Петровка считается одной из самых важных исторических улиц Москвы. Сложно перечислить все примечательные здания, расположенные на ней. Из основных: Большой театр, Цум, Ново-Екатерининская больница, ну и конечно знаменитая Петровка 38 - главное управление МВД в столице. Все вышеперечисленные места, конечно, по своему интересны, но не ради них я снова и снова прихожу на Петровку. Меня влечёт к себе седая древность Высоко-Петровского монастыря.
Есть две версии основания обители. Самая популярная гласит, что монастырь основал митрополит Киевский и всея Руси Пётр в первой половине XIV века. Якобы многолюдность кремлёвских храмов отвлекала митрополита от молитвы и повелел он построить уединённую церквушку Петра и Павла на лесистом берегу реки Неглинной. Со временем вокруг разросся целый монастырь.
Ещё одна легенда повествует о том, что создателем Высоко-Петровского монастыря был князь Иван Калита. Как-то раз он охотился в лесу неподалёку от города и увидел высокую гору, покрытую снегом. В мгновение ока снег растаял, а затем исчезла и гора. Потрясённый князь попросил митрополита Петра растолковать смысл видения и получил такой ответ: «Гора высокая - это ты, князь. А снег - я, смиренный. Прежде тебя отойду ко Господу я». Князь вскоре вернулся на место видения и приказал соорудить деревянный Петропавловский храм, ставший первой постройкой будущего монастыря.
Как бы там ни было - в конце XIV века обитель уже точно существовала. Её разоряли крымские татары, она сгорала в пламени великих пожаров, но всякий раз монашеская жизнь возобновлялась вновь. Во время очередного пожара 1493-го года монастырь полностью сгорел, при этом некоторые его обитатели погибли. По указу великого князя Василия III обитель была полностью восстановлена и даже обзавелась первым каменным собором, спроектированным итальянским зодчим Алевизом Фрязиным. Его построили на месте той самой, первой церкви Петра и Павла, переосвящённой в честь митрополита Петра. Новый собор был устроен крайне необычно для культового сооружения тех времён: над восьмилепестковым нижним ярусом возвышалась единственная шлемовидная башенка с восьмью гранями. Храм унаследовал название в честь митрополита Петра и был освящён 23-го августа 1517-го года. В конце XVII века, по случаю победы молодого Петра в борьбе за власть с царевной Софьей, бояре Нарышкины дополнили облик здания чертами московского барокко: стены были украшены нарядными порталами и наличниками. Вокруг собора расположилось невысокое гульбище с арочными пролётами.
Вот так собор митрополита Петра выглядел в 2015-м году. Первые десятилетия советской власти он пребывал в запустении. В семидесятые годы была проведена первая реставрация. В начале девяностых годов реставраторы нашли белокаменное гульбище, многие годы скрывавшееся под землёй.
Так собор выглядит сейчас. В качестве финального аккорда, вокруг окон и дверных проёмов был восстановлен расписной орнамент.
В конце XVI века, после возведения стен Белого города, территория обители оказалась в черте Москвы. Во время Смуты монастырь разграбили польско-литовские интервенты. В 1612-м году его восстановили и обнесли каменной оградой. Я уже упоминал, что бояре Нарышкины с особым благоговением относились к монастырю. Всё дело в том, что по соседству располагалась их усадьба. В 1671-м году Кирилл Полуэктович Нарышкин подарил усадьбу своему зятю - царю Алексею Михайловичу, а тот в свою очередь передал её монастырю. Территория обители при этом увеличилась вдвое.
Настоящий расцвет Высоко-Петровский монастырь пережил с воцарением Петра I. Восхождению молодого царя к вершинам власти предшествовало соперничество с собственной сестрой, царевной Софьей.
Матерью Петра I, как известно, была вторая жена царя Алексея Михайловича - Наталья Кирилловна Нарышкина. Само собой она пользовалась поддержкой своей семьи - могущественного клана бояр Нарышкиных. Противником малолетнего Петра в борьбе за власть стал его брат Иван, за спиной которого стояла их честолюбивая сестра Софья. В наше время говорят, что Иван не проявлял интереса к государственным делам, отличался слабым здоровьем и страдал от неких психических проблем. Его матерью была первая жена царя Алексея Михайловича - Мария Ильинична Милославская, происходившая из влиятельного семейства бояр Милославских. Конечно же Милославские поддерживали кандидатуру Ивана в борьбе за престол. В 1682-м году юный Пётр был провозглашён царём, что сильно разозлило Милославских и царевну Софью. Склоки в среде элиты вылились в первое стрелецкое восстание 1682-го года, в ходе которого погибли многие именитые сторонники воцарения Петра. Разъярённые стрельцы зарезали дядю Петра - Афанасия Кирилловича Нарышкина, замучили и казнили другого дядю - Ивана Кирилловича Нарышкина. Престарелого Кирилла Полуэктовича Нарышкина насильно постригли в монахи и выслали в Кирилло-Белозерский монастырь. Вполне возможно, что именно ужасы пережитые в то время сформировали деспотичный характер Петра I, а также стали причиной конвульсий, которые начинались у российского самодержца в минуты сильных переживаний. Итогом восстания стало то, что царём помимо Петра был назван Иван, а регентшей при них стала Софья. Такое странное положение дел сохранялось до 1689-го года. Потом Ивана отстранили от царствования, а Софья лишилась поддержки сторонников и была заточена в Новодевичий монастырь. Бразды правления государством формально перешли к Петру, но фактически многие важные решения принимались его родственниками и доверенными лицами Натальи Кирилловны. Лишь после смерти матери, Пётр I стал таким, каким мы его представляем - деятельным и безжалостным создателем Российской империи.
