотографии старого собора, и тело его налилось плотью, помолодело, и он почувствовал горячий тротуар под ногами». А прабабушка мальчиков перед смертью говорит, что никто никогда не умирает, если у него есть дети и внуки, и уходить из жизни нужно пока еще счастлив.

Надо также сказать, что книга написана с огромной симпатией к её героям, с некоторой ностальгией по детским годам и с большой любовью к жизни. И язык повести очень красивый, даже несколько тягучий, словно автор смакует волшебное вино из одуванчиков – вино своих воспоминаний.

Лучшие, на мой взгляд, цитаты из книги:

«Мелкие радости куда важнее крупных»

«Хлеб с ветчиной в лесу — не то что дома. Вкус совсем другой, верно? Острее, что ли… Мятой отдает, смолой»

«Когда идешь пешком, есть время оглядеться вокруг, заметить самую малую красоту»

«Спросите-ка себя, жаждете ли вы этого всеми силами души? Доживете ли до вечера, если не получите этой вещи? И если уверены, что не доживете, — хватайте ее и бегите»

«Вы можете получить все, что вам нужно, если только это вам и вправду нужно»

«Хорошо при случае послушать тишину, потому что тогда удается услышать, как носится в воздухе пыльца полевых цветов»

-2

Во второй повести «Лето, прощай» главные герои стали старше на 2 года.

Здесь главная тема – это взаимоотношения подростков и стариков. Дуглас со своей командой объявляет войну стариканам, «которые заправляют у нас в городе» и времени: «Нам никогда не будет так классно, как сейчас... У нас один выход – остановиться! Не выходить из этого возраста. Расти? Не больно хотелось!»

Брэдбери сам пишет, что его произведение о том, «как много можно узнать от стариков, если набраться смелости задать им кое-какие вопросы, а затем, не перебивая, выслушать, что они скажут». «Меня всегда тянуло к старым людям. Они входили в мою жизнь и шли дальше, а я увязывался за ними, засыпал вопросами и набирался ума…» Старики у него предстают в виде Машин Времени, с помощью которых можно отправиться в прошлое, обратившись к их воспоминаниям и опыту.

Надо признать, что повесть-продолжение уступает первой книге, но и она содержит много замечательных цитат:

«Чуешь, какой воздух? Август пришел. Прощай, лето»

«Когда вырастешь, назад уже не врастешь, воздух из себя иголкой не выпустишь»

«В каждом из нас живёт ребёнок. Запереть его на веки вечные – дело нехитрое»

«Часы! Это они отравляют и губят жизнь, вытряхивают человека из тёплой постели, загоняют в школу, а потом в могилу!»

«Победа там, где есть движение вперёд»

«Пломбирного рожка надолго не хватает. Только лизнул верхушку — глядишь, остался один вафельный хвостик. На каникулах побежал купаться, не успел нырнуть — уже пора вылезать и опять в школу»

«Иные дни похожи на вдох: Земля наберет побольше воздуха и замирает — ждет, что будет дальше. А лето не кончается, и все тут. В такую пору на обочинах буйствуют цветы, да не простые: заденешь стебель, и окатит тебя ржавый осенний дождик»

«Достаточно было снять с полки какую-нибудь книжку, раскрыть ее — и сумрак уже не был сумраком»

Мой Телеграм канал https://t.me/svetavlii