Что касается меня, у меня никогда не возникало мысли, которую я не мог бы выразить словами…
Орсон Уэллс, вступление к перемикшированному альбому Tales Of Mystery And Imagination, изданному в 1987 году.
Эта вступительная фраза Уэллса, а также озвученное им вступление к The Fall of the House of Usher были записаны ещё в 1976 году и должны были войти в оригинальное издание альбома, но к сожалению, Уэллс записал эти короткие монологи уже после издания альбом, но давайте обо всём по порядку.
Tales of Mystery and Imagination дебютная работа "коллектива" The Alan Parsons Project, я сознательно беру в кавычки слово коллектив, потому что никакого коллектива под данным именем не скрывается. Основа проекта - дуэт звукоинженера и продюсера Алана Парсонса и автора песен и исполнителя Эрика Вулфсона.
Алан Парсонс начал играть в фолк- и блюзовых ансамблях, прежде чем стал помощником инженера. Он был одним из звукорежиссёров при записи альбома The Beatles Abbey Road, и всего четыре года спустя был номинирован на премию Грэмми, как звукорежиссёр Dark Side of the Moon группы Pink Floyd. Тем временем Эрик Вулфсон был сессионным пианистом, а также писал песни для Марианны Фейтфулл, The Tremeloes и Питера Нуна. Парсонс и Вулфсон встретились в столовой на Abbey Road и результатом этой встречи стала договорённость, по которой Вулфсон становится менеджером Парсонса.
Крупный коммерческий успех Dark Side of the Moon, которым группа обязана в том числе и Парсонсу не принёс ему желаемого коммерческого результата. А поскольку успех Pink Floyd превратил Алана в востребованного звукорежиссёра ему требовался менеджер.
Вулфсон же уже некоторое время вынашивал идею музыкального произведения на основе творчества Эдгара Алана По, но для реализации замысла Эрику требовался опытный и творческий продюсер.
Вулфсон:
Вдохновляясь По я написал несколько песен и попытался записать их с Tremeloes, с которыми время от времени работал в студии. Но только когда я объединился с Аланом, то понял, что нашел подходящего продюсера и инженера для реализации моей идеи на должном уровне.
Парсонс тут же ухватился за предложение своего нового менеджера:
Я встретил Эрика в Abbey Road Studios, и мы поболтали о делах звукозаписывающей индустрии. Я уже начал работать с коллективом Pilot и добился некоторого успеха в чартах, не зарабатывая много денег, и подумал, что Эрик может задать моим делам правильное направление. А потом мы коснулись творчества Эдгара По, которое мне очень нравилось, а затем Эрик сказал, что у него есть несколько песен по мотивам По, я послушал их и был очень впечатлён.
О своём увлечении Эдгаром По Вулфсон рассказывал, что ещё по дороге в школу в Глазго он проходил мимо кинотеатров, на стенах которых часто висели зловещие афиши фильмов по произведениям Эдгара Аллана По. Особенно ему запомнились «Яма и маятник», «Ворон» и «Падение дома Ашеров».
В 60-х, когда Эрик ходил на курсы по маркетингу, лектор обронил фразу, что фильмы по произведениям По всегда окупались в прокате. Студента захватила мысль, что если это правда, то, возможно, альбом, вдохновленный творчеством По, тоже стал бы прибыльным, так зародилась идея Tales of Mystery and Imagination.
Объединив сочинительские таланты Эрика с инженерными и производственными навыками Алана дуэт предложил идею музыкального проекта по мотивам произведений Эдгара По студии 20th Century Records, которые недолго думая согласились, но с одним условием.
Задумку нужно было воплотить, а после и продавать под каким-то именем, так появился The Alan Parsons Project. Но почему только Парсонс, если ведущие роли принадлежат двум лицам?
Эрик:
Изначально мы предположили, что это будет Tales of Mystery and Imagination — Edgar Allan Poe — Produced by Alan Parsons, альбом разных исполнителей, но лейбл настаивал на идентификации записи с конкретным именем, так получился The Alan Parsons Project. Алан тогда был более признаной и востребованной фигурой в шоу-бизнесе, чем я. Если бы было наоборот это был бы проект Эрика Вулфсона!
