Найти тему

Завершая литургию сегодня…

Я поминал в конце богослужения святых, как это обычно бывает после каждой Литургии. И в одном ряду оказались автор богослужения святитель Иоанн Златоуст и святая Олимпиада, память которой Церковь совершает сегодня. Примечательно, что Олимпиада была диакониссой в Константинополе в то самое время, когда там жил и проповедовал святитель Иоанн. 

Иоанн, наверное, никогда не думал, что ему придётся быть епископом в столице империи, которая только-только приняла христианство. Эдиктом императора Галерия, а затем и императора Константина, христианство становится дозволенной религией, а вскоре станет религией большинства населения империи. Свободные граждане, рабы и сам император исповедуют себя рабами Божьими - братьями и сёстрами во Христе. Формулируя исповедание веры, Церковь и империя переживают арианскую смуту и два вселенских собора, которые проходят в Никее и Константинополе. Оба эти города последовательно будут столичными. 

Император Феодосий своим эдиктом уже объявляет христианство не просто религией дозволенной, но религией государственной. При Феодосии империя окончательно становится православной. Ритор Либаний – язычник, учивший красноречию святителей Василия Великого и Григория Богослова, - обучает словесному искусству юношу Иоанна из Антиохии, которого признаёт своим самым лучшим учеником и которому с радостью готов передать свою школу красноречия в попечение. Но Иоанна, как и Василия с Григорием у Либания «крадут христиане», - как он сам с горечью напишет в своих письмах. 

Пока пресвитер Иоанн находится в Антиохии и проповедует там, в столице империи кипит жизнь…

Рано овдовевшая знатная девушка Олимпиада становится диаконисой. Она весьма энергична и состоит в переписке со многими выдающимися и святыми людьми. Люди в то время не так активно писали и читали, как мы сегодня. Но те, кто читал и писал, часто состояли в переписке друг с другом. Среди ее адресатов - святители Григорий Богослов и брат Василия Великого епископ города Ниссы Григорий, а также епископ Иконии Амфилохий. 

Все эти люди были знакомы между собой и активно писали друг другу послания. Многие письма дошли до нас. И сегодня мы можем прикоснуться к ним, чтобы отчасти понять, как в те времена существовали Православная Церковь и Византия на излёте золотого века христианской святоотеческой письменности. 

В одну из темных ночей пресвитера Иоанна похищают из Антиохии и привозят в Константинополь, чтобы поставить епископом этого города. Столица нуждалась в таком человеке, который подобно святителю Григорию Богослову, будет проповедовать и наставлять христиан, ещё недавно разобщённых ересями Ария и Македония. Иоанн, как и Григорий, начинает свою проповедь с богослужения. Григорий совершал Литургию в небольшой церкви Воскресения и увлекал паству за собой.

Иоанн начинает Литургию прямо на форуме и ведёт за собой в базилику Феодосия всех горожан, которые стекаются в храм чтобы послушать молодого, талантливого и смелого епископа. 

Он прекрасно толкует Евангелие и не боится говорить правду даже тогда, когда это может стоить ему жизни и церковной карьеры. В быту он неприхотлив. Ему скучно на пиршествах во дворце императора, и он довольствуется горстью риса и небольшим количеством воды. Это вызывает непонимание при дворе, как и то, что столичный епископ обличает нравы знати, говоря о том что империя, совсем недавно ставшая христианской, порой забывает о делах милосердия, и на улицах города остается много нищих и обездоленных. Сам же Иоанн уделяет страждущим много времени. Заботиться о них ему помогает диаконисса Олимпиада. Она принадлежит к знатному роду. Ее мать в первом браке была супругой армянского царя Арсака, после смерти которого вернулась домой и нашла своё счастье в браке с будущим отцом Олимпиады. 

Девушке близки размышления Златоуста о помощи нуждающимся. Иоанн даже останавливает ее ретивость, опасаясь, чтоб она не надорвала свои силы в заботе обо всех нищих и обездоленных.

В это время отношения Иоанна с императорским двором достигают своего апогея. Императрица не скрывает своей ненависти к епископу и плетет сеть интриг. Тот же обличает ее с церковного амвона и сравнивает себя с Иоанном Крестителем, а императрицу - с пляшущей Иродиадой. Император принимает решение об удалении Иоанна из столицы.

Златоуст садится на корабль и видит, как на горизонте вспыхивает базилика Феодосия. Так народ реагирует на ссылку любимого епископа. В поджоге обвиняют Олимпиаду…

Ее лишают имущества и отправляют в ссылку, в которой она и скончается. Святитель Григорий Богослов писал ей наставления в юности, святитель Иоанн Златоуст пишет ей письма перед смертью. Эти письма дошли до нас. Они так и называются «Письма к Олимпиаде». Сам переживая ссылку, святитель Иоанн ободряет Олимпиаду. Его слова исполнены глубокой веры в промысел Божий:

«Итак, не падай духом. Ведь одно только, Олимпиада, страшно, одно искушение, именно — только грех; и я не перестаю до сих пор напоминать тебе это слово; все же остальное — басня, укажешь ли ты на козни, или на ненависть, или на коварство, на ложные допросы, или бранные речи и обвинения, ни лишение имущества, или изгнания, или заостренные мечи, или морскую бездну, или на войну всей вселенной. Каково бы все это ни было, оно и временно, и скоропреходяще, и имеет место в отношении к смертному телу, и нисколько не вредит трезвой душе».