Еврейское по происхождению имя Елизавета (Элишѐва) переводится как «Бог мой – клятва», «почитающая Бога», «заклинающая Богом», «Бог – моя клятва, Богом и клянусь».
В европейских и некоторых других языках вариации этого имени, как и уменьшительные его версии, звучат очень похоже, близко к общепринятой форме – Елизавета: 6 Элизабет, Лизбет, Лиззи, Бетси, Бэсс, Бэт – английская форма имени; Элизабет, Эльзбет, Лизхен, Эльза, Луиза – немецкая; Элизабет, Элиз, Бабетта, Лизетта – французская; Эльжбета, Эля, Эльза, Бетка – польская; Элизабет, Элли – американская; Элизабет, Изабелла, Бэлла, Лича – испанская; Элазиза, Лазиза – арабская. В западноевропейских языках также существует форма Изабелла (Изабель, Исабель), восходящая к средневековой форме имени Елизавета – Isabella (lsabeu, Ysabè). Обе формы имени были распространены среди высших кругов общества и считались королевскими именами. Несмотря на существование в католических святцах латинизированной формы Isabella, европейские королевы, носившие это имя, фигурировали в латинских хрониках как Elisabetha (Елизавета): Elisabetha Regina Castiliae (Изабелла Кастильская) и Elisabetha Regina Angliae (Елизавета Английская). Имя Елизавета оказалось популярным и среди европейских венценосных особ. Елизавета Тюдор стала королевой Англии в 1558 году и искусно управляла страной в течение 45 лет практически без всякого участия парламента (за все время своего царствования она созывала парламент только 13 раз). Эпоха Елизаветы стала блестящим периодом в истории Англии. Страна превратилась в сильную морскую державу, начался экономический подъем, быстрые успехи делали торговля и промышленность. Натура властная и энергичная, Елизавета очень дорожила своей независимостью и уклонялась от вступления в брак. Благодаря своему политическому чутью и большим дипломатическим способностям она пользовалась исключительной популярностью. С ее кончиной прекратилась и династия Тюдоров.
В средневековых легендах сохранились сведения о Елизавете Тюрингской, дочери венгерского короля Андраша II. После смерти своего мужа ландграфа Людвига двадцатидвухлетняя вдова занялась благотворительной деятельностью: она основывала госпитали и помогала бедным. Эта замечательная женщина, исполненная духом христианского милосердия, после кончины в 1231 году была канонизирована папой Георгием IX. Популярностью в средневековой литературе пользовалась книга «Видение Елизаветы». Аббатиса монастыря в Шенау (Германия) Елизавета видела святых, Богородицу, ангелов, разговаривала с ними и затем записывала свои видения. Эти записи были собраны, отредактированы и изданы ее братом, монахом Экбертом. Из Библии известно о двух святых женах, носящих имя Елисавета: Елисавета, жена Аарона, и Елисавета Праведная, мать Иоанна Крестителя и родственница Девы Марии. Имя Елизаветы, жены Аарона, в различных переводах Биб лии зачастую передается близко к древнееврейскому оригиналу: Элишеба / Элисеба / Элишева. Аарон был родным братом пророка Моисея и первосвященником, он являлся для иудейского народа провод ником откровений, полученных Моисеем от Бога. Аарона, «любящего мир и стремящегося к миру», простой народ любил и почитал. Элишева, его жена, в те времена считалась самой знатной из еврейских женщин. Отец ее, Аминадав, – один из уважаемых и родовитых людей в поколении Исхода. Ее брат Нахшон до сих пор считается символом самоотверженной веры и решительности – это именно он первым вошел в еще не расступившиеся воды Красного моря и двинулся вперед, прекратив тем панику среди евреев, спасающихся от преследующих их войск