Найти тему
Киновед в штатском

Назови мое имя: Почему сериал "Во все тяжкие" крут даже спустя 15 лет после премьеры

Буквально неделю назад в календарных заметках мы с вами отметили 15-летие выхода на экраны культового сериала "Во все тяжкие". В комментариях к тому посту, разумеется, немедленно образовались "снобы" и "эстеты", пытающиеся выделиться за счет даже не критики проекта Винса Гиллигана, а силой своего хамства. Конечно, продемонстрировали они этим только свою недалекость, но я посчитал нужным на этом фоне уделить "Брэкинбэду" отдельный столбик – сериал этого заслуживает. Итак, давайте разберемся, действительно ли он настолько хорош, и не утратил ли он свою силу за прошедшие годы.

-2
ДАННАЯ СТАТЬЯ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНА И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНА АВТОРОМ, ВЛЮБЛЕННЫМ В КИНО И ОЦЕНИВАЮЩИМ ФИЛЬМЫ, СОДЕРЖАНИЕ, КАДРЫ И СЮЖЕТЫ КОТОРЫХ ИСПОЛЬЗОВАНЫ ВЫШЕ И НИЖЕ, ТОЛЬКО В ПРЕВОСХОДНЫХ ТОНАХ, БЕЗ ЖЕЛАНИЯ ЗАДЕТЬ, ОСКОРБИТЬ ИЛИ УНИЗИТЬ ИХ АВТОРОВ ИЛИ ЗРИТЕЛЕЙ

Ответом на два заданных выше вопроса будет однозначное утверждение – да, сериал хорош, и да, он ничуть не утратил своего величия. Больше того, несмотря на окончание показов пятого финального сезона "Во все тяжкие" еще в 2013 году, сериал получил два продолжения (точнее, "Путь" – продолжение, а "Лучше звоните Солу" – одновременно еще и приквел), и оба они пользовались колоссальным успехом у зрителей. Это означает, что и история публику не отпустила, и персонажи остались привлекательными, и динамика отношений всё еще затягивает. Так работают только по-настоящему великие произведения. Но давайте попробуем разобраться в феномене подробнее...

-3

Темы, сюжет и характеры "Во все тяжкие" – вневременные

Дискутировать о том, насколько качественно прописан сценарий "Во все тяжкие", наверное, даже не имеет смысла – недавно на глаза попадались результаты опроса российских авторов на тему, какие телепроекты они считают прописанными лучше всего, и там "Брэкинбэд" находился в пятерке лидеров. Широкий диапазон вопросов, уникальное сплетение интересов персонажей, разнообразие характеров сделали шоу золотым стандартом телевидения. Начать можно хотя бы с того, что Уолтер Уайт оказался за чертой легальной деятельности и законопослушности из-за того, что был отвергнут Системой – доступные ему услуги здравоохранения не позволяли выжить, и он взял жизнь в собственные руки. Концепция противостояния Человека и Системы – универсальна на все времена.

-4

Далее следует борьба Уолтера с самим собой, точнее, с тем темным эго, которое прежде тихо дремало и могло никогда себя не проявить, если бы не стечение обстоятельств и давление внешних факторов. Любящий муж и отец, достойный учитель, хороший товарищ и ответственный гражданин – он оказался на краю, и был вынужден балансировать, уклоняясь от падения в темную бездну, но постепенно впитывая ее сумрак. Уайт – один из самых подробно прописанных персонажей сериалов в истории не только Голливуда, но и всего кино и телевидения, он развивался, трансформировался, выкристаллизовывался на наших глазах и постоянно был нам симпатичен. Шоу мастерски играет с аудиторией, заставляя зрителей болеть за Уолта, даже когда он совершает драматические акты насилия и даже зла.

-5

Но ведь и Джесси Пинкман – персонаж далеко не одномерный. Напротив, контрастом к "деградации" Уолтера выглядят попытки молодого преступника вырваться за пределы замкнутого круга, определенного ему обществом и, опять же, пресловутой Системой. Джесси не просто удерживается на краю – он самосовершенствуется, он взрослеет, он формирует собственный баланс добра и зла и с каждым новым драматическим поворотом судьбы накапливает в своем жизненном опыте всё больше светлых страниц. В последние годы мы видели немало проектов и о стремительно пикирующих во мрак преступности обывателях, и об ищущих выход из тупика бандитах, но такой синергии, какую давало экранное партнерство Брайана Крэнстона и Джесси Пинкмана в пяти сезонах "Во все тяжкие" вы больше не найдете.

-6

И это только вершина айсберга, но стоит вспомнить о Скайлар и Уолтере-младшем, которым пришлось переживать потрясение за потрясением, о бесстрашном Хэнке Шрейдере, идущим за тенью Хайзенберга, о Густаво Фринге, одном из лучших злодеев XXI века, и Майке Эрментрауте, загадочном "темном рыцаре Альбукерке", живущем в рамках собственной этики, о блистательном мошеннике с добрым сердцем Соле Гудмане, и вы удивитесь органике шоу. Громадный список героев, локаций, ситуаций, намерений филигранно вписан в рамки одной большой истории, где каждая деталь на своем месте, а весь механизм идеально отлажен.

-7

Продолжения показали, что история не кончилась

В списке лучших концовок сериалов "Во все тяжкие" тоже заслуженно занимают одну из верхних позиций. Было немного странно желать любимому персонажу, за которым мы следили более пяти лет, смерти, но это был единственный способ искупления – отрадно, что Гиллиган не стал миндальничать с дорогим ему героем и осознанно поставил в его судьбе точку. Но это касалось Уолтера Уайта, а вот в отношении остальных персонажей осталась недосказанность, да еще какая! И появившиеся позже полнометражный фильм "Путь" и сериал "Лучше звоните Солу" продемонстрировали интерес публики к судьбам героев.

