Попалась на глаза заметка о гаплогруппах башкир, где автор заикается о разнородности этноса (ссылку не дам, у меня не рекламный проект), к сожалению не помню автора или был не указан. Если затрагивать такой вопрос как становление этноса, надо понимать сам процесс формирования и развития этноса (этногенез). Автор скромно умолчал, что исследования показывают, что основа башкир всё же однородна: R1a и R1b примерно равны и вместе составляют процент внушительный. Когда пишут о генофонде русских, то 45-47 % это для них нация однородна, но когда пишут о башкирах, то 46% R1b и общего c R1a почти 90% это неоднородны. Стакан наполовину полон или наполовину пуст. В данной сфере появляется огромное количество псевдонаучных исследований, использующих новую терминологию популяционной генетики для построения псевдонаучных концепций.
В статье Б.А.Муратова и Р.Р.Суюнова «Саки-динлины, аорсы, Ашина и потомки кланов Дешти-Кипчака по данным ДНК-генеалогии» была рассмотрена версия о сако-динлинском происхождении подветви Bashkir-2 (по Рожанскому). Рассмотрен вопрос поверхностно, с большими ошибками и всё обстоятельно «притянуто». Видим некорректное использование методов популяционной генетики. Я, естественно, не генетик и вообще далек от этого, но, знаком с работами И. Рожанского, О. Балановского и А. Клёсова. Правда, с Клёсовым история мутная и, скорее всего, биохимик был приглашен в Россию из США с определенной целью - славянофильство. Все его работы указывают на эту самую «цель». Однако, в его высказываниях есть любопытный момент, говоря о татарах и башкирах он утверждает «по ДНК это почти один народ, хотя есть небольшие вариации». Один народ, часть которой утратила свою родословную, древо, шежере. Если учитывать, что татары это вчерашние мишаре (львиная доля), то мишаре с башкирами генетически близки (по Клесову). Схожая картина с ногайцами (ногаи).
Как и шежере, исследования генетиков вносят больше сумятицы, чем проявляют свет. Этногенез сложный процесс — военно-политические союзы или религиозные предпочтения позволили объединиться племенам. На самом деле человек может быть башкиром, татарином, мордвой, русским с гаплогруппой и I1, и R1a1, и R1b, N3, I2, J2.
В большей части, сегодня мы говорим об этносе, исходя из языковых особенностей. Башкирский язык ярко демонстрирует нам то, как человек осваивал речь., т.е. это своего рода матрица. И, если уж рассматривать в привязке к генетике, то следует рассматривать эволюцию в целом – от гаплогруппы А и далее от неандертальца и кроманьонца к современным людям. По Клёсову «всего в мире существует 20 родов, кластеров. И у каждого кластера своя структура. Эти 20 родов разошлись от первого предка, условно и ненаучно говоря, от Адама. В классификации это список букв, от А до Т. А и B, к примеру, — это преимущественно африканцы. С — как правило, монголоиды: Монголия, Манчжурия, казахи, которые пришли со стороны Монголии. Род R разбивается на две большие части, он уже ближе к концу списка, один из самых молодых». А значит R1a и R1b также одни из самых молодых, условно. Для себя данные гаплогруппы R1a и R1b я называю Урал и Шульген (только для себя). Либо Урал и Шульген это гаплогруппы R и Q - их предковая гаплогруппа P1-M45=K2b2a достаточно долгое время находилась в изоляции. Солнечная и Лунная Династии или разделение власти на царскую и жреческую (светская и религия). Гаплогруппа P является близкородственной O и N. Популярны потомки P среди индоевропейцев (подветвь R) и тюркских народов (подветвь R и Q), и американских индейцев (подветвь Q), а также составляют значительную часть населения Центральной и Южной Азии. Замечу, что еще в конце XIX века тюркские языки не рассматривали отдельно от индоевропейских. В целом данный термин индоевропейский сильно натянут, как и термин финно-угорские, являются ошибочными (по Клесову).
