Найти тему
О Москве нескучно

"Калужская": неожиданный смысл оформления станции и старая платформа, которую сейчас мы уже не увидим

Оглавление

Неужели раньше здесь уже была станция, да ещё и с таким же названием? Когда появилась современная "Калужская"? С какими трудностями столкнулись строители, когда её сооружали? Какая масштабная идея скрыта в оформлении простой на вид "сороконожки"? Что означают барельефы на путевых стенах? И как изменилась жизнь станции, когда задумали построить переход на Большую Кольцевую линию? Об этом и не только расскажу сегодня.

Кажется, мы видели вас раньше

Станция "Калужская" открылась в Москве 12 августа 1974 года. Однако за 10 лет до этого здесь уже была платформа с таким названием. Располагалась она практически на том же месте. Между Хлебобулочным проездом и Профсоюзной улицей. Ту "Калужскую" разместили на территории одноимённого депо. То есть на поверхности. Название станция получила по шоссе, которое пролегало рядом. С годами его
в большей степени поглотила Профсоюзная улица, оставив лишь небольшой отрезок. Сегодня он называется Старокалужским шоссе. Первые пассажиры начали пользоваться станцией в апреле 1964 года.

Старая станция "Калужская" на территории депо, 1964. С сайта www.pastvu.com. Обратите внимание, что на указателе нет станции "Шаболовская". Она появилась только в 1980-м из-за сложностей в процессе строительства.
Старая станция "Калужская" на территории депо, 1964. С сайта www.pastvu.com. Обратите внимание, что на указателе нет станции "Шаболовская". Она появилась только в 1980-м из-за сложностей в процессе строительства.

Станцию изначально планировали как временную. Так что интересными украшениями она похвастаться не могла. Это была островная платформа (то есть поезда останавливались по бокам), покрытая асфальтом. Вместо сводов на "Калужской" была закруглённая крыша с многочисленными балками. Если говорить архитектурным языком, такое помещение называется "неф". Никакой отделки здесь не было. Ограничились побелкой конструкций и стен. Одна из них имела остекление.

Вход на старую станцию "Калужская", 1964-1969. С сайта www.pastvu.com.
Вход на старую станцию "Калужская", 1964-1969. С сайта www.pastvu.com.

Остаётся открытым вопрос, была ли противоположная стена стеклянной. В одних источниках написано, что да. В других, что нет. Фотографии не дают чёткого представления. Люстры на старой "Калужской" некоторые исследователи называют промышленными светильниками. Однако, на мой взгляд, они как раз-таки выглядели оригинально. Завершали декор станции простые деревянные двусторонние скамейки. Кстати, балки, помимо декоративной функции, выполняли роль держателей для станционных указателей. Они в те времена были не такими яркими, как сегодня, но тоже интересными.

Автобусная остановка около старой станции метро "Калужская", 1972. Фото Н. Миронова с сайта www.pastvu.com.
Автобусная остановка около старой станции метро "Калужская", 1972. Фото Н. Миронова с сайта www.pastvu.com.

Строительство метро - это непросто

В начале 1970-х оранжевую линию решили продлевать до станции "Беляево". Тогда эту местность активно застраивали жилыми домами. От этого более интенсивным становилось и движение транспорта. Поэтому новую "Калужскую" запроектировали на пересечении улицы Обручева и Профсоюзной. Старую станцию закрыли в 1974 году и приспособили под нужды депо. Внешний облик платформы даже частично сохранился.

Так бывшая станция выглядела в 2020 году. Фото отсюда: https://localfeed.ru
Так бывшая станция выглядела в 2020 году. Фото отсюда: https://localfeed.ru

Несмотря на то, что строили станцию и тоннели открытым способом, рабочие испытали немало трудностей. Местные почвы оказались непростыми, в первую очередь, из-за грунтовых вод. Первое время конструкции тоннелей на участке от "Новых Черёмушек" до "Калужской" сильно "просаживались". А значит и скорость проходки была низкой. Ситуацию удалось исправить только после замены железобетонных блоков чугунными тюбингами. Глубина заложения готовой станции составила 10 метров.