фараона. Несмотря на богатство и знатность, Элишева исполняла обязанности повитухи – помогала роженицам. Спасая еврейских младенцев от расправы египетского фараона, Элишева отказалась бросать малышей в Нил и подвергала опасности свою жизнь, помогая их прятать. Ее четверо сыновей, Надав, Авиа, Элазар и Итамар, выросли праведниками и стали священниками. В праздничный день освящения храма двое из ее сыновей служили у жертвенника и были сожжены божественным огнем с небес. Согласно толкованию, это произошло по той причине, что братья так стремились к Всевышнему, что их души просто вырвались из тел… На место погибших старших братьев рядом с отцом встали Элазар и Итамар. Элишева была полна веры во Всевышнего и знала, что причина смерти ее сыновей – в их праведности. Судьба Элишевы – пример того, как в нашем мире перемешано добро и зло, радость и горе. Элишева похоронена на берегу Тиберийского озера в Израиле. Поскольку Элишева была акушеркой и спасала новорожденных, на ее могилу приходят молиться о рож дении детей. Святой пророк Захария и святая праведная Елисавета были родителями святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. У праведных супругов не было детей, что считалось в ветхозаветные времена великим наказанием Божиим. Захария был священником в Иерусалимском храме. Однажды во время служения в храме праведный Захария получил весть от архангела Гавриила, что его престарелая жена родит ему сына, который «будет велик пред Господом» и «предыдет пред Ним в духе и силе Илии». Захария усомнился в возможности исполнения этого предсказания и был за маловерие наказан немотой. Вскоре праведная Елизавета действительно почувствовала, что беременна. Пять месяцев она держала в тайне происходящее с ней. Открылась, лишь когда к ней приехала ее родственница – Пресвятая Дева Мария. Увидев Марию, Елизавета, как пишет апостол Лука, почувствовала, что «взыграл младенец во чреве ее». Она «исполнилась Святого Духа» и обратилась к Деве Марии со словами: «Благословенна Ты в женах, и благословен плод чрева Твоего!» Три месяца женщины прожили бок о бок. Когда у праведной Елисаветы родился сын, она по внушению Святого Духа объявила, что назовет младенца Иоанном (в дословном переводе с иврита – «Господь сжалился»), хотя раньше в их роду такое имя никому не давали. Спросили праведного Захарию, и он также написал на дощечке имя Иоанн. Тотчас к нему возвратился дар речи, и он, исполнившись Святого Духа, стал пророчествовать о своем сыне как о Предтече Господа. Нечестивый царь Ирод хорошо знал о необычном рождении пророка Иоанна и хотел убить его, опасаясь, что он и есть Царь Иудейский. Но праведная Елисавета укрылась вместе с младенцем в горах. Убийцы повсюду искали Иоанна. В эти бедственные дни святой Захария исполнял служение в Иерусалимском храме. Воины, посланные Иродом, тщетно пытались узнать у него, где находится его сын. Тогда, по повелению Ирода, они убили святого пророка, заколов его между жертвенником и алтарем. Праведная Елисавета скончалась через 40 дней после своего супруга. Святой Иоанн вырос в дикой пустыне, готовя себя постом и молитвой к великому служению. Он носил грубую одежду, перехваченную кожаным поясом, и питался диким медом и акридами (род саранчи). Он остался пустынножителем до тех пор, пока Господь не призвал его в тридцатилетнем возрасте к проповеди еврейскому народу. Крещением Спасителя пророк Иоанн завершил и как бы запечатлел свое пророческое служение. Праведная Елизавета чтима всеми ветвями христианской церкви. День ее памяти Русская православная церковь отмечает 18 сентября (по новому стилю).