-8

"Путь" помог аудитории определиться с тем, заслуживало ли раскаяние Джесси Пинкмана его финального спасения. В сериале мы оставили его потерянным и почти обезумевшим после пленения неонацистами, фильм дал герою свободу, позволил еще раз увидеть друзей и врагов, смириться с потерей любимой девушки, обрести билет если не в рай, то на какой-то островок безопасности, в то место, где жизнь не будет казаться нескончаемым ужасом. Кто-то считает, что "Путь" был всего лишь попыткой нажиться на былой славе "Брэкинбэда", но мне не кажется, что в фильме доминировала жажда наживы со стороны создателей. Скорее им действительно хотелось расставить точки над И и сменить финальное многоточие сериала восклицательным знаком.

-9

Несколько иначе с самого начала смотрелся "Лучше звоните Солу" – этот сериал силами ведущего персонажа смог не просто выбраться из тени "Во все тяжкие", но и встать с ним на одну ступеньку. Нетривиально разделенная хронология событий "Сола", позволила этому проекту охватить время до и после событий с Уолтером Уайтом, и это добавило красок оригинальному сюжету. Отдельно стоит сказать, что, как и в случае с "Во все тяжкие", Винс Гиллиган для "Лучше звоните Солу" создал великолепный ансамбль характеров, каждый из которых филигранно прописан, глубок и объемен. Может, трагизмом и драмой Сол до Уайта не дотягивается, но чувственности и эмоций в нем достаточно, чтобы аудитория полюбила и этот проект. Полюбила так, что поставила его рядом с оригиналом.

-10

Сериал работает на повторе

Слабая концовка – бич многих современных проектов, даже самых масштабных и амбициозных, вне зависимости от жанра. Вспомните финал "Игры престолов" – он так оскорбил зрителей, что пересматривают это шоу без особого восторга и не до конца. Или "Декстер" – финишное малодушие заставило авторов спустя много лет менять концовку и ставить полновесную точку. У "Во все тяжкие" таких проблем нет – идеальный последний сезон делает сериал образцовым произведением, легко переносящим многочисленные повторные просмотры. Даже не так. В концовке "Брэкинбэд" набирает такие обороты, что оторваться просто невозможно – и каждый раз смотрится здорово.

-11

При этом, "Во все тяжкие" – наверное, самый тщательно исследованный сериал в истории кино. Фанаты и по сей день вглядываются в каждый кадр, многократно просматривают каждую сцену, находят новые удивительные детали, придумывают безумные (куда уж мне до них) теории и выдвигают свежие идеи. 15 лет для этого шоу – не возраст, "Брэкинбэды" стали только крепче и основательнее. Это абсолютный феномен в индустрии – сериал не просто работает в повторном исполнении, он по-новому раскрывается и дает пищу для новых обсуждений. Вспомните еще какой-то подобный пример? Уверен, что нет.

-12

Темная сторона истории с возрастом всё убедительнее

Мне часто приходится читать мнения о сериале, кратко формулируемые таким образом: "Это всего лишь история о плохом парне, которого авторы пытаются показать жертвой". Возможно, на первый взгляд это и так. Но фокус "Во все тяжкие" кроется в том, что это шоу имеет свойство по-разному влиять на аудиторию разного возраста, и вместе с взрослением зрителя сюжет обретает новые краски и смыслы. Совсем молодая публика зачастую ассоциировала себя с Джесси, не придавая большого значения дуге Уолта. Но при повторных просмотрах, с обретением собственного жизненного опыта, с изменением мировосприятия сериал для многих выглядит иначе. И сумрак, который поглощает душу Уайта становится с возрастом всё отчетливее виден.

-13

Многие сериалы не выдерживают испытание временем, потому что делают ставку на сиюминутные тренды, на моду и "актуалочку". В итоге, через три-пять лет смотреть их нет смысла – забылись темы, изменились вкусы, повестка развернулась в обратном направлении. "Во все тяжкие", как благородный алкоголь многолетней выдержки, без суеты говорит о темах, которые не теряют актуальности и не меняют своих знаков в зависимости от расовых, гендерных или политических конъюнктур. Эгоист, теряющий жизненное равновесие и погружающийся в пучину криминала – тема если не вечная, то долгоиграющая. Такой образ будет работать и через 15, и через 50 лет. Время, конечно, давит, но Уолтер Уайт не из пластилина...

-14

Большой ли для сериала срок – 15 лет? Да, большой. Можно сказать громадный. Полтора десятилетия – это полная смена ритма жизни, перемена мод и течений, появление новых гаджетов и исчезновение привычных жизненных ориентиров, изменение границ и несколько волн разных кризисов. Удержаться на плаву в этом водовороте способен не каждый полнометражный фильм, а уж сериалу тем более тяжело. "Во все тяжкие" со штормами справляется. Он всё еще крепок и статен, он захватывает дух, и заставляет стучать сердце сильнее. Разве нет? Тогда почему вы еще здесь, а не в Альбукерке?..

-15

Надеюсь, был убедителен, хотя и не настаиваю на абсолютной своей правоте, все-таки искусство – дело субъективное. Поэтому, вы пока подумайте, а я пошел писать что-нибудь другое, на канале Киноведа в штатском – здесь и в телеграме – ценится разнообразие. Заглядывайте к нам регулярно, и не будете разочарованы. Читайте, смотрите, не болейте, берегите себя и близких, ешьте жареную курочку, и...

-16

Увидимся в кино!