Парсонс разделяет версию Эрика о появлении названия, но испытывает смешанные чувства, поскольку на протяжении всех лет существования Проекта его не покидала мысль, что Вулфсону хотелось бы, чтобы проект носил имя Парсонс/Вулфсон.
Дуэт сразу принял решение работать с разными музыкантами, в данном случае с группой Pilot, с которой Алан Парсонс уже работал в качестве продюсера и с оркестровым аранжировщиком и дирижером Эндрю Пауэллом. Пауэлл также отметился соавтором вместе с Вулфсоном и Парсонсом в The Fall of the House of Usher.
Что касается вокалистов, то в дебютной работе Проекта партии вокалаи исполнили - Алан Парсонс в композициях The Raven и To One In Paradise, Артур Браун (The Tell-Tale Heart), Джон Майлз (The Cask of Amontillado и (The System of) Dr. Tarr and Professor Fether), актёр, исполнивший роль Ромео в фильме Франко Дзеффирелли Ромео и Джульетта - Леонард Уайтинг (The Raven) и Терри Сильвестр из The Hollies (To One in Paradise и The Cask of Amontillado) и Джек Харрис (The System of) Dr. Tarr and Professor Fether) и The Tell-Tale Heart).
Прежде чем перейти к композициям напомню, что существуют две версии альбома: версия 1976 года и версия 1987 года (её, применяя книжную формулировку, можно назвать исправленной и дополненной), которая была подготовлена для первого релиза на CD.
Исправлениями и дополнениями занимались авторы - Вулфсон и Парсонс, поэтому оба варианта альбома можно считать аутентичными. Версия 1987 года отличается миксом (в частности добавлена реверберация на звук барабанов), дополнена партиями клавиш и электрогитары в некоторых композициях, а также уже опоминавшимися монологами Орсона Уэллса. И далее в рассказе я буду больше ориентироваться на версию 1987 года.
Альбом открывается монологом Орсона Уэллса, на смен которому постепенно приходит музыка первой композиции - инструментальной A Dream Within a Dream, в которой ведущую роль играют пульсирующий бас и гитара Йена Бэрнсона.
Композиция плавно переходит в следующий трек - The Raven, ставший одной из первых записей EMI, в котроой использовался вокодер, и в котором Алан Парсонс выступил в роли вокалиста.
Парсонс:
Я не думал, что быть солистом — это мое призвание. Я пел только по необходимости.
Ритм-секция, состоящая из Берли Драммонда на барабанах и Джо Пуэрты на басу, также умудряется вызвать характерный ритм оригинального стихотворения с его иллюзиями стуков и постукиваний. В 1987 года в композицию , было добавлено гитарное соло Бэрнсона.
Ещё не успело отзвучать эхом воронье nevermore, как грубый крик Артура Брауна начинает композицию The Tell-Tale Heart.
Парсонс
Я видел в рассказе Сердце-обличитель историю, рассказанную совершенно сумасшедшим человеком, поэтому, поскольку Артур был частью своего собственного Сумасшедшего мира, это казалось отличной идеей.
В композиции The Cask of Amontillado вокалист Джона Майлз поёт мягко, но при этом несколько нервно, видимо передавая эмоциональную напряжённость человека, который намерен замуровать в нише винного погреба своего обидчика.
Парсонс:
В этом треке великолепная аранжировка Эндрю Пауэлла. Многие тонкости альбома более очевидны при прослушивании в наушниках, особенно в этой композиции. А если вы действительно смелы, то лучше ещё выключите свет.
Выпущенная синглом The System of) Dr. Tarr and Professor Fether начинаятся звоном гитары Байрсона, а потом переходит в ритмичный бодрый трек с цепкими вокальными партиями. В аранжировках финальной части отображается застолье, на которое попадает главный герой рассказа-первоисточника.
Вулфсон:
Мы сознательно избегали в альбоме резких и неожиданных звуков (прим. - скримеров). Идея состояла в том, чтобы развлечь и произвести впечатление на слушателя кинематографической и грандиозной интерпретацией произведений По.
