Найти в Дзене

Две стороны «чувства юмора».

Оглавление

Привет, шутник.

Тут такое дело, понимаешь...

В понятии «чувство юмора» есть один большой косяк.

И из-за этого возникает масса проблем. Вернее, масса ненужных и бессмысленных споров и вопросов.

Я постоянно натыкаюсь на вот такие высказывания.

«Чувство юмора – это от рождения. Оно или есть, или нет. У тебя нет чувства юмора! А как развить чувство юмора?»

И ещё куча болтовни на эту тему.

Можно спорить до посинения. А проблема всего лишь в терминологии.

Обычно я рассказываю про этот ляпсус только на курсе.

Почему только на курсе? Потому что обычному человеку это и нафиг не надо.

Это так же бессмысленно, как пытаться ему втолковать, что «пошло» - это значит «безвкусно», а совсем не про «ниже пояса».

Люди просто привыкли так говорить. Да и бог с ним.

Но здесь же вроде шутники собрались, поэтому попробую.

Возможно, кто - то скажет, что он и так это знал. У некоторых, наоборот, в башке все перевернется. «А.. Вон оно как.. А я то, блин..».

А кто-то, особо умный, просто подумает: «Хрень какая-то». И дальше пойдет. Так ничего и не поняв. Как и многое другое в жизни.

Итак. Бамц..! Не..Бдумц..! Бздысь..!

Чувство юмора – это не умение шутить. Это умение смеяться. Оно есть у всех.

А умение шутить – это остроумие.

Вот в этом и есть «зарытая собака» всех тупых споров.

Да, ребята. Чувство юмора – это от рождения. Как зрение, слух, голос, мозг.

Если говорить полунаучным языком, чувство юмора - это одно из чувств восприятия. Примерно как чувство прекрасного. Чувство вкуса.

Оно есть у любого человека. Если у него есть мозг, уши и глаза. Ну, хотя бы один. Это я про глаз.

Просто у всех свой вкус и свое «прекрасное».

Панки любят, чтоб было максимально «вонючее». А мимишные тетки - чтоб розовенькое. Попробуй продать плюшевой девочке шнурованные ботинки с железными черепами. А металлюге – браслетик с чебурашками. Да щас. Ещё и матюгов наслушаешься.

Ты скажешь - у них нет вкуса? А у кого именно его нет? У металлюг или у мимишных тёток? Вот именно…

Вот мне очень глубоко наплевать на высокую моду. Ну не прёт меня. Мне нравится простая белая майка с лямками под пиджак. Длинный плащ в пол и кроссовки. Штаны вон себе поимел с вышитым крестом. И мне нравится. А тебе нет? Ну купи себе розовые ботинки с железными чебурашками. Никто же не настаивает.

Есть один важный закон у умных людей: «О вкусах не спорят». Вкусы — не логичны. Они — от балды. Поэтому переубедить человека невозможно.

Кстати, этот закон лег в основу одного из правил моего курса «Живи на позитиве».
Никогда ни с кем не спорь…

С чувством юмора точно так-же, как со вкусом. Оно может быть примитивным. Может быть утонченным. Оно может быть шизовым или абсурдным.

Но оно есть у всех. Потому что все люди смеются.

Не смеются только сумасшедшие.

Вдруг стало интересно. А мои штаны – это примитивно, утонченно или шизово? Сам в тупике.

В одном интервью умный дядька Радислав Гандапас разделил чувство юмора на шесть условных уровней. В зависимости от воспитания и интеллекта. Достаточно толково.

-- -- --

Развивать чувство юмора, безусловно, можно. Как и чувство вкуса, чувство прекрасного. Надо читать, смотреть фильмы, смотреть выступления артистов.

И возможно, что твои вкусы в юморе поменяются. А может и нет. Главное, чтоб мозгу было из чего выбирать.

Если ты всю жизнь слушал только анекдоты про «пендаль по яйцам», то и выбор у мозга небольшой. Вот и все…

Вы знаете, что «Божественная комедия» Данте – это, блин, комедия? Им там, в 13-м веке ЭТО было смешно.