По случаю победы в противостоянии Наталья Кирилловна и юный царь Пётр развернули в Высоко-Петровском монастыре массовое строительство. В память о своих братьях, убитых стрельцами, Наталья Кирилловна повелела построить собор Боголюбской Иконы Божией Матери. Собор расположился прямо над могилами погибших и со временем стал служить усыпальницей Нарышкиных. Более двадцати представителей этого знаменитого семейства были погребены под сводами храма.
Кирилл Полуэктович Нарышкин, в последние годы жизни не по своей воле ставший монахом Киприаном, умер вдали от дома в 1691-м году. Тело усопшего было предано земле возле стен Богоявленского собора. Во второй половине XVIII века над его могилой появилась небольшая часовня.
В память о своих погибших дядях Пётр I приказал построить изящную колокольню со святыми воротами и надвратным храмом в честь Покрова Пресвятой Богородицы.
Самым значительным вкладом Петра в архитектурный облик обители стала трапезная церковь Сергия Радонежского. В 1689-м году жизнь молодого царя была спасена по причине того, что он вовремя уехал в Троице-Сергиеву Лавру. За ним прибыли потешные полки, готовые оборонять мощные крепостные стены в случае необходимости. Время работало против Софьи и довольно скоро всё её окружение переметнулось в лагерь Петра. Поистине замечательную роль сыграла лавра в судьбе царя, а он в свою очередь не забыл сей факт из своей биографии и сполна воздал почести святому Сергию Радонежскому за чудесное спасение.
Подобно трапезному храму в Сергиевом Посаде эта церковь возвышается над галереей с арочными сводами.
Под помещениями для богослужений расположена просторная трапезная. Едят в ней не только паломники и прихожане. Порой заходят даже люди, которые вовсе не веруют в Бога. Всё дело в соотношении цены и качества. Здесь подают адекватные порции вполне здоровой пищи по весьма неплохой цене. Для центра Москвы с его конскими ценниками, это весьма выгодный вариант повседневного перекуса. Одна беда - в строгий пост вы сможете приобрести лишь блюда растительного происхождения. Ничего «скоромного» в это время там не готовят.
Галерея ещё не отреставрирована, что лишь добавляет ей шарма. По ней приятно гулять, осматривая красоты монастыря сверху.
Галерея соединяет церковь Сергия Радонежского с келейным корпусом.
Келейный корпус тоже был построен в девяностые годы XVII века. В нём располагались кельи и небольшой храм для монашествующей братии. Здание выглядит очень нарядно, особенно впечатляют вычурные белокаменные и кирпичные наличники вокруг окон и дверных проёмов.
Как я уже сказал, территория монастыря значительно увеличилась после передачи ему усадьбы Нарышкиных. На месте дома Нарышкиных появился келейный корпус. Рядом, поверх основания старинных ворот, выросла небольшая церковь Пахомия Великого. Она оставалась действующей до захвата Москвы армией Наполеона в 1812-м году. В ту неспокойную пору в монастыре разместились французские кавалеристы, которые не особо уважительно относились к святыням. То, что можно было унести они забрали, а что нельзя - сожгли или разгромили. После окончания войны Пахомиевская церковь была упразднена.
В 2016-м году она была весьма обшарпанной.
Такой она стала уже в следующем году.
Отсюда можно взглянуть сверху на Крапивенский переулок.
Остался один храм, который я ещё не упомянул.
Это церковь Толгской иконы Божией Матери. Построена в 1750-м году.
Как видите, за последние годы её состояние значительно улучшилось.
Напоследок следует осмотреть надгробия монастырского кладбища.
Кладбище было уничтожено в советское время, но к счастью старинные надгробия избежали разрушения. Их не пустили на щебень для дорог и не сделали шихтой для металлургического завода. Их просто засыпали землёй.
Посмотрите на предыдущую фотографию, а потом на эту. Предыдущая сделана несколько дней назад, а эта - в 2016-м году. Прибавилось надгробий, да? По сей день находят.
Судьба монастыря при большевиках была тяжёлой. С 1923-го по 1929-й годы в обители существовала подпольная община, в которую помимо местной братии входили монахи Смоленско-Зосимовой пустыни. В 1929-м году власти закрыли последний храм бывшего Высоко-Петровского монастыря. В тридцатые годы как минимум семь монахов и прихожан были расстреляны. Позже их канонизировали в лике новомучеников.
Храм Сергия Радонежского стал библиотекой. Собор митрополита Петра превратился в литейный цех. В Боголюбском храме разместился заводик по ремонту сельскохозяйственных машин. В остальных постройках монастыря были коммунальные квартиры.
Говорят, что монастырь и вовсе хотели снести ради расширения улицы. Как ни ужасно это звучит, но многие уголки старинной Москвы спасла война. Довоенные планы реконструкции столицы подразумевали снос гораздо большего количества исторических кварталов.
В 1959-м году монастырь получил статус памятника архитектуры. После этого на его территории начались реставрационные работы, которые часто прерывались в связи с отсутствием финансирования.
Даже сейчас реставрация ещё не завершена в полной мере.
В 2016-м году рядом с надгробиями стояли гигантские пасхальные яйца. Теперь их нет.
В общем-то всё основное я сфотографировал. Можно идти на выход. Возле ворот лежит куча старинных надгробий, найденных во время недавних раскопок.
Если будете в Высоко-Петровском монастыре не забудьте посмотреть на жилой дом Константинопольского патриаршего подворья.
Позже я подробно расскажу о нём.