Иеромонах Даниил, в миру Дмитрий Кириллович Фомин, родился в 1875 г. в Москве в многодетной семье извозчика, окончил школу, выучился на ювелира, затем окончил военное училище, участвовал в Русско-японской войне, во время которой твердо решил посвятить свою жизнь Богу. Дмитрий Кириллович познакомился с оптинскими старцами и решил остаться в Оптиной пустыни навсегда. Его духовником стал преподобный Варсонофий (Плиханков).
В монастыре Дмитрий Кириллович трудился в ювелирной мастерской. На послушника обратил внимание преподобный Анатолий (Потапов), который взял его письмоводителем. Письма преподобного Анатолия духовным детям часто написаны рукой Дмитрия Фомина. В Оптиной пустыни он был пострижен в монашество с именем Даниил.
В январе 1918 г. Оптина пустынь была закрыта, но некоторое время существовала как сельскохозяйственная артель. В 1919 г. отец Даниил был рукоположен во иеродиакона и иеромонаха. Неподалеку, в Шамординском монастыре, жила сестра отца Даниила - монахиня Архелая.
В 1923 г. Оптина пустынь была окончательно закрыта, отец Даниил с сестрой поселились в Козельске. Здесь пастырь удостоился явления святителя Николая, который предсказал ему тюремное заключение.
В 1928 г. отец Даниил со своими близкими переселился в Оренбургскую область, где в 1930 г. был арестован и приговорен к 5 годам лагерей, отбывал срок на Соловках, испытав на себе все ужасы советского концлагеря. Пастырь жил в бараках, где зимой замерзала вода, летом работал, утопая по колено в болотах. Во время работы страдалец серьезно повредил ногу, которая всю жизнь причиняла ему страдания. Старец вспоминал, как его среди зимы посадили в одиночную неотапливаемую камеру. Свое спасение от неминуемой смерти он считал чудом. После освобождения отец Даниил тайно служил в селе Вторая Михайловка Оренбургской области.
В 1936 г. пастырь переехал в Калугу, где пел в церковном хоре. В 1940 г. последовал новый арест по обвинению в антисоветской пропаганде. Священник-лжесвидетель дал показания на отца Даниила. Пастырь обвинений не признал, однако по окончании «следствия» все же написал записку с раскаянием, возможно, для смягчения приговора. Отец Даниил получил 8 лет ссылки с последующим поражением в правах на 5 лет. Первое время он находился в тюрьме, затем был отправлен в ссылку в Казахстан.
В 1945 г. отец Даниил был досрочно освобожден и поселился в селе Ивановка Оренбургской области. Но спокойная жизнь длилась недолго. Через год отец Даниил был снова арестован и отправлен в ссылку в Кзыл-Орду. По возвращении пастырь служил тайно, а на жизнь зарабатывал починкой кухонной утвари и изготовлением ювелирных украшений. Из окрестных сел к отцу Даниилу приезжали за духовным советом и молитвой. Все отмечали его глубокое смирение, незлобие, нестяжательность, денег за требы он никогда не брал. Были случаи исцелений по его молитвам, бывало, что старец в точности предсказывал будущую жизнь человека и удерживал людей от преступлений. Пастырь знал и точную дату своей смерти.
С 1952 г. отец Даниил жил в Сорочинске. Здесь 25 июля 1953 г. земной путь старца завершился. Похороны были многолюдными. Сам он хотел быть погребенным рядом с матерью во Второй Михайловке. Из Сорочинска гроб с телом старца народ нес 18 километров. Сам отец Даниил говорил: «По смерти моей, кому будет очень тяжело, приходите ко мне на могилку». Место погребения отца Даниила является местом паломничества.
По материалам «Оптинского патерика» и Базы данных ПСТГУ