Меня встретили неожиданной новостью - американский аэрокосмический концерн Boeing прекратил закупки российского титана. "Запасы титана и сеть альтернативных поставщиков позволят Boeing обеспечить бесперебойное производство гражданских самолетов", - заявила пресс-служба компании (цитата по TASZSZ).
Представитель компании Boeing в своем заявлении Wall Street Journal сообщил, что компания получает около трети титана из России, а остальной титан поставляется из США, Японии, Китая, Казахстана и других стран.
Для меня эта новость стала некоторым шоком - нам говорили, что США, не говоря уже о Boeing, не могут обойтись без нашего титана, а теперь они отказываются от него, что заставило меня захотеть узнать больше.
Титановый штейн - это титан, полученный магнезотермическим методом и являющийся сырьем для титановых сплавов.
Китай является крупнейшим в мире производителем титановых сплавов, чего и следовало ожидать, но страна потребляет огромное количество титана.
Россия производит титан с советских времен. У нашей страны есть резервы. У Европы их нет, как и у Соединенных Штатов. Однако есть важный момент: зачем им производить весь ассортимент товаров, если они могут купить их в другом месте? ...Это дорого и не всегда выгодно. Невозможно произвести все, что необходимо. Таким образом, Россия обладает технологиями и конкурентными нишами.
Согласно товарной номенклатуре ВЭД, Россия экспортирует:
Прочие трубы и фитинги для гражданской авиации - 88,3%;
Неочищенный титан, порошки - 5,1%;
Лом и металлолом.
Основными странами-импортерами титана из России являются США, Германия и Великобритания. В 2017 году титан поставлялся из России в более чем 50 стран мира (более свежие данные отсутствуют).
У России есть продукция - нет рынка
Проблемы российской титановой промышленности типичны для многих отраслей: нехватка сырья и рынков сбыта. Следует отметить, что компании самостоятельно продвигают свою продукцию на рынок и весьма успешно. ОАО "АВИСМА" (наш крупнейший производитель титана и один из крупнейших производителей титана в мире) экспортирует почти половину своей продукции. Сокращение внутреннего рынка также заставило ВСМПО сосредоточиться на развитии экспортных программ. Структура экспорта российской титановой продукции значительно отличается от структуры экспорта развитых стран. В США и Японии около 80% внешних поставок - это готовая продукция (продукты дальнейшей переработки), в то время как в России 80% - это полуфабрикаты (слитки, слябы и заготовки) и только 20% - трубы, листы и прутки. Основными клиентами предприятия являются Boeing, Airbus, Embraer, Collins Aerospace, Messier-Bugatti-Dowty, Rolls-Royce plc, Safran SA, Pratt&Whitney.
В январе 2021 года "ВСМПО-Ависма" и американская авиастроительная компания Boeing подписали долгосрочный контракт на поставку титановой продукции. Российская компания будет поставлять Boeing и его поставщикам титановые штамповки. Они будут использоваться в производстве различных самолетов, в частности, 787 Dreamliner, 777, 767 и 737.
В ноябре 2021 года "ВСМПО-Авима" и Boeing подписали меморандум о взаимопонимании с целью увеличения загрузки совместного предприятия Ural Boeing Manufacturing (UBM) и инвестирования в исследования и разработки. Согласно документу, ВСМПО-Авима сохранит свой статус крупнейшего поставщика титана для продукции Boeing.
Согласно официальным источникам, в 2018 году эта компания поставила 23,3 тыс. тонн на экспорт и 7,63 тыс. тонн на внутренний экспорт - основной источник экспортной выручки. Вопрос теперь в том, если основной покупатель отказался от продукции, что будет с нашей титановой промышленностью и что будет с совместным предприятием в России? Мы ищем других покупателей. Большинство этих компаний уже покинули Россию.
Крымский титан", крупнейший производитель титана в Восточной Европе, также расположен в Крыму. Я не смог найти много информации о том, как у организации обстоят дела в финансовом плане, но я посетил производственную площадку в 2019 году, и сотрудники сказали, что все, похоже, находится в плачевном состоянии.
В любом случае, выводы делать надо, но я считаю это неожиданным и довольно прискорбным. Я надеюсь, что все пойдет хорошо для компаний отрасли.