Найти тему

Счастье и Пермь. По местам съёмок «Географ глобус пропил»

В Пермский край меня привёл фильм «Географ глобус пропил». Как среднестатистическая жительница России я всегда считала Пермь ещё одним городом с серой застройкой где-то там.

«Где-то там» оказалось в преддверии Урала. Когда я смотрела фильм, влюбилась не в сюжет, не в героев, а в уральские пейзажи. Урал ассоциируется у многих с Екатеринбургом, но начинается он в Пермском крае. О Перми тоже известно немного. Здесь находили останки первобытных существ Пермского периода, родился Сергей Дягилев и провёл последние дни перед расстрелом брат Николая II. В ноябре 2011 года Пермь стала местом съёмок фильма «Географ глобус пропил».

Меня зовут Анна Плетнёва, я соавтор проекта «Бесконечные истории». Искать места съёмок перед любой поездкой для меня привычка. В России я часто нахожу информацию, что фильмов в городе снимали много, но на самом деле почти все — за его пределами: на природе или в деревнях. У нас не любят упоминать и показывать региональные города в художественном кино. Такая история случилась и с Пермью. Большинство фильмов снимали не в столице, а в огромном, размером с Тунис, Пермском крае. Возможно, это к лучшему — туда добираются самые любознательные или те, кого случайно занесла в тайгу судьба.

Привела сюда жизнь и географа Служкина, героя Константина Хабенского. По сюжету он оказывается в школе, где учился Алексей Иванов, — автор романа, по которому снят фильм. Школу можно найти в спальном районе Перми.

Пермь — четвёртый по величине город России. Такую территорию город получил за счёт семи районов — бывших рабочих посёлков, расположенных на расстоянии от исторического центра. Действие фильма происходит в районе Водники (в фильме Речники) с высотками и незастеклёнными балконами. Здесь разворачиваются драматические (обычные для российского кино) семейные сцены. Адреса школы, многоэтажного дома и все остальные места съёмок нашли и опубликовали авторы статьи ВЫШКАLIFE и ученики гимназии №8 города Пермь в аудиогиде.

Кинокоманда решила снимать сцены Речников в том районе, который описывал писатель в романе: в той же школе, на том же затоне. Так описывает в романе это место Алексей Иванов. Писатель вырос здесь и ходил эту школу 10 лет.

Дымя сигаретой и бренча в кармане спичечным коробком, бывший глухонемой, он же Виктор Служкин, теперь уже побритый и прилично одетый, шагал по микрорайону Новые Речники к ближайшей школе. Над ним в вышине то и дело вспыхивали окна многоэтажек, отчего казалось, что солнечный шар покрыт щербатинами мелких сколов. Из какого‑то двора доносились гулкие выстрелы выбиваемого ковра.
Школа высилась посреди зелёного пустыря, охваченного по периметру забором. За спиной у неё лежала асфальтированная спортплощадка, рядом с которой торчали одиночные корабельные сосны, чудом уцелевшие при застройке нового микрорайона.
После работы Служкин пошёл не домой, а в Старые Речники. Район был застроен двухэтажными бревенчатыми бараками, похожими на фрегаты, вытащенные на берег. Прощально зеленели палисадники. Ряды потемневших сараев стояли по пояс в гигантских осенних лопухах. Служкин вышел на крутой обрыв Камы и поверху направился к судоремонтному заводу. Высокая облачная архитектура просвечивала сквозь тихую воду реки. Алые бакены издалека казались рябиновыми листьями. Узкая дамба подковой охватывала затон с ржавым ожерельем понтонного моста на горле. Под ветвями старых высоких тополей на дамбе, отражаясь в коричневой стоячей воде затона, застыли белые теплоходы.
Краснокирпичное дореволюционное здание заводоуправления грозно вздымалось над крутояром, похожее то ли на Брестскую крепость, то ли на баню, то ли на обвитое жилами могучее сердце древнего мамонта. У входа в гуще акаций заблудился обшарпанный Ленин.

Другой район, который мы видим на экране, — Мотовилиха. Здесь живёт ученица Маша. Начинался он с медеплавильного завода. Сегодня его можно назвать вторым историческим ядром города, он лидирует по застройке, и в нём находится музей современного искусства.

Саму Пермь киношники обходили то стороны вокзала, то со стороны набережной. Кадрами с набережной начинается фильм. Речная тема получает продолжение позднее на затоне с кораблями. Географ Служкин отводит школьников на экскурсию по затону Пермского судоремонтного завода. Здесь стоят списанные корабли речного флота — ветераны уральской истории.

Я не была в этом районе, и Пермь увидела совсем другой: величественной, самодостаточной и сильной под стать пейзажам вокруг неё. Они открылись и героям фильма: реки с каменными берегами, тайга и бескрайние просторы, за которыми не очередной город, посёлок или деревня, а дикие, неизведанные земли. Здесь нет связи, но можно встретить медведя, набрать таёжных ягод и грибов, а ещё почувствовать свободу.

Справиться с этой свободой и обуздать её — настоящее испытание, с которым подопечные географа успешно справились. Я же так и не нашла ответа на вопрос, здесь ли счастье или оно всё же за теми горами?