Найти в Дзене
Татьяна Каратеева

Архитектор Вячеслав Жигардлович: семейная история

Вячеслав Францевич Жигардлович, московский архитектор польского происхождения, автор дома Карла Каракаша, богато украшенного харАктерными летучими мышами, родился 160 лет назад, 24 июля 1862 года. Что мы знаем о его семье, о предках и потомках? В сентябре 1876 года Вячеслав Жигардлович поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. В 1883 году окончил обучение со званием неклассного художника архитектуры. Еще во время учебы в МУЖВЗ принимал участие в конкурсах и в 1883 году получил большую серебряную медаль за постройку павильона к высочайшему смотру войск на Ходынском поле. В 1884 году был удостоен малой серебряной медали за проект собора с колокольней, а в 1885-м – еще одной малой серебряной за участие в качестве архитектора в Московской ремесленной выставке. Подавая в 1876 году прошение на поступление в училище, Жигардлович именует себя «сыном артиста Императорских театров». Его отец, Франц Францевич Жигардлович, действительно, в течение многих лет состоял музыкантом ор

Вячеслав Францевич Жигардлович, московский архитектор польского происхождения, автор дома Карла Каракаша, богато украшенного харАктерными летучими мышами, родился 160 лет назад, 24 июля 1862 года. Что мы знаем о его семье, о предках и потомках?

Та самая мышь с характером в Лиховом переулке
Та самая мышь с характером в Лиховом переулке

В сентябре 1876 года Вячеслав Жигардлович поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. В 1883 году окончил обучение со званием неклассного художника архитектуры. Еще во время учебы в МУЖВЗ принимал участие в конкурсах и в 1883 году получил большую серебряную медаль за постройку павильона к высочайшему смотру войск на Ходынском поле. В 1884 году был удостоен малой серебряной медали за проект собора с колокольней, а в 1885-м – еще одной малой серебряной за участие в качестве архитектора в Московской ремесленной выставке.

К сожалению, ни одной фотографии Вячеслава Жигардловича не было найдено. Архивные дела сохранили нам только изображения его детей (см. подробнее ниже)
К сожалению, ни одной фотографии Вячеслава Жигардловича не было найдено. Архивные дела сохранили нам только изображения его детей (см. подробнее ниже)

Подавая в 1876 году прошение на поступление в училище, Жигардлович именует себя «сыном артиста Императорских театров». Его отец, Франц Францевич Жигардлович, действительно, в течение многих лет состоял музыкантом оркестра. В 1860 году двадцатидвухлетний скрипач Франц Жигардлович приехал из Варшавы и получил разрешение на пребывание в Петербурге сроком на один год. К сожалению, архивы не сохранили нам его фотографию, но из выданных государственных бумаг мы знаем некоторые его приметы. Он был высок, светловолос и голубоглаз, не носил бороды, лицо имел продолговатое, а нос – умеренный.

Не более полугода прослужив в театрах Петербурга, Франц Францевич перебрался в Москву:

Свидетельство музыканту-скрипачу жителю города Варшавы Францу Жигардловскому <здесь описка в документе> в том, что он отправляется в гор. Москву на службу к тамошним театрам, в следствие чего благоволят господа командующие на заставах делать ему во время проезда до означенного места свободный пропуск. В удостоверение чего и дано ему сие свидетельство от конторы Императорских С.-Петербургских театров…

Благодаря документам, сохранившимся в фонде конторы Императорских театров в РГАЛИ, мы знаем имя жены Франца Жигардловича и матери архитектора Вячеслава Жигардловича: устроившись на службу в Москве, в том же 1861 году, музыкант женится на Зинаиде Андреевне Ястребовой. Из этих же документов мы узнаем и имя деда будущего архитектора Жигардловича: это титулярный советник Андрей Григорьевич Ястребов. Молодые обвенчались в Рождественской церкви, «что на Бутырках».

В служебном деле отца хранятся и выписи из метрических книг о рождении его детей. Старший сын в семье, Вячеслав Жигардлович родился 1862 года июля 24 дня, а крещен был 14 августа того же года в Богородице-Рождественской, что на Бутырках, церкви Никитского сорока.

Родители его служащий при Императорских театрах артистом русский подданный Франц Ф. Жигардлович римско-католического вероисповедания и законная жена его Зинаида Андреева православного вероисповедания. Восприемниками при крещении его были московский 2 гильдии купец Петр Дмитриев Сырейщиков и московского 1 гильдии купца Якова Александрова Шмеман жена Александра Ивановна Шмеман.

Вслед за Вячеславом в семье родились: Леонид (27 мая 1863 года), Анна (1 января 1865 года), Зинаида (10 июля 1866 года) и Константин (30 июня 1869 года).

У самого Вячеслава Жигардловича было двое сыновей. Леонид, как и отец, ставший впоследствии архитектором, родился 18 ноября 1889 года, а Евгений - 27 мая 1891 года. Оба сына, как и их отец, учились в МУЖВЗ, но младший Евгений курса не окончил «в виду резкой раздражительности и утомляемости на почве неврастении».

В 1884 году, когда Вячеслав уже окончил обучение в МУЖВЗ и находился в военной службе, в семье Жигардловичей случилась большая неприятность: отец семейства, Франц Жигардлович вместе со своим коллегой по оркестру, г-ном Бартеньевым, «нанесли оскорбления дирижеру г-ну Богуславу» во время репетиции оркестра в Малом театре. Разгорелась ссора, в контору Императорских театров полетели рапорты и требования об увольнении. Музыкант, в свою очередь, писал объяснительные письма, уверяя, что не хотел ничего дурного, но не мог позволить дирижеру уже не раз повторяющееся неуважительное отношение к артистам.

Его Превосходительству г-ну директору Императорских театров
Прошение артиста Жигардловича
Быв временно отстранен от должности по делу с помощником дирижера Малого театра и не имея права представить коллективного заявления всех артистов в мое оправдание, я осмеливаюсь всепокорнейшее просить защиты Вашего Превосходительства причем покорнейше прошу обратить внимание главное на то, что в крайне пристрастном изложении протокола имеются не совсем точные показания, в следствие чего случайное недоразумение становится служебным провинением.
Действительно высказанная мной помощнику дирижера сущая правда, в минуту огорчения, в следствие его неоднократного превышения власти, есть единственная моя вина, за которую не следовало бы меня так строго судить, так как в продолжение моей многолетней службы я всегда отличался хорошим поведением, как артист, человек и самый старательный по службе подчиненный.
Почему еще раз осмеливаюсь всепокорнейшее просить Вашего Превосходительства благосклонного вашего ко мне снисхождения, так как при столь большом семействе я нахожусь теперь в самом критическом, безвыходном и отчаянном положении.
В надежде на великодушие Вашего Превосходительства, имею честь оставаться с искренно глубочайшей благодарностью и уважением к Вашему Превосходительству.
Ф. Жагрдлович
Москва
24 октября 1884 года

Нужно сказать, прошение вроде бы возымело действие: из документов дела мы узнаем, что директор конторы Императорских театров отдал распоряжение скрипача Жигардловича на службе восстановить, но в самой конторе Францу Францевичу было объявлено, «что за неимением мест» принять его не могут. К сожалению, дело так и кончилось ничем: артист Жигардлович восстановлен на службе не был и умер, шесть лет спустя, в московской Мариинской больнице.

*Статья написана на основании материалов, хранящихся в фондах Российского государственного архива литературы и искусства (РГАЛИ).

#архитектура