Найти тему
DNA relax

Вождение электросамоката. Где ездить?

Оглавление

В предшествующей статье "Вождение электросамоката. Вводные правила" мы отразили основные рекомендации вождения данные транспортного средства.

Но эти неписанные #правила могут дополняться в зависимости от того, где Вы едете. А ездить на электросамокате лучше только на ровных (например – асфальтовых) велодорожках, тротуарах и дорогах общего пользования (на последних официально запрещено ПДД, но о них отдельно поговорим). По плитке или бетонной дороге – с большей осторожностью. А вот по газонам, бездорожью, на высоте (крыши, горные #дороги или мосты, на которых нет надежных преград), а также внутри помещений (даже больших и общественных – торговые центры, аэропорты, вокзалы, метрополитен) на электросамокате передвигаться не рекомендуем. Исключение – крытые парковки внутри зданий. Но их практически можно отнести к первой группе.

Здесь все просто.

Конструкция электросамоката не предназначена (за редким исключением) к поездкам по сильно неровной поверхности. А мозг человека не в состоянии отслеживать множество объектов или субъектов одновременно. Даже небольшой ямки среди многочисленных стыков в покрытии достаточно, чтобы на скорости не справиться с управлением. Внутри же помещений предусмотреть обстановку нельзя от слова «Совсем». По торговому центру или станции метрополитена хаотично передвигаются сотни посетителей, не готовых ко встрече с быстрым транспортом.

Далее мы разберем правила управления электросамокатом в зависимости от того, где Вы едете.

Велодорожки

Велодорожки могут быть трех видов, в зависимости от того, к чему они прилагаются:

  1. Отдельные изолированные. Самый удобный и легкий вид. Просто езжай себе прямо, придерживайся правого края, чтобы встречные велосипедисты могли с тобой разъехаться. Красота. Минусов практически нет. Жаль только, что такие дорожки проложены в основном в зонах рекреации. Полноценно рассчитывать передвигаться везде только по ним не получится. Также на таких дорожках могут появляться посторонние. Хотя их количество намного ниже, чем в других видах велодорожек.
  2. Примыкающие тротуару. Все почти то же самое за тем исключением, что обычные пешеходы часто любят использовать велодорожки для прогулок. Все потому что велодорожки часто делают более гладкими, чем тротуары. И, как следствие, подсознательно пешеходы тоже стараются их занять. Остается лишь более внимательно следить за дорожной обстановкой и стараться не сильно разгоняться, когда впереди появляются пешеходы.
  3. На дорогах общего пользования. Этот вид выделенных велосипедных дорожек легкий для вождения, так как на него практически не выбегают пешеходы. Но он наиболее опасный для Вас. Теперь вместо пешеходов на Вашу территорию могут заехать автомобилисты. Поэтому необходимо предельно внимательно наблюдать за всеми автомобилями, проезжающими мимо Вас, пересекающими Ваш путь. Также придется следить за всеми знаками, сигналами светофоров и разметкой. Это поможет избежать ДТП по недосмотру автомобилиста. Ибо, контролируя их движение взглядом и держа в голове дорожную обстановку Вы сможете предугадать, куда дернется водитель, не привыкший к #СИМ или не воспринимающий велосипедную дорожку, как зону не для автомобильного транспорта.
-2

Тротуары

Правила дорожного движения разрешали раньше велосипедистам ездить по пешеходному тротуару. Разрешают это сейчас и водителям СИМ. Но люди редко привыкают к новым явлениям, особенно если сами их не касаются. Большинство пешеходов может и представляют, что такое #электротранспорт, но не ездили на электросамокате. Десятилетия они привыкали к тому, что тротуар – это только пешеходная зона. Электросамокаты тут – чужаки. Пешеходы не готовы к тому, что Вы будете ехать рядом. Да и за общими формулировками ПДД о внимательности и осторожности, а также безопасной дистанции и скорости ничего конкретного не стоит. Мы понимаем, что на тротуаре у электросамоката нет преимуществ перед пешеходом. Но как нам это поможет безопасно и быстро передвигаться? Почти никак. Все равно уходим в метод проб и ошибок. Правил хождения по тротуарам для пешеходов не придумали, поэтому предсказать их поведение почти невозможно. Но у нас есть несколько рекомендаций, как лучше водителю электросамоката вести себя на тротуаре:

