(книга «Больше, чем тире»)
Ну так вот, дорогие мои друзья. Предыдущая часть закончилась интригующей фразой, что в повседневную жизнь первокурсника вмешался один неприметный случай, который резко изменил череду событий, которые могли совершенно по-иному сложить судьбу героя рассказа.
Мы оставили нашего желторотика с его большим багажом неувольнений и взысканий за потерянный чемодан. И, хотя чемодан был найден, но всё равно, как говаривали древние латиняне: «Nota nostra manet» (наше замечание остаётся в силе) и по исчислению философических таблиц первое увольнение курсанта должно было совпасть с его первым лейтенантским отпуском. Пускай это, может быть, и не совсем удачная гипербола, но от этого первокурснику не было легче. Находясь под «домашним» арестом, а точнее - на неофициальном казарменном положении, признаться нет уже никакого ни стимула, ни мотивации, да и обыкновенного желания идти куда-то вперёд и усердно грызть гранит науки. Да к тому же тогда сыграл ещё один немаловажный фактор: семья этого курсанта находилась в длительной трёхлетней загранкомандировке. И хотя у курсанта в Калининграде были родственники, но это никак не могло сравниться с родной семьёй: с родителями и младшим братом. Редкие звонки по телефону-автомату из училища дедушкам да бабушкам, мол, всё в порядке, тоже служили малой психологической поддержкой, и поэтому курсант поплыл. Протяжно и томительно. Появились хвосты, незачёты и прочие учебные долги. Вскоре такой заплыв перешёл в глубокое погружение. Дело стало принимать уже серьёзный оборот, грозивший банальным отчислением из училища по неуспеваемости. Круг общения у курсанта тоже значительно сузился, и он незаметно для себя и для всех превратился в эпикурейца-отшельника, с которым мало кто желал общаться и поддерживать дружеские отношения.
И вот в такой необычной ситуации, этого курсанта, как раз с просмотра программы «Время» вдруг высвистал к себе в старшинскую заместитель командира второго взвода Михаил Петушков.
- Ну-ка напиши что-нибудь, - приказал он, протянув тетрадный листок с шариковой ручкой своему подчинённому.
Тот, ничего не понимая написал несколько слов из инструкции дневального по роте, которую все первокурсники знают наизусть.
Петушков внимательно посмотрел на текст, довольно хмыкнул и сказал:
- Садись. Есть к тебе дело.
- ??? – курсант недоумённо смотрел на своего сурового начальника и только молча хлопал глазами.
- Надо помочь хорошему человеку.
- Я готов! А чем?
- Мне через две недели необходимо сдать один большой реферат по торпедному оружию военно-морских сил вероятного противника. Времени катастрофически не хватает, потому что есть и другие неотложные дела и задания. А почерки у нас с тобой очень похожи. Смекаешь?
- Так точно.
- Отлично! Тогда вот тебе журналы ЗВО (зарубежное военное обозрение). Вот форматные листы, ручки, карандаши и перья. Садись и приступай. В качестве поощрения за усердие я тебе объявляю тотальную амнистию – на все субботы и воскресенья вплоть до экзаменационной сессии даю тебе добро на увольнения в город.
- А учебные задолженности? И в субботу увольнения тоже будут?!
- Даю слово!
Да! За такое и ради свободы можно было решиться придти на помощь своему замкомвзвода. И курсант приступил к исполнению чужого реферата, за который его начальнику должна быть автоматом поставлена пятёрка за экзамен по предмету «Боевые средства флота». Реферат и вправду обещал быть объёмным и тяжелым с непременными иллюстрациями вражеских торпед, типов и видов коих к удивлению первокурсника в капиталистическом мире скопилось превеликое множество. Текст переписывался на форматные листы с особой тщательностью и с максимальным приближением к печатным буквам. Теперь озадаченный чужим рефератом курсант переписывал многочисленные тексты и таблицы на всех занятиях – на лекциях, и на самоподготовке, вместо коллективного просмотра программы «Время» и строевой вечерней прогулки. Чтобы подчинённого никто не отвлекал, и чтобы не было лишней утечки информации о сим факте, ЗКВ на всё вечернее время запирал рефератчика в командирском кабинете, где в тиши и атмосфере командирского спокойствия писалось особенно приятно. И вот когда добрая половина реферата уже была готова, в кабинет вдруг ворвался Петушков весь встревоженный и недовольный:
- Концепция меняется! Теперь реферат надо оформлять на ватманских листах! - с этими словами он вручил «рефератчику» толстый рулон листов ватмана, - Дерзай. Можешь не спешить, что чтобы через три дня всё было готово.
