Вячеслав Францевич Жигардлович, московский архитектор польского происхождения, автор дома Карла Каракаша, богато украшенного харАктерными летучими мышами, родился 160 лет назад, 24 июля 1862 года. Что мы знаем о его семье, о предках и потомках?
В сентябре 1876 года Вячеслав Жигардлович поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. В 1883 году окончил обучение со званием неклассного художника архитектуры. Еще во время учебы в МУЖВЗ принимал участие в конкурсах и в 1883 году получил большую серебряную медаль за постройку павильона к высочайшему смотру войск на Ходынском поле. В 1884 году был удостоен малой серебряной медали за проект собора с колокольней, а в 1885-м – еще одной малой серебряной за участие в качестве архитектора в Московской ремесленной выставке.
Подавая в 1876 году прошение на поступление в училище, Жигардлович именует себя «сыном артиста Императорских театров». Его отец, Франц Францевич Жигардлович, действительно, в течение многих лет состоял музыкантом оркестра. В 1860 году двадцатидвухлетний скрипач Франц Жигардлович приехал из Варшавы и получил разрешение на пребывание в Петербурге сроком на один год. К сожалению, архивы не сохранили нам его фотографию, но из выданных государственных бумаг мы знаем некоторые его приметы. Он был высок, светловолос и голубоглаз, не носил бороды, лицо имел продолговатое, а нос – умеренный.
Не более полугода прослужив в театрах Петербурга, Франц Францевич перебрался в Москву:
Свидетельство музыканту-скрипачу жителю города Варшавы Францу Жигардловскому <здесь описка в документе> в том, что он отправляется в гор. Москву на службу к тамошним театрам, в следствие чего благоволят господа командующие на заставах делать ему во время проезда до означенного места свободный пропуск. В удостоверение чего и дано ему сие свидетельство от конторы Императорских С.-Петербургских театров…
Благодаря документам, сохранившимся в фонде конторы Императорских театров в РГАЛИ, мы знаем имя жены Франца Жигардловича и матери архитектора Вячеслава Жигардловича: устроившись на службу в Москве, в том же 1861 году, музыкант женится на Зинаиде Андреевне Ястребовой. Из этих же документов мы узнаем и имя деда будущего архитектора Жигардловича: это титулярный советник Андрей Григорьевич Ястребов. Молодые обвенчались в Рождественской церкви, «что на Бутырках».
В служебном деле отца хранятся и выписи из метрических книг о рождении его детей. Старший сын в семье, Вячеслав Жигардлович родился 1862 года июля 24 дня, а крещен был 14 августа того же года в Богородице-Рождественской, что на Бутырках, церкви Никитского сорока.
Родители его служащий при Императорских театрах артистом русский подданный Франц Ф. Жигардлович римско-католического вероисповедания и законная жена его Зинаида Андреева православного вероисповедания. Восприемниками при крещении его были московский 2 гильдии купец Петр Дмитриев Сырейщиков и московского 1 гильдии купца Якова Александрова Шмеман жена Александра Ивановна Шмеман.
Вслед за Вячеславом в семье родились: Леонид (27 мая 1863 года), Анна (1 января 1865 года), Зинаида (10 июля 1866 года) и Константин (30 июня 1869 года).
У самого Вячеслава Жигардловича было двое сыновей. Леонид, как и отец, ставший впоследствии архитектором, родился 18 ноября 1889 года, а Евгений - 27 мая 1891 года. Оба сына, как и их отец, учились в МУЖВЗ, но младший Евгений курса не окончил «в виду резкой раздражительности и утомляемости на почве неврастении».
В 1884 году, когда Вячеслав уже окончил обучение в МУЖВЗ и находился в военной службе, в семье Жигардловичей случилась большая неприятность: отец семейства, Франц Жигардлович вместе со своим коллегой по оркестру, г-ном Бартеньевым, «нанесли оскорбления дирижеру г-ну Богуславу» во время репетиции оркестра в Малом театре. Разгорелась ссора, в контору Императорских театров полетели рапорты и требования об увольнении. Музыкант, в свою очередь, писал объяснительные письма, уверяя, что не хотел ничего дурного, но не мог позволить дирижеру уже не раз повторяющееся неуважительное отношение к артистам.
Его Превосходительству г-ну директору Императорских театров
Прошение артиста Жигардловича
Быв временно отстранен от должности по делу с помощником дирижера Малого театра и не имея права представить коллективного заявления всех артистов в мое оправдание, я осмеливаюсь всепокорнейшее просить защиты Вашего Превосходительства причем покорнейше прошу обратить внимание главное на то, что в крайне пристрастном изложении протокола имеются не совсем точные показания, в следствие чего случайное недоразумение становится служебным провинением.
Действительно высказанная мной помощнику дирижера сущая правда, в минуту огорчения, в следствие его неоднократного превышения власти, есть единственная моя вина, за которую не следовало бы меня так строго судить, так как в продолжение моей многолетней службы я всегда отличался хорошим поведением, как артист, человек и самый старательный по службе подчиненный.
Почему еще раз осмеливаюсь всепокорнейшее просить Вашего Превосходительства благосклонного вашего ко мне снисхождения, так как при столь большом семействе я нахожусь теперь в самом критическом, безвыходном и отчаянном положении.
В надежде на великодушие Вашего Превосходительства, имею честь оставаться с искренно глубочайшей благодарностью и уважением к Вашему Превосходительству.
Ф. Жагрдлович
Москва
24 октября 1884 года
Нужно сказать, прошение вроде бы возымело действие: из документов дела мы узнаем, что директор конторы Императорских театров отдал распоряжение скрипача Жигардловича на службе восстановить, но в самой конторе Францу Францевичу было объявлено, «что за неимением мест» принять его не могут. К сожалению, дело так и кончилось ничем: артист Жигардлович восстановлен на службе не был и умер, шесть лет спустя, в московской Мариинской больнице.
*Статья написана на основании материалов, хранящихся в фондах Российского государственного архива литературы и искусства (РГАЛИ).
#архитектура