Найти тему
Ciao, Linetta

Juste la fin du monde / Это всего лишь конец света, Ксавье Долан

Оглавление

Случайно наткнулась на кадры из "Это всего лишь конец света" (2016) в группе ВК о кино: синеглазый Гаспар Ульель и восторженные комментарии о картине Ксавье Долана (теперь я знаю, как правильно произносить его имя) – вот и всё, что нужно, чтобы решить разделить вечер с фильмом.

Без обиняков и долгих предисловий зрителя окунают в омут тоски и печали: герой Луи – наш Ульель, элегантный и в рубашке с расстегнутыми пуговицами и пиджаке с иголочки, и в бейсболке и одежде «для перелёта» – возвращается домой после 12 лет отсутствия. Чтобы сообщить родным, что смертельно болен. 

Особенно остро воспринимается сюжет, когда вспоминаешь, что в начале этого года тридцатисемилетний Гаспар погиб. А его персонажу немногим меньше – 34 года.

-2

Стоит сказать сразу, что это не особо "развлекательное" кино: нужно приготовиться к диалогам и внутренним монологам Луи – непроизносимым вслух переживаниям. 

Знакомимся с семейством Луи: Мартина, мать героя (восхитительное каре и лазурные тени!), старший брат Антуан (Венсан Кассель, этим все сказано), его жена Катрин (о героине Марион Котийяр позже) и сестра Сьюзан (Леа Сейду). На полчаса забываешь о цели визита Луи: настолько погружаешься в атмосферу семейства – с сумасшедшинкой, бесконечными пререканиями и ссорами, но со своеобразным весельем.

Луи – успешный писатель. Общается с семьёй с помощью почтовых открыток, на которых оставляет всего пару-тройку добрых слов. Каждый из членов семьи бережно хранит свою пачку этих "писем", даже грубоватый, суровый брат Антуан, к которому "не знаешь, как подступиться".

-4

К слову, Луи гей: минимум 4 раза на этом делается акцент, поэтому невозможно не обратить внимание ("Луи, так как у вас не будет своих детей...", "Луи, а ты ещё живёшь в гейском квартале?", "Луи же гей, он оценит мои ногти"...). Отчасти, думаю, это способ лишний раз показать некоторую "непохожесть" героя на остальных. А ещё эта деталь важна для самого Ксавье Долана (делаю выводы, доверяясь Википедии).

А Луи действительно непросто: трогательно готовящиеся к приезду гостя родные засыпают Луи упрёками и рассказами о себе. Это всё это неловкости и обиды: уехал, оставил, как нам себя с тобой вести? Ты даже скрыл свой истинный адрес. Мы тебя любим, но нам больно, что ты бежал от нас и не интересуешься нашими жизнями. Немногословный Луи ещё больше замыкается: вместе с ним мы порой перестаём слышать голоса родственников и погружаемся в задумчивость.

Мартина (мама) ностальгически вспоминает о семейных поездках по воскресеньям; Антуан "взрывается": зачем тебе в наш старый дом, Луи? И ты, Мартина, зачем цепляешься за прошлое? Луи все же заходит в старую комнату – там он когда-то был счастлив с одним человеком. Из грёз наяву его вырывает Катрин, жена Антуана. Именно между ней и Луи происходит немой "диалог" уже в начале знакомства: они ни слова друг другу не скажут, но Катрин, мне думается, и этому будет косвенное подтверждение, поймёт, зачем приехал Луи. Она тоже будто бы "не из этой семьи"- человек со стороны.

-7
-8

Вопросы для тех, кто только посмотрит картину:

Как думаете, сказал ли Луи семье о болезни? Как они могли отреагировать? Это предлагаю выяснить вам, чтобы без спойлеров.

Ещё пара заметок:

  • музыка, прекрасно дополняющая фильм
  • стиль героев как вдохновение
  • работа со светом и цветом: много тени, много закатного неба, много синего
  • ощущение кома в горле в конце – напряжение жутко усиливается (музыка, часы с кукушкой, сигареты). И только одна Катрин чувствует: Мартина, что-то случилось, Мартина, где все?
  • всего 5 действующих лиц, а какой эффект.

Подводя итоги:

Фильм мне однозначно понравился. Как минимум, завораживающей "картинкой". Да и полтора часа полюбоваться знаменитыми французами кто ж откажется?

Но в целом остаётся весьма тягостное ощущение. Зато понимаешь, что кино вызывало эмоции - а это самое главное.



#ксавьедолан #гаспарульель #французскоекино #этовсеголишьконецсвета