Вторая часть пластинки почти полностью отдана пятнадцатиминутной пьесе "Падение дома Ашеров". Самому готическому произведению на альбоме.
Прелюдия к пьесе основана на незаконченной композиции Клода Дебюсси, Arrival построена на клавишной петле, созданной Вулфсоном и Пауэллом, а затем раздается раскат грома.
Эрик:
Казалось очевидным, что в The Fall of the House of Usher нам понадобятся звуковые эффекты грома и молнии. Был в разгар лета и вероятность таких погодных условий в Лондоне стремилась к нулю. В библиотеке звуковых эффектов Abbey Road подходящего нам звука не было, поэтому мы просмотрели газеты, чтобы узнать, где Англии намечается гроза, но нам не везло. И когда мы уже почти потеряли всякую надежду, небо над Эбби-роуд разверзлось самым сильным штормом, который мы когда-либо видели. Дождь лил так сильно, что капли, ударяясь о микрофон, издавая такой шум, что раскаты грома нельзя было толком расслышать. Не растерявшись бас-гитарист, Дэвид Патон и я бросились под дождь, прикрыли микрофоны простынёй и стали ждать. Правда первый дубль мы благополучно испортили, потому что как только гром прогремел мы начали громко смеяться, но потом всё получилось.
Любовь гиперчувствительного к звукам Родерика Ашера к звуку струнных инструментов, единственному не внушающему ему ужаса, отображена в части Pavane с использованием баса, акустических гитар, арфы, клавесина, мандолины и финского инструмента кантеле.
Алан Парсонс:
Эндрю Пауэлл проделал великолепную работу над The Fall of the House of Usher. Оркестр для Prelude был записан с использованием техники расстановки микрофонов классического симфонического оркестра. Мы записали его в Кингсуэй-холле в Лондоне, где была великолепная акустика, и в прошлом его использовали многие величайшие оркестры и дирижеры.
Завершает альбом мечтательная To One in Paradise с парящим вокалом Терри Сильвестра.
Бэрнсон:
Я очень люблю To One in Paradise. У неё такая замечательная атмосфера.
В 2007 году, очередное переиздание альбома помимо различных демо-версий, миксов и вариантов уже известных композиций подарило любителям Проекта демо версию композиции Edgar.
Не потерянный шедевр, но как ещё одна частичка большой истории - ценный артефакт.
Обложку для альбома разработала фирма Hipgnosis. Лицевая сторона не самая впечатляющая, но зато внутри, впрочем смотрите сами:
Парсонс:
Из всех альбомов, которые Эрик и я сделали с 1976 года, альбом Tales всегда был тем, к которому мы относимся с наибольшей любовью. Это был первый альбом нового поколения - Продюсерский альбом. Он открыл новую территорию со всех сторон. Отличное качество, хорошие песни, концептуально проработанные новые идеи.
Я разделяю мнение Парсонса, Tales и мой любимый альбом в дискографии The Alan Parsons Project. Может быть дело в том, что он создавался как разовая (как предполагалось на тот момент) акция, поэтому никто не думал о коммерческих перспективах или о том, что история Проекта Алана Парсонса растянется на 15 лет.
В будущем Эрик Вулфсон уже вне рамок The Alan parsons Project ещё дважды возвращался в творчестве и жизни Эдгара По. В 2003 году был выпущен альбом Poe: More Tales of Mystery and Imagination, а в 2009 - мюзикл по мотивам жизни По.
Парсонс включал композицию The Raven в сет-листы концертов своего коллектива The Alan Parsons Live Project был продюсером альбома Стивена Уилсона The Raven That Refused to Sing (And Other Stories), который пусть и не имеет прямого отношения к Эдгару По, но своей концепцией близок к его творчеству.
Об альбоме The Raven That Refused to Sing (And Other Stories) на канале есть отдельная статья:
Ниже представлены две версии альбома, 1976 и 1987 годов соответственно.
Версия 1976 года:
Версия 1987 года: