Найти тему
Добрый Аудиофил

ТрЭндЭц - или как Трендовая музыка ускорила Научно-Технический Прогресс не только Аудиотехники, но и всего Человечества!

Оглавление

Всем Доброго Аудиофильского!

Внимание! Данная история несколько больше по объему, чем стандартные мои статьи. Это может потребовать от читателя несколько большего количества времени, для ее прочтения.

По правде сказать, представляемая вашему вниманию статья, однажды, 4 года назад, уже была напечатана, на страницах крупного Аудиофильского издания. Это был мой первый выход в мир Большого Текста!

В данный же момент вам предлагается ее вторая редакция. Дополненная и переработанная.

Часть 1.

Давным давно, на белом свете, жили глупые короли, страстные лесные волшебники, бодрые трубадуры и... Счастливые Аудиофилы, что слушали Гром в Искристую Ночь, да Соловья со Страусом. Хотя про второго это скорее миф. Как и про то, что пол бетонный.

Однажды вечером по лесной дорожке проезжал глупый король со своей Шальной Императрицей в загуле.

В свите разумеется был и Молодой Ученый. Он конечно был больше по фокусам, ну там конденсатор солдатам в руки дать или искромет огнеупорный построить. Но и про науку иногда не забывал.

И вот вся эта честная компания проезжала мимо опушки, когда грянул гром необычайной сабвуферистости. Глупый Король завидя в темноте свет из окошка, кивнул своей свите сходить разобраться.

Те выдвинулись. Подошли к избушке, а там шум и гам. Но свита у короля та еще "если близко воробей мы готовим пушку" - разогнали участников, смело бросив их наутек. И пошли топить в речке буржуйку. Ну чтобы согреться.

Несколько позже, уже изрядно согревшись, мимо проходил Трубадур со своими друзьями, согретыми кто в Осла, кто в Кота, а кто и вовсе до Пернатого Состояния.

Они решили по быстрому устроить концерт вокруг избушки. Но в дело вмешалась королевская охрана, что и на муху включает крупнокалиберную технику. Про дальнейший экшон известно только, что замыкал шествие петух, с четко поставленным рефлексом идти с гордым видом, невзирая ни на что, и особенно на состояние подшерстка.

После "представления" Глупый Король лег спать со своей Шальной Императрицей. А Молодой Ученый же наоборот. Был разбужен звуками невообразимой скрипучести, ближе под утро.

Не долго думая, он решил, исключительно из научных побуждений, разобраться с природой источника звуков.

Для этого он сначала надел штаны, под них, пардон, трусы, а после и вовсе начищенные с вечера ботинки на свежую голову. В завершении образа он надел шпагу, кобуру на 4 заряженных мушкета, и сковороду. Потом вспомнил, что он несколько не в столице, и оделся чуть-чуть попроще.

Далее он вышел на улицу, и взведя один мушкет выдвинулся в направлении звука.

Пройдя примерно с километр, он увидел другую опушку. Там по середине было поваленное дерево. Причем повалено так, что из него торчала длинная щепка. И вот за эту щепку лапой дергал медведь.

При этом звук был такой, что сразу становилось ясно, что он сам себе на ухо наступил, причем в момент рождения, причем его в тот день уронили с моста, причем мост был высотой как до луны и обратно. А снизу была долька лимона, в которую завернут кирпич(но это уже цитата из классика).

Честно говоря нашему Молодому Ученому повезло. Он как-то так подошел с подветренной стороны, что медведь его и не учуял, и не догнал, и не съел.

Некоторое время спустя, ученый вернулся в избушку. Там уже в сковороде лежали 2 яйца и колбаска. А Шальная Императрица была явно напомажена. И явно имела желание к научным развлечениям.

Проведя серию оных, и в конце незаметно написав чернильной ручкой, собственной разработки, чуть пониже спины, фразу Поручик Ржевский Тут Был, наш Молодой Ученый вернулся в город. Вместе с королем. Но в городе, в кабаке, он по быстрому договорился о свидании с другой молодой особой у себя дома.

А та не одна пришла. Она с кузнецом пришла. Но как это ни странно, а кузнец то нашему Ученому в этот момент был нужнее всего. И вовсе не по причине шальных проделок одной Императрицы.

***

Кузнец тот выковал по чертежам ученого одну детальку. Ее зажимали зубками и дергали с уголка.

Потом ее в разных странах то Варган назовут, то Маультпромер, а то и вовсе такое слово подберут, что и Эйяфьятлайокудль без ошибок написать проще.

Но тут нужно сказать важную весч. Ведь раньше железки были такие, чтобы или скрипучий замок, или громучий мушкет, или иная какая цокалка. Особых требований к качеству выделки изделия еще не было.

А тут вот вам прогресс!!! Пойди сделай так! Чтобы и звучало прилично, и зубы исполнителю не ломало. А если исполнитель изначально с проблемными зубами, то как-то к нему адаптировалась.

А еще ведь нужно работать так, чтобы и головной и грудной резонаторы исполнителя в работе над звуком участвовали.

Прогресс однако! Музыка первой отраслью предъявила самые высокие требования к навыкам человека в обработке материалов!

Часть 2.

Но годы шли. И уже внук нашего Генерала Ржевского, но еще в чине поручика, показал однажды Царским Особам фокус.

Он натянул нить. Потренькал на ней, а потом под нее закрепил особую коробочку. Из дерева. И когда начал тренькать в этот раз, то звук обрел совсем другую глубину и богатство звука.

А когда он взял вторую палочку с натянутой на ней нитью - то он всю душу вынул Царским Особам. Такого наслаждения музыкой они еще не испытывали.

И снова музыка потребовала прогресса навыков челвоечества. Теперь деревообработка должна не только сараем или шкатулкой быть, но еще благозвучный тембр иметь.

И веревку пойди сделай должной стойкости к перепиливанию.

Часть 3.

И снова внук Генерала. Но уже следующего поколения. Тут он сталелитейным делом заведовал. Ну и подсуетился струны делать.

Музыканты протестоваои как могли - пальцы режет. Скрипки дугой извивает.

Но тогда он их на стальную раму натянул и молоточки войлочные в ход пустил. 4 пары валенок раздербанил. Но и Клавесин получился, и Рояль.

И все бы ничего. Но литье еще дальше пошло. И появились в мире тромбон и саксофон.

А на этом ОТЛИВЕ некоторые академические медлячки приобретают такой невообразимый шарм, что не всякая заниженная Приора на Литье в Адлере такие мурашки вывезет.

Часть 4.

И вот наступило событие 145 лет назад, в 1867м году.

Томас Эдиссон, который год назад был на выставке достижений прогресса, и надевал там себе на голову наушники с электромагнитными излучателями, микрофон, подключенный проводами к которым, находился аж в 100 метрах от места событий. И он там слышал и музыку, и речь человека.

Но вот слышать то слышал. А взял да и что называется Fully Mechanical Fonographyc Recorder изобрел.

По нашему Фонограф. Хотя его правильнее называть фонорафичское орало. Шпарил этот аппарат при воспроизведении на +90 Дб. Давая потерю в громкости от исходной записи всего в 3 Дб. Правда пороговая чувствительность на входе требовала, чтобы в него орали. Обычную речь он воспринимал с трудом.

Как итог до нас дошли стихи и Маяковского и Есенина.

Ну там помните. Что-то неразборчивое не разборчивое а потом как выкрикнет, что Невозможно Терпеть Эту Беззвездную Муку.

Томас Эдиссон тоже что-то такое понимал. Ведь он был весьма силен в продвижении товаров.

Он знал и формулу прогресса технологий. Звучит она так "Если тебе нужно улучшить изделие, но ты не знаешь как - выпусти его тиражом не менее тысячи экземпляров, умельцы в кувалдой всегда найдутся". Они и часам наручным 2 камня добавят, и прозрачную кассету разберут, чтобы посмотреть, что там внутри.

Он уже был за этим делом замечен. На электрических лампочках. В те времена их ресурс был 8 часов. Это или неделя по часику в день перед сном, или один раз банкет ночью зарядить. В общем не удобно это было.

Поэтому Эдиссон продавал эти лампы в 4 раза дешевле, чем была их себестоиомость.

Через 3 года их ресурс уже был 80 часов. Этого хватало на 2 часа перед с сном на целый месяц, да и на банкет хоть 2 раза в неделю заряжай. И раз в месяц вызываешь техника, что лампы во всем доме поменяет.

В итоге за год, после появления таких ламп, он отбил все расходы и закрыл все долги.

И тут надо сказать, что с Фонографом он отлично понимал одну вещь.

Называется она "Где контент?". Чтобы продавать такие аппараты нужен контент.

А музыка на него не пишется.

А без музыки не будет продаж, а без продаж не будет эволюции качества. Тупик!!!

Но Эдиссон сразу понял, что для решения проблемы нужно менять стиль популярной музыки.

Тогда ведь как было. Был и Джаз на Литье, и Струнные симфонии задавали. Уже и Страдивари, и Амати, и Гварнери отметились.