R1a присутствует у всех народов Урала и Поволжья, таких как марийцы, чуваши, мордва, татары, башкиры, коми, русские (кстати, сюда же киргизы и якуты). Надо сказать, что язык у всех перечисленных разный. Когда пишут о славяноязычных народах (славянах), то непременно присутствует указание на братские народы. Но, когда пишут о башкирах (очень часто это сам башкир), то идет разделение на кланы. Не то, чтобы о единстве народа, но, даже имеет место попытка дробления башкир на мелкие племена, создание междоусобицы. Конечно, приятно осознавать, что ближайшим живущим родом династии венгерских королей Арпад (также короли Хорватии, дворяне Шотландии и проч.) являются современные башкиры (R1a). Также родственными башкирам оказались индийские брахманы (R1a) - духовные наставники в семьях большинства каст высшего или среднего статуса (не путать с Брахманом - причина всего существующего). Но, к сожалению, большинство "пишущей братии" из башкир притягивают к этому свой клан и только свой, отодвигая на задний обобщающее башкир. Это не красит народ.
И, одним из распространенных является R1b - от уйгуров до египетских фараонов и басков в Европе. Однако, это не повод для распрей внутри башкирского народа. Впечатление такое, что башкир, отделившись, отпочковавшись от родителей, выйдя из под опеки, тут же образовывал новый клан (этнос). Даже пучок полыни не помогал (тот самый анх др. Египта). Если говорить о родо-племенной принадлежности, то по Абдулгазиной Г. В. (Булякова): “В настоящий момент те информаторы, которых мы опрашивали, плохо знают свою родовую принадлежность, чаще не знают, либо просто говорят: «Я – Башкир (Мин башkортмын)»...” Надо сказать, что ее исследования, заключения несколько поверхностны, особенно в части перечисления башкирских древень и их принадлежности к ырыу. К тому же “ее башкиры” все как один монгольского происхождения (отуреченные монголы), что является бездоказательным. С данными генетиков и вовсе не стыкуется - типичные «монголоидные» (условно) гаплогруппы C и Q у башкир вообще не встречаются (или единичны, нет данных). Y - хромосома не определяет расу, язык, этнос. Черты лица, цвет кожи, особенности психики и мышления прописаны совсем в других хромосомах (если помните их 23 пары, 46) и к классификации от А до Т не имеет отношения (все эти I1, и R1a1, и R1b, N3, I2, J2 в плане языка, этноса или расы ничего не скажут). О барымте Абулгазина Г. В. высказалась в том ключе, что ею промышляли только беднота. Следуя ее логике, диоскуры, сыновья Зевса, из др.греч. мифологии это “беднота”, ведь они также крали невест и уводили скот. У башкир барымта развилась из запрета женитьбы внутри клана (чем дальше, тем лучше).
Один башкир “борется за первородство” усерган, поскольку сам является выходцем из них, другой объявил пещеру Шульганташ “собственностью клана бурзян”. Несложно догадаться, что он сам является выходцем из них. Правда он там понаписал такое, мама не горюй – бурзяне есть потомки кроманьонцев. Для школьного учителя, возможно, такое умозаключение и сойдет с рук, но, его читают некоторые башкиры. Имена не буду приводить, вы народ читающий и прекрасно их знаете. От себя же скажу, что неслучайно башкир называют теми же татарами, только дикими и сами башкиры с таким положением долгое время соглашались. Дикие, на первобытном уровне, без желания развиваться - жить прошлым, заслугами предков уютнее. Ведь самим ничего не нужно делать - просто пожинать плоды. Ещё бы вотчинное право вернуть, тогда можно и существовать, сдавая земли в аренду, как это практиковали некоторые башкиры в прежнее время (мечты некоторых). Где единство? Где путь вперед? Чего ждём?
#генетика
#наука
#история
#анализ