Действительно, Казахстан - это такой клубок разнообразных интересов, противоречий и интриг, что выбор президентом республики Касым-Жомарта Токаева, опытного дипломата и специалиста по внешней политике, представляется самым оптимальным для её народа. Ему в наследство досталось государство с искусственно ограниченным суверенитетом и, чтобы в этих условиях каким-то образом соблюдать баланс интересов, приходится выкручиваться изо всех сил.
О том, что основная отрасль национальной экономики, нефтедобывающая промышленность, принадлежит совсем не Казахстану, я писал в предыдущей статье. Но когда читаешь сухие данные о владельцах основных месторождений нефти и газа в республике, становится многое понятно.
ТОО «Тенгизшевройл» — месторождение Тенгиз
Участники: Шеврон — 50%, ЭксонМобил — 25%, КазМунайГаз – 20% и ЛукАрко – 5% То есть Республике Казахстан принадлежит всего 20%!
Карачаганак Петролеум Оперейтинг Б.В. – месторождение Карачаганак
Акционеры: Роял Датч Шелл плс – 29,25%; ENI — 29,25%; Шеврон – 18%, Лукойл – 13,5% и КазМунайГаз – 10%. А здесь и вовсе - 10%
North Caspian Operating Company B.V. – месторождение Кашаган
Акционеры: КазМунайГаз – 16,877%; Agip Caspian Sea B.V. (ENI) — 16,807%; Total — 16,807%; ЭксонМобил — 16,807%; Роял Датч Шелл плс — 16,807%; CNPC – 8,333; Inpex – 7,563%. Менее 17%, хотя и формально самый крупный акционер!
И вот на эти крохи большей частью и пытается жить Казахстан.
Более того, если у нас работа в нефтянке - это гарантированно высокие заработки и достойные условия, то на казахских предприятиях нефтяники получают в переводе на наши рубли максимум 25 000. Поэтому забастовки в отрасли - дело вполне себе рядовое.
Примерно такое же положение дел и во всех других связанных с экспортом сырья и сырьевых материалов секторах казахской экономики. То, как проходили эти мутные сделки, абсолютно не выгодные для Казахстана, становится причиной громких скандалов и предметом разбирательств всё больше за пределами республики вот уже без малого 30 лет. Чаще всего в тех же Штатах возникали вопросы к тамошним бизнесменам, авторам мошеннических коррупционных схем, у которых налоговики обнаруживали неучтённые миллионы долларов. Но понятно, что такие же совсем немаленькие суммы оказывались и на заграничных счетах некоторых казахских чиновников.
Понятно, что на всей этой "химии" вокруг наиболее вкусных кусков казахстанской экономики были самым тесным образом завязаны и члены семьи и люди из ближайшего круга первого президента Норсултана Назарбаева. И пока он был, что называется, у руля, никто и подумать не мог о том, чтобы все эти хитровыдуманные конструкции хоть пальцем тронуть. А теперь, когда власть в стране поменялась, казалось бы, что мешает арестовать и громко так, на весь мир, судить тех, кто поставил Казахстан в такое дикое положение и вернуть стране права на собственные ресурсы. Но всё далеко не так просто. Особенно, если вспомнить, что самого Токаева многие знающие казахскую политическую специфику люди, называли временной, как бы переходной для назарбаевского клана фигурой.
Или возьмите ситуацию в Китае. Уже 10 лет прошло, как проамериканского лидера КНР Ху Дзиньтао сменил Си Цзиньпин, генсек КПК с совсем иными, национально ориентированными взглядами, но он до сих пор не может полностью вычистить властную вертикаль от прозападных кадров. И они сопротивляются, пытаясь воздействовать на линию, проводимую Си, и, наверняка, будут бороться до конца против его переизбрания.
Многие считают, что январские события были задуманы командой Токаева именно для большой чистки властных рядов от представителей элиты назарбаевского призыва. И первым после подавления мятежа (или его инсценировки?) был арестован глава Комитета нацбезопасности, дважды премьер-министр (2007—2012, 2014—2016 годы), руководитель администрации президента Казахстана (2012—2014), Карим Масимов, по делу о госизмене. Затем за решёткой оказался уже племянник Назарбаева, первый зам главы КНБ Самат Абиш, которого многие называли его преемником на президентском посту, а затем и его брат, бизнесмен Кайрат Сатыбалды. по обвинению в коррупции,. А в июне на референдуме самого первого президента Казахстана лишили звания Елбасы, лидера нации. Но это вовсе не значит, что со старой элитой уже покончено. Токаеву предстоит ещё долгая борьба. Но, если он задумал внести радикальные изменения в структуре собственников основных казахстанских активов и вернуть их под полный контроль государства, если он намеревается сделать РК по-настоящему суверенной, ему нужно приготовиться к мощному противодействию и внутри страны и из-за её пределов. Возможно, крен в сторону казахских националистов - это такой тактический ход, чтобы мобилизовать патриотов на борьбу с остатками прежней бюрократии, погрязшей в коррупции и тесно связанной с западными ТНК и спецслужбами. А пока идёт та самая чистка рядов, необходимо как-то успокоить европейских и американских "партнёров" антироссийскими заявлениями. Пока ведь дело дальше громких заявлений не идёт.
Если это так, остаётся только пожелать удачи президенту Токаеву в таком нелёгком и очень опасном деле.
ОГРОМНАЯ ПРОСЬБА: ПОЖАЛУЙСТА, ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА МОЙ КАНАЛ Александр Боборыкин и я постараюсь, в меру своих возможностей, рассказать вам о сути происходящих в мире событий.
Уважаемые читатели, большая просьба, не забывайте ставить лайк статье, если, конечно, она вам понравилась.