После освобождения Калинина (Твери) в декабре 1941 г. от немецких войск, жители города находились в шоке, они с трудом могли узнать родные места. Множество строений были уничтожены или серьёзно пострадали от обстрелов и бомбёжек. Электротранспорт прекратил свою работу, предприятия встали. Телефон, телеграф, радиосвязь, водопровод и мосты через Тьмаку были разрушены. Жизнь в Калинине остановилась.
Уходя из Калинина, немцы успели взорвать мост.
И вновь город оказался разделённым Волгой на две части. Чтобы исправить ситуацию, было принято решение не полностью, а лишь частично восстановить мост через Волгу. Такой шаг был продиктован суровыми условиями войны и желанием как можно скорее вернуть жизнь в Калинин.
За 2000 км от Калинина, в далёкой Венгрии, мост Франца - Иосифа разделил печальную участь своего волжского коллеги. В январе 1945 г. отступающими из Будапешта немцами, все мосты через Дунай были взорваны.
Спустя месяц, части Красной армии навели понтонную переправу к уцелевшей части моста. А его разрушенные элементы начали демонтировать. Эта мера была временной, однако она позволила наладить сообщение между двумя частями венгерской столицы Будой и Пешт, впервые после осады города в 1944-1945 годах (Будапештская операция).
Весной 1946 г. началось восстановление моста Франца - Иосифа в Будапеште, в ходе реконструкции использовались планы оригинального проекта 1894 г. 20 августа 1946 г. мост был открыт для движения жителей и машин, восстановлено движение трамваев. Ему дали новое название: «Мост Свободы».
Вернёмся в Калинин. После окончания войны, Старый мост был полностью восстановлен за несколько месяцев, с сентября 1946 по январь 1947 года.
В 1957 году Старый мост попрощался с трамвайными путями, годом ранее трамваи начали стучать колёсами по Новому мосту.
На излёте эпохи застоя, в первой половине 1980-х годов, была проведена реконструкция Старого моста. К тому времени, мост уже не справлялся с возросшей на него нагрузкой, ведь развитие города ушло далеко вперед, а население заметно выросло. На три долгих года с 1982 по 1985 г., движение по нему было закрыто.
В ходе реконструкции, проезжая часть была увеличена до 9 м., под мостом, со стороны Городского сада и набережной А. Никитина (тогда Первомайской набережной) появились тоннели.
Деревянный настил для прохода пешеходов, впервые с момента создания моста стал асфальтобетонным. Помимо этого, были установлены новые пролётные конструкции, заменены фермы. Оригинальные сквозные фермы моста удалось сохранить и были вписаны в новые пролётные элементы.
К сожалению, в результате реконструкции, мост во многом потерял свой первоначальный облик начала XX в., хотя силуэт остался тем же. От прежнего моста сохранились каменные быки (промежуточные опоры моста в Волге) и береговые опоры.
Вместо трамваев на мосту, в ноябре 1994 года появились троллейбусы. Начиная с 1975 г., троллейбусы ходили вместе с трамваями по одному Новому мосту.
Эти «рогатые» от заводов Центросвар и Стеклопластик возили пассажиров в разные части города. Троллейбусные маршруты 1, 3, 4, 6 и 7 до сих пор остаются в памяти жителей города.
Период с 1980-х и до второй половины 1990-х гг. можно считать временем наибольшего расцвета электротранспорта Твери.
В 2016 г. Старый мост прошёл процедуру покраски. Вышло неудачно, спустя год краска начала слезать, элементы моста покрылись ржавчиной. Хотели как лучше, а получилось как всегда, через одно известное место...
Трамваев и троллейбусов в Твери уже не увидеть, они совершили свои последние рейсы в 2018 и 2020 годах. На этом история тверского электротранспорта официально закончилась...
Многие жители с болью в сердце восприняли новости о закрытии трамваев и троллейбусов, они до сих пор вспоминают о «рогатых друзьях» с особой теплотой, некоторые надеются, что электротранспорт всё же вернётся на улицы города.
Сейчас по городу ходят синие автобусы «Транспорта Верхневолжья», к которым есть немало вопросов, а отзывы о них в основном негативные.
В 2020 г. Тверской городской Думой была принята "Программа развития комплексного развития транспортной инфраструктуры Твери на 2020-2039 годы". В ней говорится о возможности преобразования Старого моста в пешеходный.
Тверские власти ещё те «оптимисты» и могут похвастаться «широтой стратегического планирования». Однако это не всегда может идти на благо города и его жителей. В администрации Твери заявили, чтобы действительно реализовать этот замысел, нужно построить не один мост через Волгу. Я сильно сомневаюсь, что когда-нибудь Старый мост будет полностью пешеходным и до сих пор не понимаю, зачем это нужно...
Старый мост по-прежнему привлекает взгляд каждого, кто попадает в столицу Верхневолжья. Он стал одним из главных символов Твери, его можно увидеть на чашках, магнитах и других сувенирах. Мосты на Волге связывают не только два района города, но и различные периоды истории Твери.
Этот мост наравне с Новым является артерией, по которой с самого утра несётся бурный поток из множества людей и машин. Одни спешат на работу, на учёбу, а другие не торопясь идут в магазины или по делам.
На мостах люди встречаются с друзьями, а пары влюбляются на фоне матушки-Волги. Так рождаются невидимые узы, дружеские, романтические и иные, наводятся мосты между разными людьми и идут они по жизни вместе. Многие верят, что эти мосты крепкие и никогда не будут разведены.
А можно не торопясь гулять по мостам на Волге, с одной стороны открывается вид на Городской сад с его многочисленными аттракционами, кинотеатр "Звезда", в котором показывают хороший фильм.
Пройдя чуть дальше кинотеатра и Городского сада, есть возможность встретиться с Пушкиным, памятник которому установлен на набережной. Великий поэт оперевшись на невысокую ограду, погружён в свои мысли. Интересно, о чём же он размышляет?
На другом берегу можно отдохнуть в тишине деревьев сидя на скамейке или подойти к памятнику Афанасию Никитину. Тверской путешественник задумчиво смотрит на Волгу, и готовится отплыть в далёкую Индию на своей ладье.
С наступлением темноты люди на мосту восторгаются вечерней панорамой города, прохожие на набережных любуются ночным освещением зданий и мостов, встречают великолепные закаты и наблюдают чарующие плески волн Волги.
Всё это происходит в течение одного дня в самом центре Твери, в её сердце.
Благодарю за внимание! Если вам понравился материал, ставьте лайки, подписывайтесь на канал!
#история #историяроссии #тверь #мост #волга #архитектура #достопримечательности #троллейбус