В России допетровской эпохи имя Елизавета в народе популярностью не пользовалось. В силу того что имена детям давались строго по святцам, а в ту пору в церковном году святые жены с именем Елизавета были упомянуты всего пять раз, в конце XVII века это имя можно назвать редким. Внедрение имени шло «сверху»: первая волна моды была связана с правлением Елизаветы Петровны, вторая – с Елизаветой Алексеевной, женой императора Александра I. Петр I ввел имя Елизавета в употребление, назвав так свою дочь – родившуюся в декабре 1709 года будущую императрицу Елизавету Петровну. Петр, нарекая дочь Елизаветой, не в последнюю очередь думал о ее будущем. Надеясь выдать ее когда-нибудь замуж за иностранного государя или наследного принца, он выбрал имя, не чуждое иностранному уху. Многосложное длинное имя было благозвучным, поэтому легко вошло в употребление и укоренилось в России. Так королевское имя стало широко известно и даже популярно и в народной среде. В народной речи из Елизаветы получалась Лизавета, а в краткой форме – Лиза. Православные именины Елизаветы празднуют (даты указаны по новому стилю): 7 мая – Елисавета Константинопольская, игуменья. Согласно историческим источникам, она жила между VI и IX вв. В детстве родители отдали девочку в монастырь. Она выросла в посте и трудах и получила дар исцелять не только телесные недуги, но и душевные. Сестры избрали преподобную Елизавету игуменьей. Преподобная носила одежду из острой власяницы. Тело ее мерзло, но дух горел пламенем Божественной любви. По смерти прах и гроб преподобной Елисаветы также подавали исцеления от болезней; 11 февраля, 18 июля, 1 ноября – Елисавета Феодоровна Алапаевская, преподобномученица, великая княгиня. С детства она отличалась религиозностью и любовью к ближним. На двадцатом году жизни принцесса Елизавета Александра Луиза Алиса Гессен-Дармштадтская стала невестой великого князя Сергея Александровича, пятого сына российского императора Александра II. Жители России скоро оценили ее милосердное сердце и огромный дар творить благо и нести людям добро и помощь. После революции в 1918 году великую княгиню Елисавету Феодоровну вместе с другими представителями дома Романовых перевезли в Екатеринбург, где они были сброшены в шахту. В 1992 году Архиерейским собором Русской православной церкви великая княгиня Елизавета причислена к лику святых и включена в Собор новомучеников и исповедников российских (ранее, в 1981 году, она была канонизированы Русской православной церковью за границей); 18 сентября – Елисавета Праведная Палестинская, мать святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна; 4 ноября – Елисавета Адрианопольская, мученица. В III веке н. э. умерщвлена в Адрианополе за исповедание Христа. Этот век известен как время распространения христианства среди язычников. По народному календарю 18 сентября – день памяти священника Захарии и его жены Елизаветы. Согласно житию, Елисавета первая предсказала своей родственнице Деве Марии рождение Спасителя. Поэтому в народе день памяти родителей Иоанна Крестителя считался подходящим для предсказаний и гаданий. Девушки обычно гадали на суженого, пытаясь узнать свою судьбу. На Захария и Елизавету (Елисавету) было также принято выгонять березовыми вениками кумоху, или лихорадку. «Кумоха – нечистая сила, с лица худюща, большеглаза, синью кожа подернута», – так описывали ее наши предки. Чтобы прогнать болезнь, в этот день топили баню и хорошенько парились.
Считалось, что рожденный на Захария и Елизавету обладает особой силой: его не трогали ни оборотни, ни лешие. Поэтому такого человека старались нанять в пастухи, чтобы он берег скотину от нечистой силы и от злого волка. Также верили, что если рожденный в этот день накосит сена, то коровы съедят это сено с особым удовольствием, а после дадут вкуснейшее молоко. По этому дню (18 сентября) судили, какими будут осень и зима. Смотрели на рябину: если листья рябины уже пожелтели, значит, зима придет рано и будет холодной; а если на дереве видели много ягод, ждали дождливую осень. Если в Елизаветин день на дубах много желудей – к лютой зиме и многоснежному Рождеству. Имя Елизавета по сей день остается популярным, особенно в Европе. Традиционно это имя считалось царским, дворянским и вплоть до XIX века было распространено в большей степени в высших сословиях. В XX и XXI столетиях популярность имени Елизавета колеблется от года к году. Так, после 1920 года Лизы все реже появляются среди новорожденных, в 1960–70-х годах имя становится редким. В конце XX века применение имени Елизавета идет по нарастающей, и в 1999 году отмечается пик его популярности. По данным статистики в 2016 году имя Елизавета стойко держится среди тридцати самых популярных женских имен. Так, в 2015 году в рейтинге имен, данных новорожденным москвичкам, оно было шестым.
Е. Тончу. «Имена женщин России. Елизавета». https://tonchu.org/shop/rossiya---zhenskaya-sudba/elizaveta-imena-zhenschin-rossii/