Найти в Дзене
Версии жизни

Вы ждете новый роман Виктора Пелевина, а мы его уже прочитали - это SNUFF

Пришло сообщение, что традиция появления в августе нового романа эпатажного писателя будет нарушена, и читатели получат в новой яркой обложке переиздание утопии SNUFF. Если это розыгрыш, то скоро все откроется, а мы ничего не потеряем. Так получилось, что роман в 2012 году я купила, но из-за предельной загруженности поставила на полку. Открыла только сейчас и в очередной раз поразилась прогностическому дару писателя, будущее у него как всегда свое -оригинальное. И дело не только в несчастной Уркаине, ведущей очередную войну под условным номером 261 с орками или другими вымышленными персонажами, дело в философском восприятии новой реальности. Впрочем, сообщения в СМИ, что наши противники сегодня называют русских орками говорит о том, что они заблуждаются, а роман Пелевина в глаза не видели. В отдаленном будущем по большому счету можно устроить все, что угодно, но если как предлагает Пелевин попробовать осознать его с помощью креативной программы, заложенной в робота, то получится сов

Пришло сообщение, что традиция появления в августе нового романа эпатажного писателя будет нарушена, и читатели получат в новой яркой обложке переиздание утопии SNUFF. Если это розыгрыш, то скоро все откроется, а мы ничего не потеряем.

Так получилось, что роман в 2012 году я купила, но из-за предельной загруженности поставила на полку. Открыла только сейчас и в очередной раз поразилась прогностическому дару писателя, будущее у него как всегда свое -оригинальное. И дело не только в несчастной Уркаине, ведущей очередную войну под условным номером 261 с орками или другими вымышленными персонажами, дело в философском восприятии новой реальности. Впрочем, сообщения в СМИ, что наши противники сегодня называют русских орками говорит о том, что они заблуждаются, а роман Пелевина в глаза не видели. В отдаленном будущем по большому счету можно устроить все, что угодно, но если как предлагает Пелевин попробовать осознать его с помощью креативной программы, заложенной в робота, то получится совсем другая оценка – провокационная, экстремальная, фантастическая и одновременно похожая на правду.

На самом деле авторскую задумку про общество будущего не так легко расшифровать, все события запутаны в какой-то немыслимый клубок действия и противодействия, что лучше, наверное, пойти по пути главных героев – супер-летчика Дамилолы, орка Грыма и его подруги Хлои. Не без трепета добавляю в эту человеческую кампанию высокоорганизованного робота Каю. Все они существуют в повествовании в определенных обстоятельствах, связанных с социальными ролями.

В новой реальности мужчины покупают для личной жизни роботов, эти так называемые суры по настройке выполняют необходимые действия и выражают чувства. Естественно, рождением детей в таком обществе никто не озабочен, их просто доставляют из «нижнего мира». Лживая и лицемерная мораль высшей власти проявляется во всем, подданные понимают это и, чтобы сделать карьеру, каждый старается соответствовать требованиям. По сюжету восстает только храбрый воин Грым, в высшем мире орк пытается осмыслить и даже переменить реальность, но везде выставлена пустая проекция иллюзий, с которыми никто не борется - смирились. Не помогают ему ни благоприятные пророчества гадательной книги древности Дао Песдын, ни покровительство сильных мира сего. Судьба, однако.

Цена правды и вымысла

Если честно, то иногда хочется расписаться в неприятии запутанных ходов, сменяемых исторических пазлов и моделей. Сюжет теряется в новоязе, англицизмах и, пардон, в мате, но наверное, это и подталкивает нас к собственным размышлениям по поводу сборного Бога Маниту, власти денег, кино и войны. «На самом деле, -рассказывает главный герой (по фамилии Карпов),- над каждой войной работает огромное число людей, но их усилия не видны постороннему взгляду. Войны обычно начинаются, когда оркские власти слишком жестоко давят очередной революционный протест».

Цена правды и вымысла не равнозначна. Орки, кстати, в романе говорят по –верхнерусски. У них давно нет национальностей и фамилий, только номера (индивидуальный нестираемый номер ставят на руку) и огромные незаселенные просторы земли. В Уркаине, которая претендует на право первородства перед орками, первая по значимости сила – киномафия, вторая Гулаг. Причем, глобальные урки только и мечтают уехать в Лондон, а потом оттуда смотреть телевидение Уркаины.

Сила там, где правда

Нельзя не обратить внимание на рекламу, она в постакалиптическом мире везде, причем, штурмовые камеры реально утверждают – «Сила там, где правда». Существуют экранные словари, они образно разъяснили и понятие SNUFF – спецвыпуск новостей или универсальный художественный фильм. По большому счету этимология слова складывается и по-другому, но с этим читатели будут разбираться сами. Сам Виктор Олегович по ходу пьесы решил подстраховаться, и верной рукой увел роман в беспроигрышную сферу любовно-эротических отношений.

Уравнение любви

Не знаю заметили ли вы, что автор давно относится к женщинам без особой эмпатии, даже наоборот, с особой придирчивостью и даже зловредностью. Дорогого стоит проследить полную сарказма препарацию отношений между героями и роботами, вернее, робот один – Кая, а поклонников двое – летчик Дамилола и плебей Грым, есть и сочувствующие. Впрочем, в аннотации говорится, что книга посвящается «глубоким тайнам женского сердца и высоким секретам летного мастерства». Вернемся к летчику, он живет в двух ипостасях – войне и мире, но скоро мир в его доме превращается в местную войну с цифровым интеллектом на фоне сексуальных провокаций. Его сура с мозгами высшего порядка, а точнее – резиновая цифровая кукла стоит немеряных денег (куплена в кредит) и олицетворяет главную черту женского рода – высшее сучество. Вы с долей сочувствия или сарказма будете читать страницы, где Кая заказывает бесконечные наряды, тырит деньги с карточки хозяина и готовится сбежать с любовником бесследно.

К чести автора надо сказать, что он не погнушался в характер Каи добавить добрую дозу интеллекта и высшей духовности. Коктейль получился гремучий, особенно в моменты мгновенной оценки ситуации. Благодаря этому, между партнерами соблюдается понимание, Дамилола даже выводит Каю в «свет». Это было ошибкой, романтическое перемирие нарушает жуткая ревность, оказывается, робот может влюбиться совсем не в хозяина, а в пригретого из милости орка. Рассказчик и герой - отважный летчик совсем не сомневается в возможности любви живого человека и робота и летит в неизвестность, чтобы отомстить.

В общем , мы сами ответственны за то, что делаем со своей и чужой жизнью. Атмосфера непредсказуемости и тайны сохраняется до последней страницы, чем и хорош умница Пелевин.