Мда. Концепция. Будь она неладна. Теперь приходилось аккуратно разрезать ватман на форматные листы А4, потом их аккуратно разлиновывать (ибо сквозь толстую бумагу специальная рефератная зебра уже не просвечивалась) и уже на них заново писать весь текст. Времени было в обрез, так что писать приходилось с самого вечера и до самого утра. А в учебном графике училища пора лекций уже безвозвратно прошла и наступила пора контрольных занятий, практических уроков, зачетов и тому подобное, на которых «рефератчик» усиленно боролся со сном. Учебный процесс был позабыт-позаброшен, и очередная партия неудов и незачётов ненасытными москитами теперь ежедневно разъедала мозг первокурснику. Но зато реферат стал приобретать нешуточные и даже угрожающие очертания этакого мраморно-монолитного «гроссбуха», и к установленному сроку он был готов.
Своё слово замкомвзовда держал, точно и неукоснительно отправляя в увольнения своего писаря. Но именно в этом и была ирония судьбы: рефератчик забросил учёбу и весь в долгах, как в шелках, он беспрепятственно увольнялся в город на общих основаниях и по субботам, и по воскресеньям. Реферат был сдан, досрочная пятёрка за экзамен по боевым средствам флота замомкомвзвода была получена, ну и в качестве справедливого итога к летней экзаменационной сессии первокурсник был успешно не допущен. И в то время, когда его одноклассники сдавали экзамены по физике, вышке, военной истории, вычислительной техники и истории КПСС, бывший халявщик-рефератчик старательно защищал проваленные ранее контрольные задания, лабораторные работы и исправлял полученные двойки. Так что к окончанию экзаменационной сессии ему удалось со скрипом и мучениями только закрыть все свои прегрешения и получить долгожданный допуск к экзаменам.
Но наступила пора первой морской практики, когда вся рота была отправлена в Эстонскую ССР на автобусах, где по пути второй и часть четвёртого взвода умудрились попасть в автокатастрофу. Об этом написана отдельная документальная повесть «Катастрофа» в пяти частях (часть 1, часть 2, часть 3, часть 4, часть 5). Но вот и практика закончилась. И все вернулись с практики обратно, когда уже следующим утром на целый месяц все разбежались, разъехались по местам проведения своего первого летнего отпуска. В роте остались только «академики», получившие ранее на экзаменах двойки, и теперь имели шанс на повторную пересдачу. Остался с ними, как вы и догадались, и тот самый «недопущенный» рефератчик.
О подробностях всех его перипетий рассказывать особого смысла нет - это было не так интересно и захватывающе - сидеть в ленинской комнате и зубрить то, что не зубрил ранее. Но вся рота была искренне уверена, что этот писарь рано или поздно будет отчислен за неуспеваемость, но так уж получилось, что на момент пересдачи он не использовал ещё ни одной попытки. И в тот момент, пока кто-то убывал к месту отпуска после удачной пересдачи, а кто-то уже вместо отпуска уезжал на флот после очередного провала, этот курсант потихонечку и не спеша сдавал свою первую летнюю сессию. Рота уже давно опустела, и он остался один… Но всего за каких-то двадцать дней все пять экзаменов были сданы с первой попытки, и курсант, нашив себе на рукав вторую галочку радостно убыл на оставшуюся декаду в отпуск к родне в Калининград.
А вечером 31 августа на ротном построении по случаю прибытия курсантов из отпуска, начальник курса вывел из строя писаря-рефератчика и, слегка подтрунивая, над ним произнёс:
- Вот полюбуйтесь на своего уникального сокурсника. У него есть вот такая «хобба» - он предпочитает сдавать экзамены вместо своего законного отпуска…
Правда, с тех пор вот таких жутких и тяжелых ситуаций у этого курсанта более не случалось.
Да, кстати, про тот самый реферат. Он оказался настолько хорошим, что в последствии тот самый рефератчик, уже будучи на старших курсах не раз видел его на кафедре боевых средств флота, и который использовался уже в качестве рекомендованного преподавателями неплохого учебного пособия, конечно же под авторством его бывшего ЗКВ.
© Алексей Сафронкин 2022
Другие истории из книги «БОЛЬШЕ, ЧЕМ ТИРЕ» Вы найдёте здесь.
Если Вам понравилась история, то не забывайте ставить лайки и делиться ссылкой с друзьями. Подписывайтесь на мой канал, чтобы узнать ещё много интересного.
Описание всех книг канала находится здесь.
Текст в публикации является интеллектуальной собственностью автора (ст.1229 ГК РФ). Любое копирование, перепечатка или размещение в различных соцсетях этого текста разрешены только с личного согласия автора.