А остроумие…

Это принципиально другой процесс в голове. Это процесс производства. Умение создавать шутку, умение генерировать юмор.

Вот сравни две вещи.

Кайфовать от музыки и писать музыку. Восхищаться картинами и рисовать картины. Смеяться над шутками и сочинять шутки.

Это совершенно разные процессы в мозгу. Восприятие и производство.

Это как в организме. Входит одно, выходит совсем другое.

И что обидно, выходит чаще всего хуже, чем вошло. Вот такое подлое свойство у организма. Кстати, интересная закономерность. Чем хуже то, что вошло, тем меньше различий с тем, что вышло. О как я завернул.. Данте отдыхает..

Но остроумие, в отличие от чувства юмора, не может быть «тупым». Оно — «остроумие». Хотя сочинять «тупые» шутки — можно. Они тоже пользуются популярностью. Смотря на какую аудиторию ты собрался работать.

И вот тут начинается самое интересное.

Это я вам говорю как технарь, которого учили строить ракеты. И как актер, которого учили системе Станиславского.

Всё, что состоит из частей и работает, можно разобрать, собрать и скопировать ещё много много раз.

Шутка состоит из слов. Эти слова специально подобраны и соединены в предложения в определенном порядке. Этот порядок основан на принципах человеческой психологии.

10 выпуск Школы юмора. Питер. ребята прокачивали остроумие.
10 выпуск Школы юмора. Питер. ребята прокачивали остроумие.

Развивать остроумие, это совсем не то, что развивать чувство юмора.

Послушав Моцарта, ты не начнёшь сочинять вальсы. Насмотревшись Айвазовского, ты не начнешь рисовать «Девятый вал».

У шуток есть свои закономерности. Как и у сценария, стихов, картин, музыки.

В музыке это ноты, гармония. В картинах – перспектива, пропорции и прочие тонкости. В сценариях - это завязка, развитие, конфликт, развязка. В стихах – размер и рифма.

В этом месте обязательно должен найтись какой-нибудь чувак из «творцов», который скажет: « А Пикассо? А арт-хаус? А хитровы..ный джаз? А белый стих?»

И вот ты не поверишь, такому чуваку мне всегда хочется ответить..

Можно, конечно ответить культурно: «Да, вы правы, сэр. В каждом правиле есть исключения. Это законы природы, но гении их нарушают». Потом попытаться объяснить понятие «ошибка выжившего». Рассказать про теорию вероятности. Но вот реально - не хочется.

Хочется по - простому: «Братан, иди в пень… Ты Пикассо? Ты ахрененный джазмен? Пикассо сначала научился рисовать, а джазмен выучил все аккорды. Поэтому просто иди...»

В шутку тоже зашито много принципов. Это и проблема, и неожиданность и сравнение. И ещё фуева туча всяких петелек, ниточек и крючочков, образующих систему.

И из всего этого я написал свой «Конструктор шуток».

Я недавно разослал народу анкету с вопросами о юморе и умении шутить.

И один из вариантов ответов там был такой: «Научиться шутить невозможно. Так же как невозможно научиться писать музыку и сочинять стихи». Дословно вот так и было.

Бдынць!

Примерно 15 %.. Пятнадцать процентов! Считают, что это именно так.

Ребята, вы серьезно?

То есть, седые дядьки в Академии художеств и Театральном институте просто сидят, раздувают щёки и страдают фигнёй?

Мне даже захотелось зайти в Консерваторию, ткнуть в них пальцем и с пафосом сказать: «Господа, вас нет. Вы – миф. Вы туфтоделы. Так сказал народ!»

И гордо уйти, громко хлопнув дверью, которую с трудом пихал ещё юный Шостакович. Или Мусоргский её там пихал?

Кстати, обратную связь люблю и уважаю. Ставь плюсики, пиши комментарии.

Помнишь, зашло одно, а вышло – другое? Это и есть – обратная связь.