  1. Не сигнальте на тротуаре. Это не Ваша территория. Лучше ехать с такой скоростью, которая позволит не тревожить пешеходов лишний раз. То же самое относится к велосипедистам, которые любят звонком разгонять пешеходов на тротуарах, но это уже другая история. Не уподобляйтесь им, и возможно истории об идиотах на электросамокатах исчезнут из народного фольклора.
  2. Пешеходы непредсказуемы. Это Вам кажется, что обычный человек идет по своим делам прямо и никуда особо не сворачивает. Но это не так. Людям свойственно делать многое на автопилоте. Особенно выполнять рутинные задачи. Например, когда идут на работу или в магазин, их мозг почти отключается от контроля за дорогой, лишь изредка корректируя общее направление движения. Незаметная асимметрия тела тоже дает о себе знать. Человек идет не прямо, а зигзагами. Иногда резко или плавно меняя направление своего движения. Эффект усугубляется, если человек еще и по телефону во время ходьбы разговаривает. Тогда его поведение превращается в хаотичное и непредсказуемое. Парадокс, но часто услышав шум приближающегося чего-то сзади, пешеход начинает смещаться в сторону шума. Иногда даже рефлексивно прыгнуть Вам под колеса просто потому что неожиданно захотел куда-то пойти, его сознание практически не работает в этот момент, и Вас он не замечает. Фиксируйте зрительно движение всех пешеходов, проезжайте мимо них на достаточном расстоянии (не ближе полуметра) на сниженной скорости. Это предотвратит случайное столкновение, из-за которого Вы полетите вниз головой на асфальт, а #электросамокат покалечит пешехода. Даже если не заденете, инфаркты и возмущения испуганных престарелых пешеходов нам также не нужны.
  3. Чем интенсивнее поток пешеходов, тем ниже должна быть Ваша средняя скорость. Наш мозг в состоянии отслеживать одновременно не более 6 движущихся предметов. Если в Вашем поле зрения прохожих больше шести, снижайте скорость до минимума. Иначе в любой момент перед Вами может неожиданно появиться человек, движение которого Вы не фиксировали.
  4. Все закрытые ворота, входные двери зданий или припаркованных автомобилей объезжайте с учетом того, что они могут резко открыться наружу именно в тот момент, когда Вы будете проезжать мимо них.
  5. Все пересечения тротуаров с дорогой, арками или выездами проезжайте осторожно на низкой скорости. Водители автотранспорта иногда забываются и едут по ним быстро, думая, что пешеходы не успеют пересечь им путь. Но Вы успеете.
  6. Пешеходы любят пандусы. Отчасти это отголосок подсознательного стремления к ровным поверхностям. Если рядом с лестницей имеется плавный съезд для колясок и велосипедов, пешеходы все равно сунутся туда. Не рассчитывайте на то, что здравомыслящие пешеходы, идущие впереди Вас, будут продолжать движение прямо и спустятся или поднимутся по лестнице. Они скорее всего перекроют Вам дорогу и пойдут по «Вашему» пандусу.
  7. Дети пешеходов – тоже пешеходы. Только в добавок неопытные и более хрупкие. Будьте готовы к тому, что многие дошкольники сами пойдут к Вам под колеса, даже не подозревая, насколько это опасно. Они не испытывают страха, так как много еще не знают, поэтому привыкли, что вокруг них все расступаются. Не надейтесь на то, что если родители или ребенок Вас видят, то ехать можно мимо них не снижая скорости. Объезжайте детей еще дальше, чем взрослых прохожих.
  8. Собаки – самые непредсказуемые. Если это помножить на длинные бобинные поводки, которые так любят разматывать хозяева, чтобы собака могла на поводке пастись в 20 метрах от хозяина, то встреча даже с Чихуахуа опасна и для Вашей жизни. Собаке ничего не стоит быстро перерезать Вам путь своим поводком, который намотавшись на колесо разделит Вашу жизнь на «До» и «После». Без поводка тоже удовольствия мало, животному может приспичить провести инвентаризацию шин и подшипников. Если видите собаку, лучше перейдите на скорость Вашей ходьбы.
  9. Следите за дорожным покрытием. Не доверяйте памяти или надежде на качественный асфальт. Если в яркий и солнечный день на дорожное покрытие падает рябая тень от листвы деревьев, знайте, что даже на абсолютно пустой дороге из-за повышенного контраста освещенности Вы можете не заметить разные артефакты: проросшие корни деревьев, дырки, камни и прочее. То же самое относится к мокрой и грязной поверхности. Лужи могут быть намного глубже, чем они кажутся, под листьями может быть скользкая грязь. Снижайте скорость, объезжайте. Для водителя электросамоката с небольшими колесами ямки или нароста достаточно, чтобы споткнуться и вновь полететь головой вперед на асфальт.