Уже Аудиофилы в консерваториях привередничать начали, требуя не только исполнения, но и исполнения на определенном инструменте определенной марки, и в определенной консерватории, с определенным тембром звучания.

А что вы суши как-то по другому нынче заказываете? Или у вас есть места куда вы именно из-за вкуса Ролла с Лососем не пойдете? А есть и такие куда наоборот первым делом тянет?

Так вот и с музыкой тогда уже во всю так было.

И тут это Фонографическое Орало. Как его продавать???

В общем этот процесс пошел в несколько Шагов и Этапов.

Этап 1. Комозиторская революция

Тут придумали такую весчь. Называется одногитарный блюз.

Сидит мужик, ворчит себе под нос, и что-то тренькает на гитаре короткими звуками.

И надо же!!! Это ворачание с половиной не расслышанных слов идеально уживается с проблемами фонографа. Да и звуки гитары так же.

И детонация не страшна, и шумы не мешают.

В общем дело пошло. Продажи пошли. Эта бубнилка и своим темпом начала ускорять многие работы в жизни людей.

Этап 2. Композиторская эволюция

Блюз это вроде как про мужчин. А мужики они ведь и сами себе под нос бубнят хорошо. А на невидимой гитаре наяривают так, что даже конкурсы побеждают. Причем ежегодно и даже сейчас.

А продажи нужно увеличивать.

А тут еще так вышло, что граммофон изобрели. Там валик расплющили. Это устранило некоторые трудности округлости его формы, что понизило детонацию. Это позволило минимальными средствами повысить качество звука до уровня, когда туда можно уже на саксофоне медлячок наурчать.

А это уже женский жанр музыки. И вот эта ориентация на девушек, да в Капиталистических странах.

В общем теперь мужчина, чтобы жениться, должен был "Пушкиснкую Белку" купить. Потом ей станет тостер, позже микроволновка, за ней стиралка-автомат, посудомоечная машинка и даже майнинг-ферма в гараже.

Во дела. Вот тебе и 4 года разницы. А тогда ведь майнинг-ферма - это было трендовое дело.

Этап 3. Композиторская диверсия. Вкрутили лампочку.

К этому моменту уже появились лампочки. Те самые. Которые усилительные. Уже появились патефоны, у которых и детонация ниже, и особые технологии работы со звуком.

В общем на студиях начали записывать сигнал не напрямую, а через микрофон и усилитель. И даже через коррекцию АЧХ. Но еще под патефон. Под механическое воспроизведение.

В это время в тренде становится Джаз. Причем с медленными произведениями, и тягучими вокальными партиями.

Одновременно с этим начинают свою карьеру Пинк Андерсон и Флойд Каунсил. Имена которых(Pink Floyd) войдут в историю музыки и как начало приличного звука, и как достижения самого лучшего звука, и как обрушение качества звука.

Но пусть эти события будут рассказаны в этой статье своим историческим чередом.

А сейчас, хоть Джаз и начал помещаться на пластинку, но делает он это еще весьма зажато. А вот Одногитарный Блюз уже с вполне человеческим лицом.

Pink Anderson - I Got A Woman

видео отсюда https://www.youtube.com/watch?v=oM1_6CFt5Mg

Floyd Council - Runaway Man Blues

видео отсюда https://www.youtube.com/watch?v=XP0_UNZyosc

Этап 4. Студийно-домашняя эволюция. Кто в доме главный по тарелочкам?

После удачного пришествия лампы в студию пришел черед ее "вкручивания" в доме. Патефон уступает место пьезоголовке и двухламповому усилителю, хотя пластинка еще та же и вроде бы совместима, но производителям нужно, чтобы при сохранении совместимости, голова болела о замене техники.

И чтобы девушки требовали замену техники.

Тут-то на сцену и выходит Рок-Н-Ролл с его контрабасом в качестве ритма и... ударными, которые весьма активно звучат, да и электрогитары имеют явно выраженный уклон к повышенным требованиям в ВЧ-диапазоне.

Да и по басу патефон начинает активно подвывать резонансами. Чем так же намекает, что пора бы технику заменить.

Bill Haley & His Comets - Rock Around The Clock (1955)

видео отсюда https://www.youtube.com/watch?v=ZgdufzXvjqw&t=16s

Этап 5. Студийная революция №1. Винилацетат — застывшая газировка из уксусной кислоты

На дворе 1948й год.

Легенда гласит, что один мужичок, с навыками убеждать других людей, настолько замучился переворачивать пластинку в середине своего любимого Первого Концерта Паганини Для Скрипки С Оркестром. Что однажды сел в свой Олдсмобиль, прилетел на фирму звукозаписи Columbia. И начал требовать справедливости.

Стучал там и кулаком по столу, и речи умные толкал. Карнеги цитировал.

Но в итоге продавил свою мысль.

Обороты у пластинки понизились. Размер стал чуть-чуть побольше. А продолжительность звучания выросла с 8ми минут до 28 на одну сторону. Почти в 4 раза.

Но главное, что пришлось сделать, это заменить древесную смолу под названием Шеллак, из которой раньше делали пластинки на одно из передовых достижений тогдашней химической промышленности.

Они только-только это дело сообразили. И вот оно пошло в самый массовй тираж.

Это была смесь газа поливинилхлорида, со сладковатым запахом, и винилацетата - прозрачной жидкости с "перченым" запахом, состоящей из газа ацетилена, разбавленного в уксусной кислоте.

Этакая газировка из серии 2 газа в одном напитке - охладить и крутить до полного наслаждения. Назвали это дело Винил!!!

Потом туда еще и два канала в одну канавку, на одну иголку, записывать начнут, и даже выпустят пару сотен пластинок с четырьмя каналами, но это позже. А сейчас меняем аппаратуру и наслаждаемся основательно поредевшими щелчками и значительно улучшившимся АЧХ, динамическим диапазоном и микродинамикой.

Mr. Sandman - The Chordettes

видео отсюда https://www.youtube.com/watch?v=CX45pYvxDiA

Этап 6. Студийная диверсия — кривые и тюльпаны

1949-й год. В виниловую гонку вмешивается компания RCA — та самая, что примерно в эти же годы разъем типа тюльпан создала, и выдает несколько разновидностей сорок с пятками, в т.ч. и большой EP-диск размером с обычный, но на 45 оборотов. Но все это мелочь в сравнении с выходом на рынок массы различных кривых коррекций АЧХ для устранения искажений, вызванных резонансами иголки.

Разные компании, и у каждой своя кривая. Пойди купи необходимое количество корректоров! Потом, конечно, Американская ассоциация звукозаписывающих компаний (RIAA) выдвинула свою кривую коррекции, которая и была принята основным стандартом, но это произошло только в 1955-ом, и то не во всех странах сразу. Некоторые аж до 1963-го свою "линию" гнули.

А пользователям опять корректоры скупать. Именно этим событием и обусловлен тренд на то, что корректор у Винила в усилителе. Чтобы всегда можно было другой внешний блок подключить.

Этап 7. Студийная эволюция: «2 в 1» или стерео из одной «Ригонды»

Строго говоря, первая пластинка со стереозаписью была создана инженером компании EMI еще в 1931-ом году, но в те механические времена этого никто не оценил.

В моих архивах есть стереозаписи с винила 1956-го года, там максимально честное стерео — ни ревербераций, ни объемов. Ну стоят себе джазовые музыканты слегка по панораме. И это на моей нынешней технике, а на тогдашних широкополосниках, шипящих ламповиках и подпевающих трансформаторах что было? Да кому оно такое надо?

Нужно было что-то делать. Что-то такое, чтобы пришедшие гости, однозначно понимали, что перед ними стерео. Да еще и эпоха социальных революций 60-х пришла, и девушек нужно было соблазнять по-новому, в два канала, да так, чтобы они тоже не перепутали, что у вас в доме стерео. Оййй!!! *краснеет*

И вот на сцене четыре парня в нестриженных "шапках", с не влезшей надписью Bеatless (вполне осмысленное слово, кстати) на барабане! В отличие от тогдашних рок-н-рольщиков и свингеров, у этого квартета даже быстрые произведения звучат гораздо медленнее, спокойнее, с меньшим уровнем наяривания на барабанах. Одним словом без-ударные (Beat-less) ребятки, но девушкам-то это и нужно. А парням теперь покупать системы, в которых Леннон слева, Маккартни с Харрисоном справа, и Ринго Старр в обе колонки тихонько постукивает. Тем более, что колонки еще в одном корпусе и сильно в пространстве не разнесены. Но все равно всем слышно, что у вас в доме стерео!

Этап 8. Студийная революция: "Сержант Пеппер» с револьвером на «Обратной Стороне Луны"

1966-й год. В тренде осмысленное прослушивание музыки. Были созданы все условия для сурового выявления огрехов звучания.

Ритмично-танцевальную музыку сменила музыка, предназначенная для вдумчивого прослушивая, чтобы, как приблизительно писал Ричард Брэнсон, усесться, завернуться в плед и слушать...

