Найти тему
Hist in Light

Силуэт всё тот же, но мост немного другой. Старый мост в Твери: от послевоенных лет до наших дней

После освобождения Калинина (Твери) в декабре 1941 г. от немецких войск, жители города находились в шоке, они с трудом могли узнать родные места. Множество строений были уничтожены или серьёзно пострадали от обстрелов и бомбёжек. Электротранспорт прекратил свою работу, предприятия встали. Телефон, телеграф, радиосвязь, водопровод и мосты через Тьмаку были разрушены. Жизнь в Калинине остановилась.

Разрушенный центр города Калинина, декабрь 1941 г. Источник: https://pastvu.com/p/1260380
Разрушенный центр города Калинина, декабрь 1941 г. Источник: https://pastvu.com/p/1260380

Уходя из Калинина, немцы успели взорвать мост.

И вновь город оказался разделённым Волгой на две части. Чтобы исправить ситуацию, было принято решение не полностью, а лишь частично восстановить мост через Волгу. Такой шаг был продиктован суровыми условиями войны и желанием как можно скорее вернуть жизнь в Калинин.

За 2000 км от Калинина, в далёкой Венгрии, мост Франца - Иосифа разделил печальную участь своего волжского коллеги. В январе 1945 г. отступающими из Будапешта немцами, все мосты через Дунай были взорваны.

 Разрушенный мост Франца-Иосифа в Будапеште, 1946 г.
Разрушенный мост Франца-Иосифа в Будапеште, 1946 г.

Спустя месяц, части Красной армии навели понтонную переправу к уцелевшей части моста. А его разрушенные элементы начали демонтировать. Эта мера была временной, однако она позволила наладить сообщение между двумя частями венгерской столицы Будой и Пешт, впервые после осады города в 1944-1945 годах (Будапештская операция).

Понтонная переправа между двумя частями моста в Будапеште. 1946 г.
Понтонная переправа между двумя частями моста в Будапеште. 1946 г.

Весной 1946 г. началось восстановление моста Франца - Иосифа в Будапеште, в ходе реконструкции использовались планы оригинального проекта 1894 г. 20 августа 1946 г. мост был открыт для движения жителей и машин, восстановлено движение трамваев. Ему дали новое название: «Мост Свободы».

Вернёмся в Калинин. После окончания войны, Старый мост был полностью восстановлен за несколько месяцев, с сентября 1946 по январь 1947 года.

Процесс восстановления Старого моста. Источник: фотоархив журнала «Огонёк» // http://www.kommersant.ru/gallery/2432678
Процесс восстановления Старого моста. Источник: фотоархив журнала «Огонёк» // http://www.kommersant.ru/gallery/2432678
Старый мост через Волгу в Калинине, 1946 г. Источник: https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=34373618
Старый мост через Волгу в Калинине, 1946 г. Источник: https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=34373618

В 1957 году Старый мост попрощался с трамвайными путями, годом ранее трамваи начали стучать колёсами по Новому мосту.

На излёте эпохи застоя, в первой половине 1980-х годов, была проведена реконструкция Старого моста. К тому времени, мост уже не справлялся с возросшей на него нагрузкой, ведь развитие города ушло далеко вперед, а население заметно выросло. На три долгих года с 1982 по 1985 г., движение по нему было закрыто.

В ходе реконструкции, проезжая часть была увеличена до 9 м., под мостом, со стороны Городского сада и набережной А. Никитина (тогда Первомайской набережной) появились тоннели.

Подземной переход под Старым мостом, дальше Городской сад. Фото автора, 2022 г.
Подземной переход под Старым мостом, дальше Городской сад. Фото автора, 2022 г.

Деревянный настил для прохода пешеходов, впервые с момента создания моста стал асфальтобетонным. Помимо этого, были установлены новые пролётные конструкции, заменены фермы. Оригинальные сквозные фермы моста удалось сохранить и были вписаны в новые пролётные элементы.

Старый мост, вид с набережной Афанасия Никитина. Фото автора, 2020 г.
Старый мост, вид с набережной Афанасия Никитина. Фото автора, 2020 г.

К сожалению, в результате реконструкции, мост во многом потерял свой первоначальный облик начала XX в., хотя силуэт остался тем же. От прежнего моста сохранились каменные быки (промежуточные опоры моста в Волге) и береговые опоры.

Вместо трамваев на мосту, в ноябре 1994 года появились троллейбусы. Начиная с 1975 г., троллейбусы ходили вместе с трамваями по одному Новому мосту.

Троллейбус №3 едет по Тверскому проспекту в сторону Нового моста, октябрь 1992 г. Источник:  https://transphoto.org/photo/556368/?gid=8304, пользователь Ааре Оландер
Троллейбус №3 едет по Тверскому проспекту в сторону Нового моста, октябрь 1992 г. Источник: https://transphoto.org/photo/556368/?gid=8304, пользователь Ааре Оландер

Эти «рогатые» от заводов Центросвар и Стеклопластик возили пассажиров в разные части города. Троллейбусные маршруты 1, 3, 4, 6 и 7 до сих пор остаются в памяти жителей города.

