На этом фото работники литейного цеха на фоне доски с выполнением плана производства. И, как видим, средний процент по цеху составил 212%.
Так было давно. А как недавно?
А недавно руководству заводов пришло осознание, что план производства перевыполнять нельзя!
Расскажу историю моего дяди, который работал водителем дальнобойщиком.
Его недавно не стало, так что помянем заодно его добрым словом: «Царствие небесное...».
Итак, он мне рассказывал, что где-то в начале 2000-х годов на местном карьере сменилось начальство. И объявили набор водителей со своим грузовым транспортом.
И самое главное — с гарантированной приличной оплатой. В то время было плохо в городе и с работой, и с оплатой. Поэтому многие водители радостно помчались на этот карьер.
Правда был некоторый риск — в штат не оформляли и гарантий у водителя никаких не было. Ему просто давали подписать бумажку, что все риски за его счет, и случись, не дай Бог, авария — карьер не при делах.
Ну то есть так: «Мы впервые видим и эту машину, и этого водителя — владельца этой машины. А то, что у него в кузове песок — так может это вообще не с нашего карьера песок... На песке же печатей нету? Нету.»
Требование к работникам было только одно — делать в день 10 рейсов от карьера до стройки. Машины возили песок и щебенку. И за каждый рейс была обещана хорошая по тем временам фиксированная сумма.
И вот началось. Машины делают рейс за рейсом, время идет.
Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Но прошел месяц, наступил день расчетов.
Стали водители получать свои заработанные денежки. Смотрят — а что-то не сходится у них: «Маловато будет!».
Оказалось, что требовалось делать ровно 10 рейсов в день. Но водители так расстарались, что стали делать больше.
Кто-то более короткий маршрут использовал, кто-то в обеденное время делал пару лишних рейсов... Кто-то просто скорость побольше врубал — и по кочкам с песней: «Быстро едешь — меньше ям!»
И с них со всех удержали за перевыполнение плана.
Стали они бузить и требовать объяснений. Ну...
Вышел к ним кто-то из нового руководства и говорит...
Вы же человеческого языка не понимаете. Вас, как нормальных людей просили — 10 рейсов! Это ровно столько, сколько может стройка переработать и использовать.
Не нужно больше! Вы же, негодяи этакие, всю территорию вокруг стройки засыпали песком и щебенкой! Кто вас просил?
Идите все к такой-то матери! Идите — и не оборачивайтесь!
Но вернусь к заводскому плану производства.
Аналогично. Не нужно, чтобы один цех перевыполнял план в два раза. Потому что детали этого цеха могут потом годами лежать в незавершенном производстве, если нет спроса на изделия, для которых эти детали предназначены.
Чем быстрее меняется жизнь, тем точнее нужно следовать плану и не забегать вперед.
Вот так. И только так. Думать нужно, прежде чем перевыполнять план производства.