Ну и системы как раз из одного ящика разделились на две колонки и ящик с усилителем-радио и второй с вертушкой, видимо, с прицелом на дальнейшую замену только одного компонента оборудования.

Наступило то стерео, которое мы любим: с шикарной панорамой, с фантомным центром, фантомными третями, фантомными четвертями, звуком чуть выше и дальше, и ближе, и ниже, и вообще выходящий за пределы колонок справа и слева!

А вообще в те же годы в Америке начался выпуск газировки с названием Доктор Пеппер. И вот вам Американский след. Битлы называют альбом Сержант Пеппер.

Уж не знаю, то ли они глотнули Фанты, т.е. Пеппера и решили увековечить этот чудесный продукт? Или это было политическое вторжение США в культуру ВеликоБритании?

Но факт есть факт. Или вы думаете, что куда как более национальный Сержант Уотсон что-то бы изменил даже в звучании одноименного хита на этом альбоме? Как туда Американский Пеппер пролез?

Потом конечно мы и Немецкий след увидим. Знаете ведь эту историю?

Картинка называется, самая массовая и до сих пор продаваемая реклама автомобиля Фольксваген Жук. Не показываемаея, не просматриваемая, а вот именно продаваемая. Кто-то до сих пор на ней деняк рубит.

Там ведь какой смысл-то в фото зашифрован(говорю как победитель фото-конкурса в жанре Стрит Фото лет 5 назад. Награда именно за расшифровывание изображенного)

Там какой смысл. Вам кажется, что эта машина маленькая? А вы посмотрите какие Монстры Рока на ней вчетвером приехали!!! А ведь один из них на синтезаторе всю дорогу играл!!!

Ринго Старр был за рулем. Это его профиль педали и палочки под рулем.

И при этом Джон Леннон в белой тройке. Летом. В машине явно есть кондиционер.

И начинается пластинка с песни под названием Приехали Вместе. Там еще такой звук "Вжуххх".

А еще там в конце есть скрытый трек. Называется Ее Величество. И там в конце еще фраза "И однажды ты станешь моей". И вот как-то не в тему 26 летнему, еще ни разу не Пэру, Полу Маккартни, пусть и босиком идущему по асфальту, такие компроммеритрующие речи в адрес молодой еще Британской Королевы публично толкать.

А вот в адрес Фолькваген Жук - а вот это вполне себе в тему. "И однажды ты станешь моей!!!".

Я и сам однажды его на 3д принтере полноразмерый распечатаю!!!

The Beatles - Sgt. Pepper's Lonely Hearts Club Band (ORIGINAL Promo Video)

видео отсюда https://www.youtube.com/watch?v=GFKSeV17-w0

В общем теперь уже не нужно было заявлять, что у вас дома стерео — колонки своим видом с огромными басовиками говорили сами за себя. Главной стала музыка! Наступила эпоха Золотого Диска Аудиофила. После Битлов эстафету приняли Пинк Флойд, как раз войдя в свой звук с пластинкой про «когда хрюшка в небе полетит» (синоним этой фразы «когда рак на горе свистнет»)! С этой пластинки начался самый Аудиофильский период, как когда-то Флойд с Пинком записали самый по-человечески звучащий блюз, так и Пинк с Флойдом записали самый Аудиофильский звук. К сожалению, на них он и закончился, да еще и с их активным участием.

Этап 9 (шаг1). Студийная диверсия The Wall

1977–79-е годы. К этому моменту в доме Аудиофила появился полноценный бас, хорошая середина, отличный аналоговый верх, но колонки были шкафами с огромными динамиками. Винил не дружил ни с автомобилем, ни с досками пола в частном деревянном доме. В общем, было много проблем в плане габаритов и комфорта.

Хотелось всего этого, но в спичечном коробке. Да и писатели-фантасты подогревали хотелки, а тут еще и перебои с поставками нефти.

В итоге перед аудиоиндустрией возникла задача запихнуть весь полноценный аудиофильский звук в спичечный коробок. Понятное дело, что не сразу, но первый шаг случился именно здесь.

В 1977-м RIAA выдвигает новую кривую коррекции IEC, которая имеет другие характеристики в басу, и, как рекламируется, она более защищена от инфранизких частот, опасно развивающихся в случае акустических замыканий у ФАЗОИНВЕРТОРНЫХ систем.

Да да!!! Первым удар по Аудиофилам был "дырочкой в правом боку".

Ранее тоже были колонки с ДЫРКОЙ. Но на студиях звук сводили все таки по Закрытому Ящику.

А тут вдруг раз. И благодаря экспериментам группы Пинк Флоид с компрессорами в басу. (Помните как мягкими но при этом плотными тычками, постукивают барабаны на Shine On You Crazy Diamond?) Оказалось, что Звукорежиссер настраивает Бас компрессорами.

И ему в целом не важно, как именно Атаку колонки сглаживают по вине Фазика. Он это дело Компрессором подожмет.

Ну и как итог получите, распишитесь.

Год 1977й. Новый вид Баса на Виниле. Под Фазик.

Снова колонки менять. На стройные, аккуратные Башенки.

И удар этот нанесли снова Пинк Флоид. Альбомом The Wall,

Зато слушатель получал сразу 2 пластинки с безумной Платиновой Полифонией Прогрессив Рока.

В это время даже на девушек мода сменилась.

В моду вошли стройные башенки... Дающие Бас "малой грудью" в большую в дырочку. Ой! Ну ой!!! *краснеет*

Но этого было мало... На самом деле с 60-х и до 2000-х кривых коррекций было как минимум три.

Хотя это и не очень афишируется, но в моей коллекции есть винилы тех лет, и они странно звучат на современных вертушках. Верх жесткий, бас бубнит, середина тоже с загонами. Есть у меня и вертушка тех лет на оригинальных деталях. Так вот там эти пластинки звучат как надо, а современные, с проваленной серединой, норовят то перегрузом хрумкнуть, то сибилянтами разразиться.

Т.е. в эти годы была введена новая кривая коррекции, которая сделала несовместимым весь Аудиоархив, заточенный под колонки Закрытого Типа, и заодно к этому пользователь получал сразу две мегахитовые пластинки в одном конверте, заточенные под Фазоинвертор.

Справедливости ради отмечу, что новая кривая коррекции обладала лучшим звуком, лучшим динамическим диапазоном и микродинамикой.

Хотя и меньшей износостойкостью по части сибилянтов.

Ну и бас пострадал - за науку!

Знали ли музыканты группы Pink Floyd о том, что творят? Однозначного ответа нет, но следующий диск был назван «The Final Cut» (Последний отрезок - хотя переводы фразы разные бывают, но смысл не меняют), и он стал последним Аналоговым Диском в истории группы.

Наступили 30 лет бурной борьбы за габариты, за надежность хранения любимых записей, и эта борьба то и дело жертвовала качеством звука, ради достижения целей, но потом оправлялась от падений.

Я буду подписывать этот период дополнительным отсчетом шагов борьбы за спичечный коробок с полноценным звуком.

Этап 10 (шаг 2). Студийная эволюция. Революция и диверсия. «3 в 1» завидуй Хед энд Шолдерс!

Год 1982-й. С этого момента 90% того, что издается на виниле, записано в цифре. Причем сразу в США, Англии, Франции, Германии и Японии, и это мне про другие страны еще неизвестно. Одновременно с этой диверсией выходит на рынок аудио компакт-диск - второй цифровой алгоритм звукозаписи, внедренный массово. Первым был Laser Disc от 1978го года.

И этот момент, с одной стороны, можно смело назвать цифровой эволюцией!

Теперь у людей в домах пусть относительно простые, но уже компьютеры, и их можно перепрограммировать при должном желании. По сути, для научно-технического прогресса это в какой-то мере важнее. Алгоритм Dolby Digital в кино в общем-то был рассчитан на то, чтобы декодироваться именно процессором ЦД-плеера. Три ЦД-плеера в связку — и каждому хватает ресурсов, чтобы выделить свой поток данных, расcчитать его и выдать на ЦАП.

Ну а революцией - вспоминаем задачу про полноценный звук из спичечного коробка, - и перспективным лидером в этом направлении был вовсе не Аудио ЦД...

Им оказалась аудиокассета, и вся следующая десятилетка была заточена под ее развитие.

Был еще DAT-магнитофон с его меньшей по размерам кассетой, но что-то там зигзагом пошло в плане массовости и ценообразования.

Этап 11 (шаг 3). Домашняя эволюция: модный эквалайзер, на студиях тоже не спят (первый режиссерский гамбит) и танцующие рокеры

1984–85-е годы. Матерые металлюги Scorpions - помесь ранних Led Zeppelin с ранними же Pink Floyd - на свое 19-летие резко меняют стиль и выдают вкусные мегахитовые медлячки.

Тут как бы снова песни Фрейда про Девушек.

Первым хитом был «Still Loving You». Но как он записан?

Даже нынешние релизы его шипят напропалую, плюс сплошные проблемы с микродинамикой. Когда я слушаю эту песню, у меня все ассоциации с аудиокассетой, а ведь шел 1984-й год, уже были и Битлы с приличным звуком, и Pink Floyd, и Shocking Blue чисто звучат, а тут вдруг, что на Виниле, что на Кассете - шипит.

Scorpions - Still Loving You

видео отсюда https://www.youtube.com/watch?v=7pOr3dBFAeY

Понятное дело, что нужен эквалайзер. Прибрать шипение и поднять тарелочки что частотой пониже - ту часть, где частота у них пониже.

Но этого мало! Нужно как-то добить.

Чтобы вот совсем-совсем кассета доминировать начала в системе.

И тут приходит Чудо Стиви, а именно - его хит «Part Time Lover», который звучит как-то ну очень обезБАСенно, в смысле без баса совсем.

Stevie Wonder - Part Time Lover(студийная версия)

видео отсюда https://www.youtube.com/watch?v=Ll6LLGePYwM

Stevie Wonder - Part Time Lover(концертная версия)

видео отсюда https://www.youtube.com/watch?v=ZuXjQDxicTA

Хочется его поднять, а подняв - успеть прибежать к системе вовремя, когда песня закончится, чтобы не сжечь колонки и усилитель следующим сильно басящим треком.

Диско же в моде!

У него задранные басы, чтобы Закрытый Ящик в перегруз вогнать.

И тут мысль так и просится - а не собрать ли мне запись на кассете? На этой песне басы поднять, на этой убрать, тут верха подкрутить. Были ведь и усилители, умеющие перегонять сигнал с эквалайзера на запись.

И тут-то Стиви Уандер и выдал мега-хит.

Видео выше - студийная и концертная запись одной песни Уандера. Как говорится, задумка режиссера на лицо. Бас там должен быть!!!

А на студийном релизе его там - НЕТ!!! Хотя я его эквалайзером задирал - все там прописано. Нет там Режекторного Фильтра, как у Богушевской на Книге Песен.

В это же время в моде нацепить плеер на карман, надеть наушники и дрыгаться как Сара Коннор в первом «Терминаторе». Вдумчивое прослушивание с выискиванием огрехов уступило место движениям в ритм. Заодно и звук такой, что не так уж и критично, сколько баса наушники качали и сколько верха кассета дала.

Этап 12 (шаг 4). Студийная революция: звукорежиссер тут главный. Эквалайзер в топку

90-е. Если раньше на винил писали цифру студийную, и она была получше чем ЦД, то теперь на винил смело режут ЦД-запись, и звучит она один в один с поправкой на разницу в АЧХ трактов в доме.

У одних ЦД чуть басовитее, у других Винил-корректор, а в остальном один в один. Аномально один в один.

При этом кассета обзавелась лентой тип IV (Metal).

Деки обзавелись динамическим подмагничиванием Dolby HX-PRO, шумоподавлением Dolbу B-C, качественной кинематикой в три мотора, и стали выдавать весьма конкурентноспособный звук и с ЦД, да и с Аналоговым Винилом из запасников.

Ну и понятно, что теперь эквалайзер мешает развить весь конкурентный потенциал для баттла!

И тут же эквалайзер попадает под запрет!

А т.к. его специфический дизайн в системе чуть что глаз мозолит, то пришлось его прятать, а то девушки (опять мой внутренний Фрейд Ритм-Н-Блюз поет) разгадают, сколько дяде лет, и могут ненароком по этой причине, обломать планы на вечер.

Ну и, понятное дело, на сцену выходит философия о задумке звукорежиссера и появление проводов с характером.

Что тоже в общем не простая инженерная мысль, в плане реализации, вполне тянущая с Технической и Научной стороны на продвижение Прогресса и его развитие.

Этап 13 (шаг 5). Студийная диверсия: драм машины в басу было мало

Примерно в середине 90-х из популярной музыки исчезают басист и барабанщик. Вместо них теперь драм-машина.

Она и басы качает такие, что ни одному живому инструменту не снились, она и верхами Шаркает.

Да и проблема Поиска Трезвого Барабанщика в большом концертном туре устраняется. А ведь ритм основа игры других музыкантов.

Верх ей дается, конечно, плохо, зато он не боится MP3 формата, склонного размазывать и расшаркивать все, что записано на высоких частотах.

видео отсюда https://www.youtube.com/watch?v=LNBjMRvOB5M

И это приводит к тому, что к концу 90-х MP3 начинает основательно занимать карманы пользователей.

Году к 2003-му MP3-плееры стали размером с зажигалку, а она поменьше спичечного коробка будет. Даже если наушники затычки намотать.