Станция "Калужская" в 1975-1977 годах. С сайта www.pastvu.com.
Станция "Калужская" в 1975-1977 годах. С сайта www.pastvu.com.

По конструкции "Калужская" кажется типичной "сороконожкой". На самом деле, всё несколько интереснее. Это вообще характерная черта московских станций 1970-х годов. В отличие от хрущёвского периода, за невзрачным на первый взгляд внешним видом скрывалась какая-нибудь оригинальная идея. Здесь архитекторы Николай Демчинский и Юлия Колесникова решили выбрать космическую тематику. Всё потому, что Калуга считается очень важным городом для развития отечественной космонавтики. Здесь долгое время жил Константин Циолковский. Один из учёных, благодаря которому полёты в Космос стали возможными.

Глубокая мысль в простых деталях

А сейчас приготовьтесь. Я буду раскрывать значение декора станции, о котором вы вряд ли могли даже подумать. Колонны на "Калужской" имеют оригинальную форму восьмигранника. Конструкция расширяется кверху и облицована мрамором красного (или же розоватого) цвета. Вся эта композиция - отсылка к пламени, которое вырывается из взлетающей в Космос ракеты. Следующие украшения на тему освоения просторов Вселенной располагаются на путевых стенах.

Станция "Калужская", 2015. Фото отсюда: https://www.metrowalks.com
Станция "Калужская", 2015. Фото отсюда: https://www.metrowalks.com

Это барельефы, которые сделали в чеканной технике. Их создавали А.А. Леонтьева и М.И. Шмаков. Здесь вы можете увидеть луноход, Землю из Космоса, корабли, летящие по орбите и др. Путевые стены, на которых разместили панно, оформлены белой объёмной керамической плиткой. Цоколь (нижнюю часть) отделали мрамором серого цвета. Пол станции выложили двумя разновидностями полированного гранита такого же оттенка: в тёмной и светлой вариации. Таким образом на платформе получился квадратный узор.

В освещении космическую тематику отображать не стали. Это простые люминесцентные длинные лампы, которые разместили в нишах между балками. Хотя в советской литературе 1974 года писали, что светильники усиливали "общую выразительность интерьеров". Интересно, какие же тогда люстры, по мнению авторов, ослабляли этот эффект. Проще-то уже некуда.

Теперь с пересадкой

В отличие от старой "Калужской", новая не получила ничего похожего на наземный вестибюль. Вход на платформу располагается в подземном переходе. Некоторые из них отремонтировали на современный лад. Остальные пока остаются в первозданном виде. В 2021 году станция стала пересадочной. Рядом прошла Большая Кольцевая линия. Теперь через подземный переход северного выхода "Калужской" можно попасть на новую станцию #метро "Воронцовская".

Схема расположения "Калужская"(синяя) и "Воронцовской"(красная). Изначально станцию планировали также назвать "Калужской", поэтому на схеме указано так. Фото отсюда: https://bluesmaker.livejournal.com/
Схема расположения "Калужская"(синяя) и "Воронцовской"(красная). Изначально станцию планировали также назвать "Калужской", поэтому на схеме указано так. Фото отсюда: https://bluesmaker.livejournal.com/

Во время строительных работ в 2021-м с ограничениями работали северные выходы, а в начале того же года "Калужская" даже закрывалась для пассажиров на несколько месяцев. В качестве итога хочу ещё раз напомнить вам присматриваться к деталям московских станций, если у вас есть время. Порой то, что кажется простым и некрасивым на первый взгляд, может заиграть новыми красками и наполниться смыслом. Особенно теперь, когда #история "Калужской", надеюсь, стала для вас чуть более знакомой.

Станция "Калужская" в 2021 году. Фото отсюда: https://obruchev.mos.ru
Станция "Калужская" в 2021 году. Фото отсюда: https://obruchev.mos.ru

На сегодня это всё! Спасибо, что дочитали до конца:) Не забудьте поставить лайк, если вам было интересно, и подписаться на мой блог . Также напоминаю, что у меня есть канал в Телеграм, который называется "О Москве нескучно". Там я тоже рассказываю об истории столицы. #москва намного интереснее, чем кажется. Удачи!