Найти тему
Культурный вояж

Позднее Возрождение и маньеризм (середина XVI — 1590-е годы)

Отдельным направлением этого периода многие искусствоведы считают маньеризм (от итал. «манера»). Художники-маньеристы ориентировались на идеалы античности, однако их сюжеты становись сложными, эмоционально напряженными, а цветовая палитра более яркой и броской.

Особенности маньеризма:

  • перегруженность деталями
  • измененные пропорции фигур, напряженность поз
  • игра с освещением и перспективой
  • особое внимание уделяется красоте героев

Все эти особенности можно увидеть на картине Франческо Пармиджанино «Мадонна с длинной шеей»: удлиненные пропорции тела Богоматери и почти падающий с колен Иисус не похожи на реальность или ранние изображения подобных сюжетов.

"Мадонна с длинной шеей", Франческо Пармиджанино, 1534—1540 гг., Галерея Уффици, Флоренция
"Мадонна с длинной шеей", Франческо Пармиджанино, 1534—1540 гг., Галерея Уффици, Флоренция

Яркие представители направления маньеризма:

  1. Франческо Пармиджанино
  2. Джузеппе Арчимбольдо 
  3. Джорджо Вазари
  4. Джулио Романо

Очень интересный художник этого направления Джузеппе Арчимбольдо прославился удивительными портретами, где человеческие лица изображаются при помощи растений.

Портрет императора Рудольфа II в образе Вертумна, Джузеппе Арчимбольдо, 1590г.,  замок Скоклостер, Стокгольм.
Портрет императора Рудольфа II в образе Вертумна, Джузеппе Арчимбольдо, 1590г., замок Скоклостер, Стокгольм.
"Лето", Джузеппе Арчимбольдо, 1573 г., Лувр, Париж.
"Лето", Джузеппе Арчимбольдо, 1573 г., Лувр, Париж.

Стоит отметить, что некоторые историки искусства вообще не признают маньеризм отдельным направлением, называя его ранней формой барокко.

Музеи
137 тыс интересуются