Троллейбус №7 "Стеклопластик-Южный", 2008 г., источник: https://transphoto.org/photo/69175/?vid=3341, пользователь: Янис Витолс
Троллейбус №7 "Стеклопластик-Южный", 2008 г., источник: https://transphoto.org/photo/69175/?vid=3341, пользователь: Янис Витолс

Период с 1980-х и до второй половины 1990-х гг. можно считать временем наибольшего расцвета электротранспорта Твери.

В 2016 г. Старый мост прошёл процедуру покраски. Вышло неудачно, спустя год краска начала слезать, элементы моста покрылись ржавчиной. Хотели как лучше, а получилось как всегда, через одно известное место...

Старый мост со следами ржавчины, его вновь следует покрасить. Фото автора, 2022 г.
Старый мост со следами ржавчины, его вновь следует покрасить. Фото автора, 2022 г.

Трамваев и троллейбусов в Твери уже не увидеть, они совершили свои последние рейсы в 2018 и 2020 годах. На этом история тверского электротранспорта официально закончилась...

Многие жители с болью в сердце восприняли новости о закрытии трамваев и троллейбусов, они до сих пор вспоминают о «рогатых друзьях» с особой теплотой, некоторые надеются, что электротранспорт всё же вернётся на улицы города.

Сейчас по городу ходят синие автобусы «Транспорта Верхневолжья», к которым есть немало вопросов, а отзывы о них в основном негативные.

Автобус №154 едет в сторону городского кладбища Дмитрово-Черкассы.
Автобус №154 едет в сторону городского кладбища Дмитрово-Черкассы.

В 2020 г. Тверской городской Думой была принята "Программа развития комплексного развития транспортной инфраструктуры Твери на 2020-2039 годы". В ней говорится о возможности преобразования Старого моста в пешеходный.

Тверские власти ещё те «оптимисты» и могут похвастаться «широтой стратегического планирования». Однако это не всегда может идти на благо города и его жителей. В администрации Твери заявили, чтобы действительно реализовать этот замысел, нужно построить не один мост через Волгу. Я сильно сомневаюсь, что когда-нибудь Старый мост будет полностью пешеходным и до сих пор не понимаю, зачем это нужно...

Старый мост по-прежнему привлекает взгляд каждого, кто попадает в столицу Верхневолжья. Он стал одним из главных символов Твери, его можно увидеть на чашках, магнитах и других сувенирах. Мосты на Волге связывают не только два района города, но и различные периоды истории Твери.

Старый мост, вид с набережной Михаила Ярославича. Фото автора, 2020 г.
Старый мост, вид с набережной Михаила Ярославича. Фото автора, 2020 г.

Этот мост наравне с Новым является артерией, по которой с самого утра несётся бурный поток из множества людей и машин. Одни спешат на работу, на учёбу, а другие не торопясь идут в магазины или по делам.

На мостах люди встречаются с друзьями, а пары влюбляются на фоне матушки-Волги. Так рождаются невидимые узы, дружеские, романтические и иные, наводятся мосты между разными людьми и идут они по жизни вместе. Многие верят, что эти мосты крепкие и никогда не будут разведены.

А можно не торопясь гулять по мостам на Волге, с одной стороны открывается вид на Городской сад с его многочисленными аттракционами, кинотеатр "Звезда", в котором показывают хороший фильм.

Кинотеатр "Звезда" и Дом "Ворошиловских стрелков", фото автора, 2020 г.
Кинотеатр "Звезда" и Дом "Ворошиловских стрелков", фото автора, 2020 г.

Пройдя чуть дальше кинотеатра и Городского сада, есть возможность встретиться с Пушкиным, памятник которому установлен на набережной. Великий поэт оперевшись на невысокую ограду, погружён в свои мысли. Интересно, о чём же он размышляет?

Памятник А.С. Пушкину в Твери, фото автора, 2022 г.
Памятник А.С. Пушкину в Твери, фото автора, 2022 г.

На другом берегу можно отдохнуть в тишине деревьев сидя на скамейке или подойти к памятнику Афанасию Никитину. Тверской путешественник задумчиво смотрит на Волгу, и готовится отплыть в далёкую Индию на своей ладье.

Памятник Афанасию Никитину. Фото автора, 2020 г.
Памятник Афанасию Никитину. Фото автора, 2020 г.

С наступлением темноты люди на мосту восторгаются вечерней панорамой города, прохожие на набережных любуются ночным освещением зданий и мостов, встречают великолепные закаты и наблюдают чарующие плески волн Волги.

Всё это происходит в течение одного дня в самом центре Твери, в её сердце.

Благодарю за внимание! Если вам понравился материал, ставьте лайки, подписывайтесь на канал!

#история #историяроссии #тверь #мост #волга #архитектура #достопримечательности #троллейбус