Найти тему
Фонотека в кармане

Frank Zappa - Hot Rats, 1969 (история альбома)

Фрэнк Заппа
Фрэнк Заппа

Фрэнк Заппа:

Я считаю себя композитором, главный инструмент которого - гитара.

Редкий случай когда артист даёт максимально точную характеристику своей роли в музыке. Заппа безусловно композитор, а его статус гитарного гения лишь сопутствующая регалия, к которой он относился скептически.

Одной из записей, обосновывающий этот статус, как утверждала жена Фрэнка Гейл, и соединившей в себе навыки гитарных дел мастера с нетривиальным композиторским мышлением стал вышедший в октябре 1969 года второй сольный альбом Фрэнка под названием Hot Rats.

В марте 1969 года Заппа и менеджер Херби Коэн основали Bizarre Records, чтобы получить полный контроль над тем что записывается и в каком виде (имеется ввиду визуальное оформление) это продаётся.

Коллектив The Mothers of Inventions к моменту записи Hot Rats был распущен, причиной чему послужила чрезмерная финансовая нагрузка. Записи группы продавались плохо, а музыкантам нужно было платить.

Но поскольку творческий порыв унять было невозможно, Заппа собрал команду сессионных музыкантов и приступил к записи нового материала.

Поскольку Hot Rats в основном состоит из инструментальных джазовых композиций с большим количеством соло, звучащая на нём музыка достаточно не похожа на, что можно услышать на более ранних альбомах Заппы.

Единственным музыкантом, связавшим предыдущий коллектив Заппы с Hot Rats был участник Mothers и второй по значимости человек в студии музыкальным соавтором мультиинструменталист Ян Андервуд.

Ян Андервуд
Ян Андервуд

Другими приглашенными музыкантами были басисты Макс Беннетт и Шугги Отис (которому на момент сессии было всего 15 (!) лет); барабанщики Джон Герин, Пол Хамфри и Рон Селико; а также скрипачи Дон Харрис и Жан-Люк Понти.

Главным техническим новшеством шестнадцатидорожечная звукозаписывающая система, дающая куда больше простора для творчества и применения метода "наложения" чем использовавшиеся тогда шести- и восьмидорожечные магнитофоны.

Фрэнк говорил, что для создания композиции Peaches en Regalia было использовано около ста часов записей, позже смикшированных путём наложений в маленький шедевр.

Сейчас Peaches en Regalia является одним из стандартов джаз-фьюжн. на котором Фрэнк помимо гитарных партий использует октавный бас, а Йен Ундервуд флейты, кларнеты, саксофоны и орган.

В 2009 году трибьют-группа Дуизила Заппы, посвященная его отцу, Zappa Plays Zappa, получила премию «Грэмми» в номинации «Лучшее инструментальное рок-исполнение» за исполнение Peaches en Regalia.

Вторым по известности треком стал рассказ о сутенёре Вилли - Willie the Pimp. На контрасте с хрустальными звуками открывающей композиции Вилли встречает нас блюзовым рычанием Единственный трек на альбоме, в котором присутствует вокал, а отвечает за вокальные партии Дон Ван Влит, известный как Капитан Бифхарт.

Но как бы не был "необычен" вокал Капитана, и как бы не цепляла вас скрипичная мелодия Дана Харриса, являющаяся оммажем на Стравинского, главный здесь всё же Фрэнк с его нескончаемым гитарным соло.

Фрэнк и Капитан
Фрэнк и Капитан

В 1970 году группа Juicy Lucy записала кавер на Willie the Pimp для своего альбома Lie Back and Enjoy It.

Son of Mr. Green Genes напористая инструментальная вариация Mr. Green Genes из альбома Uncle Meat (1969) с более яростным соло Фрэнка, потрясающим басом от Макса Беннетта, а также ускоренными саксофонами, величественным органом и фортепиано от Яна Андервуда.

Little Umbrellas. Как отметил Мэтт Гроунинг (прим. - создатель Симпсонов):

Little Umnrellas одна из самых милых композиций Фрэнка, демонстрирующая уникальную мелодическую чувствительность композитора, которую часто упускают из виду из-за странных ритмов, сатирической лирики и устрашающих усов.

The Gumbo Variations это 13 (на переиздании на CD 17) минут музыкального наслаждения, состоящего из трёх импровизационных партий - на саксофоне от Андервуда, на скрипке от Харриса и гитаре от маэстро. джаз-фьюжн во всём его великолепии.

Завершается альбом пятиминутной It Must Be a Camel - отдыхом после вариаций Гамбо, но не без замечательных аранжировочных находок Андервуда.

Ян Андервуд и Фрэнк Заппа
Ян Андервуд и Фрэнк Заппа

Альбом поднялся до 9 позиции в Британии, открыв для Заппы окно на европейский континент.

Hot Rats это идеальный вариант первого знакомства с Заппой музыкантом (Заппа-сатирик - совсем другая история), поэтому если вы никогда не слушали Фрэнка или вас останавливал масштаб его дискографии, то смело беритесь за Hot Rats.

Для гурманов есть и более изысканное блюдо - шестидисковый бокс-сет The Hot Rats Sessions с разными вариациями, ауттейками, черновыми вариантами, джемами и, что очень интересно, неизданным материалом, но воспринимать это нужно порционно.

Подписывайтесь на канал, будет интересно.