Ну а к 2015-му году задание о полноценном звуке в спичечном коробке было выполнено - появился плеер данных габаритов, "крутящий" с MicroSD-карт Hi-Res-файлы на 192 кГц, и гибридные арматурно-динамические внутриканальные наушники, качающие и бас по-взрослому, и середину с верхами отрабатывающими с Аудиофильской скрупулезностью!

Но в мире колонок еще все только разогревается. С 90-х и до 2012-го музыка не занималась басом в доме. Этим занимался кинематограф, прокачивая басы через фильмы в жанре боевик с мордобоем на "зажигалках".

Но сейчас снова наметились тенденции к басу, правда, в этот раз он совсем неправильный.

Этап 14. Неправильный бас, или Выдави мне стекла

Итак, на сегодняшний день бас совсем сбежал из дома, как система развития технологий. Оно в общем-то и неизбежно было.

Дома соседи, плохая звукоизоляция - где ж тут басу разгуляться?

В мобильных системах все сделано, и остался… правильно, автомобиль! А в нем, как известно, есть стоячие волны. Жутко неприятная штука.

С ними все время хочется бороться. Но что, если все сделать наоборот - создавать их в ритм музыки и на нужных нам частотах?

Эта система называется bandpass. Ее приницп работы чем-то похож на волынку.

Она знакома обладателям сабвуферных компьютерных колонок. Что-то там басит, но жутко странно, зато вполне компактно, и для игр пойдет.

Ну а что, если выжать из этой системы максимум - накопить баса столько, что мало не покажется? Что, если и на студии музыку так записать, чтобы такой бас красиво звучал? И чтобы накопление стоячей волны в корпусе такой системы вызывал?

Сказано - сделано! Паяльником в драм-машину и она вместо Бегущей Волны, Стояк генерирует. Ай!!! *опять краснеет*

При этом у этого вида баса есть одна особенность - он нуждается в акустическом накопителе. Без него ни на фазоинверторных колонках, ни на акустике закрытого типа, ни на наушниках - он не звучит как надо. И вот мирный трек по ссылке ниже.

фото отсюда https://www.youtube.com/watch?v=e-ORhEE9VVg

На наушниках, что от 20 Гц шпарят, там на заднем плане, что-то гудит на постоянке. Как будто генератор на 40 Гц включили. И он там монотонно и не очень громко, гонит этот синус.

И все. Никакого баса толком в этом треке как будто и нет.

Но вот стоит только его на Банд-Пассе врубить... Как эта его "Волныка" в констурукции, от этих 40 Гц так лихо вдувает и выдувает. Что Ослик с Горшочком нервно завидует от такого Винни-Пухинга на выхлопе!!!

видео отсюда https://www.youtube.com/watch?v=_cR_0tWMvgM

Как вам такое вдувает и выдувает?!!

В целом идея bandpass, при всех его недостатках в плане качественного звука, дает максимально компактный размер, при том же уровне отдачи, как у иного шкафа.

Просто его нужно обрабатывать цифровым Компрессором-процессором, со сложным алгоритмом работы, чтобы получить качественный звук.

Но мы где-то у Пинк Флоид уже такое видели. У нас история на второй круг пошла.

Итого

Под конец небольшой прогноз на будущее.

Сейчас у нас бас электронный, без обертонов, просто долбит-лупит-качает, но что ждет нас в будущем?

Ведь получив малые габариты и некачественный звук, мы все-равно ТЗ не выполним и довольны не будем.

А чтобы получить качество - сама музыка должна начать предъявлять повышенные требования к технике... Где-то это уже было. На самой заре Рок-Н-Ролла кажется. Когда Король с Шальной Императрицей гуляли.

А есть ли у Музыки сейчас что-то с повышенными потребностями в качественных характеристиках НЧ-звена, что-то обертонами насыщенное и при том в басу?

Оказывается, уже есть!!!

Есть саксофон, качающий самые низы от 25 Гц, и его обертоновая насыщенность выше, чем за всю прошлую историю музыки и музыкальных инструментов!!! Даже выше чем у самого органа!!!

Таким образом, мы на новом витке эволюции!!!

Эволюции не техники с упрощением музыки, ради возможностей техники, а наоборот, музыка теперь развивается ради новых качественных требований к развитию техники!!!

видео отсюда https://www.youtube.com/watch?v=9BiW2mVKk0w

видео отсюда https://www.youtube.com/watch?v=nwTorKNmED4

И снова Блюз!!!

Такие вот дела!!!

Спасибо, что дочитали!!!

фото отсюда https://stereo.ru/p/ln5ff-pink-anderson-floyd-council-pink-floyd-ili-kak-muzyka-uskorila

Ссылка под фото на первую редакцию данной статьи.