Найти тему
Пески времени...

Древние китайские "зеркала, пропускающие свет" и их продолжающаяся тайна

Оглавление

До изобретения современных стеклянных зеркал люди разных культур, проживавших от берегов Нила до долины Инда, смотрели на свое изображение в полированную бронзу. Но китайские, а затем и японские мастера смогли сделать бронзовые зеркала "волшебными", заставив их пропускать солнечный свет и проецировать на поверхность узор, изображенный на обратной стороне.

Здравствуйте, друзья!

Древнее искусство подобных китайских зеркал было впервые разработано во времена династии Хань, около 2000 лет назад, хотя позже подобные зеркала стали изготавливать и в Японии. В Китае их называли "Зеркала, пропускающие свет". Известны они и как "волшебные зеркала". Точная технология производства этих артефактов до сих пор остается загадкой для ученых всего мира.

Что представляет собой "волшебное зеркало"

Древние зеркала делали из бронзы, которую тщательно полировали. На обратной их стороне обязательно находился литой узор с различными изображениями и иногда дополнявшимися иероглифами. Передняя, отполированная поверхность, выглядит как обычное зеркало. Но, когда на нее попадает яркий свет, он отражаясь, проецируется на поверхность, и узор с обратной стороны четко виден в проецируемом отражении. Выглядит это так, как если бы твердое бронзовое зеркало вдруг стало абсолютно прозрачным.

Когда солнечный свет попадает на отражающую поверхность определенным образом, появляется скрытое изображение, соответствующее дизайну на обратной стороне, создавая иллюзию, что свет проходит прямо через зеркало. По этой причине они известны на китайском как "прозрачные" или "светопроницаемые" зеркала. CNN Stile

Загадка таинственных древних артефактов

На родине этих исторических диковинок - в Китае, технология производства зеркал считалась утерянной. Правда, существовала древняя рукопись "Записки о древних зеркалах", но впоследствии она исчезла безвозвратно.

Ещё в 11 веке китайский учёный, Шень Гуа, в своей книге «Раздумья об озере снов» написал следующее:

«Я видел такие зеркала, сзади на которых начертано более двух десятков старинных иероглифов, которые совершенно невозможно прочесть… Но если вдруг на него попадает яркий луч солнечного света, то все эти надписи становятся отчётливо видимыми и читаемыми».

До первого тысячелетия нашей эры такие зеркала изготавливались в ограниченных количествах и использовались в качестве сакральных оберегов. Их устанавливали в усыпальницах императоров и знатных вельмож. Затем, в первом тысячелетии н.э. зеркала стали уже бытовыми предметами и производились в большем количестве. Кстати, зеркала именно этого периода и находятся сейчас в музеях.

Ямамото Акихиса, живущий в Японии, сегодня считается одним из немногих мастеров, владеющих древним искусством изготовления подобных зеркал. Мастер держит секреты своей технологии в тайне. Есть такие мастера и в Китае. У каждого из них тоже есть свои секреты, о которых никому неизвестно.

Секреты технологии изготовления зеркал

Еще с 19-го века загадка производства "волшебных зеркал" не давала ученым покоя. Понадобилось целое столетие, прежде чем они разобрались в технологии их производства, но сотворить подобное чудо был никто не в состоянии.

В 1932 году английский ученый сэр Уильям Брэгг приблизился к разгадке древней технологии. Он предположил, что вначале создавались узоры на задней стороне зеркала, а затем методом соскабливания и гравировки на передней его части делались выпуклые и западающие внутрь части. Все это покрывалось специальным сплавом ртути.

Китайские ученые подтверждают это предположение.

Чтобы создать таинственный эффект, ремесленники начинали с нанесения изображений, слов или узоров на одну сторону бронзовой пластины. Ученые полагают, что затем они царапали гладкую поверхность с другой стороны, прежде чем полировать ее, пока она не становилась отражающей, как обычное зеркало. Поскольку пластина была разной толщины, из-за рельефного рисунка процесс создавал очень незначительные изменения кривизны на кажущейся пустой зеркальной стороне. Затем для создания дополнительных поверхностных напряжений, которые были невидимы невооруженным глазом, но соответствовали сложным узорам на обратной стороне, использовалось вещество на основе ртути. (CNN Stile)

Отражение солнечного света происходит на неровной поверхности зеркала следующим образом: выпуклые части рассеивают свет, а вогнутые — собирают его. В результате и образуется эффект «волшебного зеркала».

Но несмотря на то, что многие исследователи пытались воссоздать подобное зеркало, у них ничего не получалось. Зеркало портилось, а нужный эффект не создавался...

Правда, науке известны случаи, когда "волшебное зеркало" обладало одним узором на своей обратной стороне, а отражало совсем другой! Пример этому - зеркало, хранящееся в музее Цинциннати.

"Волшебное зеркало" из Цинциннати

Это, с виду совсем невзрачное, зеркало (датируется временем Династии Хань, последний раз выставлялось на экспозицию в музее в 2017 году) в Музее восточноазиатского искусства Цинциннати хранится более 50 лет. Но то, что зеркало необычное, куратор музея доктор Хоу-мэй обнаружила только весной 2022 года. Она обратила внимание на его странное сходство с зеркалами японского периода Эдо, хотя зеркало было меньше, чем те, что хранятся в музеях Токио, Шанхая и Нью-Йорка, и имело более сложный стиль китайской письменности.( Artnet News) .

Хоу-мэй и эксперт по сохранению экспонатов доктор Сун отправились в хранилище, чтобы на месте провести следственный эксперимент.

"Я попросил Хоу-мэй направить на зеркало сильный сфокусированный свет, и она использовала фонарик своего мобильного телефона, - сказал доктор Сун. - И это сработало".

Дальнейшие эксперименты с использованием более мощного источника сфокусированного света показали изображение Будды.

"Иероглифы на полированной отражающей поверхности зеркала содержат шесть иероглифов (文無阿彌陀佛), которые указывают на Будду Амитабха, в то время как отражение показывает изображение Будды, окутанного небесными лучами."

Заметим, что никакого подобного изображения на обратной стороне зеркала не было.

Учёные предположили что в данном случае, лицевая сторона зеркала вначале шлифовалась, потом на ней вытравливался кислотой некий узор, а после поверхность полировалась.

По данным музея, помимо волшебных зеркал эпохи династии Хань, которые можно увидеть в Шанхайском музее, известно только два других подобных буддийских волшебных зеркала. Одно находится в Токийском национальном музее, а другое - в Метрополитен. Оба являются японскими предметами периода Эдо (1603-1867).

Становится совершенно очевидным то, что рецептов изготовления подобных предметов довольно много. Скорее всего, каждый мастер открывал и хранил свои секреты, которые теперь утеряны. А современные мастера изобретают свои рецепты во многом опытным путем.

Однако, у некоторых исследователей возник резонный вопрос:

"Мог ли выпуклый элемент узора в центре обратной стороны зеркала быть носителем определенной информации? "

Ведь современные диски тоже имеют на тыльной стороне некий узор. Информация там записана в виде спиральных дорожек, углублений, которые выдавлены. Эти дорожки поглощают свет, а основание — отражает его. Информация считывается с дискового носителя при помощи лазерного луча.

Интересно, кто-то пробовал просветить лазером «зеркала, пропускающие свет»? Возможно в будущем учёным всё-таки удастся разгадать тайную технологию «волшебных зеркал».

Верхнее изображение: Китайское "волшебное зеркало". Этот предмет был чрезвычайно редким и дорогим.

Фотографии взяты из открытых материалов.