Жители пригородных с Челнами посёлков задыхаются и боятся открывать окна. Смрад от свиноводческого комплекса лишил людей свежего воздуха.
Предприятие «Камский бекон» создано в 2005 году. Основные виды деятельности – растениеводство, промышленное свиноводство, убой, а также первичная переработка мяса. На сегодняшний день является одной из самых крупных свиноводческих компаний в России. Основным владельцем «Камского бекона» является Ильдар Галяутдинов - председатель правления «Акибанк». В прошлом году предприятия отчиталось о выручке в 8,9 млрд рублей и чистой прибыли в 2,2 млрд рублей. В 2019 году производство даже стало лауреатом премии «Реальный рейтинг» в номинации «Сельское хозяйство». Однако признание на рынке не означает и народного признания.
Крик о помощи жителей соседствующих с фабрикой поселков слышится регулярно. Поселки Комсомолец, Князево, совхоз «Татарстан» и Сосновый бор вынуждены мириться с таким губящим соседством. Точнее, мириться приходится с невыносимым зловонием.
Журналист KazanFirst обсудил с местными жителями насколько тяжело жить, когда рядом есть «смердящая» проблема.
– Как построили завод, так и появился запах, никуда не уходил, - делится глава поселка Комсомолец Ольга Сурова. – Бывает, иногда спокойно живем, без запаха, а бывает и по три дня дышать невозможно. Вот, буквально неделю назад все выходные невозможно было открыть окно. Хотя стояла жара.
Со слов собеседницы, не только администрация населенного пункта, но и сами жители не раз в попытках борьбы с запахом обращались и в местное самоуправление, и к специалистам. Результаты анализов были в пределах нормы и не позволяли тем самым сдвинуть дело с мертвой точки.
Дипломатией и разговорами тоже решить проблему не удалось. Вонь «Камского бекона» никуда не делась. Руководители предприятия в разговоре с жителями оправдываются тем, что их завод – не единственный вблизи деревень, есть и другие дурно пахнущие производства.
– Отходы все идут на свои поля через трубу, которая у них есть. На законном основании компания это все делает. Но если бы владельцы вложились в то, чтобы энергия, которая уходит в поля, приносила бы пользу и им самим, превращаясь в газ, и поселку, было бы хорошо. Но это очень дорого, и они не хотят вкладываться, - сетует Сурова.
Кстати об отходах. Другая героиня, Ирина Андреева, владеет дачей в садовом обществе «Урожай» в нескольких километрах от совхоза «Татарстан» и все выходные проводит там. Потому проблема загрязнения воздуха знакома ей не понаслышке.
– У нас дачный посёлок, есть озеро рядом. Все нечисти «Камский бекон» сбрасывал в лес, что может подтвердить каждый. Вода воняет так, что ужас, - утверждает Ирина. – И даже если сейчас в этот лес заехать, то можно много чего интересного увидеть. В прошлом году руководство жаловалось, куда только можно. Но только после выхода в социальные сети с жалобами завод хотя бы за собой убрал.
Дачница утверждает, что свиноводческий комплекс проложил трубу, по которой и скидывали компост на поля и рощи. Это повлекло за собой «конкретную вырубку», трубы повсюду, мусор и отходы жизнедеятельности.
По словам дачницы, раньше огородники ездили в лес за сухостоем на дрова, а сейчас туда совсем никто не ездит – из-за запаха.
Среди жителей разных населенных пунктов есть те, кто реагирует на шлейф с заводов не так остро, как остальные. Например, жительница поселка Сосновый бор Ангелина Забурдаева заверяет, что многие к вонючему соседству просто привыкли.
– Запах больше беспокоит приезжих в поселок, а старожилы знают, что зависит это от направления ветра. Если порывы идут со стороны «Камского бекона», то пахнуть будет, - считает жительница деревни.
Уроженец поселка Комсомолец Дмитрий Малов говорит, что сталкивается с душком не чаще трех-четырех раз в месяц.
– Когда эту ферму только построили и запустили, два-три дня в неделю на улицу невозможно было выйти – запах буквально пропитывал одежду. Сейчас я вонь замечаю три-четыре раза в месяц, и он, скажем, просто неприятный, - отмечает собеседник.
Жители говорят, что часть людей не выступает против предприятия, потому что на производстве есть рабочие, зарплата хорошая. И им приходится идти на компромисс.
Сами представители «Камского бекона» поучаствовать в дискуссии не смогли – уехали в командировку. Так KazanFirst сообщили в приемной генерального директора.