Найти тему
Ольга Зейналоглы

Раппорт в терапии или «Оля, почему ты не отводишь от меня глаз?»

Во время консультации, психолог должен быть максимально собран, чтобы удержать внимание на нескольких аспектах:

✔️ Запрос клиента

✔️ Вербальные и невербальные реакции

✔️ Отклик в теле

✔️ Темп и манера речи

✔️ Скорость и глубина дыхания

✔️ Мимика, движение глаз и тд

Эти пункты нужно отслеживать как в отношении клиента, так и в отношении собственных реакций. Ведь идеальными бывают только произведения скульпторов. А нас создали живыми и эмпатичными людьми.

Иногда, в запросах клиентов мы можем находить личный отклик. Его необходимо вовремя считать и вынести за пределы терапевтического сеанса. Чтобы развить в себе этот навык, психолог должен находиться в личной терапии. Поэтому, я беру регулярные консультации коллег.

А качественная работа с клиентом всегда начинается с раппорта. Это форма установления контакта, которая включает в себя физическую и ментальную сонастройку.

В начале консультации, я задаю самые обычные, на первый взгляд, вопросы и считываю естественную реакцию по всем вышеперечисленным пунктам.

На этом этапе я выбираю форму диалога и наиболее эффективные инструменты.

Затем перехожу к терапевтическим вопросам, чтобы вывести клиента на нужный симптом. И чистый раппорт позволяет считать реакции в мельчайших деталях. Когда человек пытается слукавить, и контролирует жесты - его выдает речь. Когда, неосознанно пытается уйти от ответа - подключается мимика и тд.

Ведя клиента через глубокие слои подсознания, я отслеживаю любые изменения в его состоянии. И считывая реакцию тела, понимаю на каком вопросе нужно остановиться подробнее.

При этом учитывается глубина погружения, время, цель терапии, личные качества клиента, и его готовность к проработке

Во время консультации, психотерапевт превращается в настоящего детектива 🧐 И ослабить внимание - значит упустить важную деталь.

А упущенные детали - не мой метод ❌