Дороги общего пользования

Если на тротуарах мы должны ориентироваться на пешеходов из-за того, что представляем для них угрозу, то на автомобильной проезжей части мы так же зависим, но уже от автомобилистов. Правда уже по другой причине.

Правила дорожного движения приравнивают пользователей СИМ к пешеходам и запрещают СИМ выезжать на проезжую часть.

В этом есть некоторое противоречие. Так как с одной стороны, можно говорить о дискриминации, ставящей всех водителей СИМ на ступень ниже велосипедистов, которым всегда разрешали передвигаться по проезжей части справа у обочины. С другой стороны, Верховный Суд РФ признал электросамокат, передвигающийся по дорогам общего пользования - транспортным средством. Наверняка споры на счет прав и обязанностей водителей электросамокатов будут продолжаться. Но пока факт остается фактом, они выезжают на проезжую часть, хоть и полулегально. Поэтому красной линией для нас является цель:

электросамокаты должны передвигаться безопасно для себя и остальных.

Вот список рекомендаций в порядке убывания важности, как это сделать, чтобы минимизировать риск попадания в ДТП:

  1. Соблюдать ПДД наравне с остальными участниками движения. ПДД – это единый язык общения для всех водителей. Сигналы светофора, разметка, знаки – все это Вы должны знать и соблюдать. Тогда и водители (не все, но большинство) сознательно смогут в Вас распознать полноправного участника дорожного движения и смогут с Вами разговаривать на одном языке. Адекватные и сознательные водители автотранспортных средств понимают, что их автомобили являются источником повышенной опасности, поэтому не будут подвергать Вас риску только ради того, чтобы показать, кто главнее и наказать Вас за выезд на проезжую часть. И если Вы едете по главной дороге, то могут уступить Вам проезд через перекресток, как и другому водителю. Хотя в данном случае вся моральная часть ответственности все-таки должна лежать на Вас. Вы в первую очередь должны убедиться в том, что Вы совершаете безопасный маневр, что водители Вас видят, что водители Вас воспринимают, как участника движения. Я же видел десятки раз, как это не происходит. Либо человек на кикшеринге выскакивает на проезжую часть виляя и подтормаживая, как непредсказуемая лягушка, либо какой-нибудь водитель решил наказать психа и сам превращается в такового. Спрогнозировать судьбу таких товарищей довольно легко. В течение полугода они попадают-таки в ДТП с серьезными последствиями. Дорога не прощает ошибок, а ПДД – превыше всего.
  2. Всегда ехать только с правой стороны дороги у самой обочины. В идеале – в 25-30 сантиметрах от бордюра / поребрика (нужное подчеркнуть). Но можно и до полуметра. Не далее. Причина такого допущения состоит в ширине проезжей части. Самая распространенная ширина одной полосы для движения – 3,5 метра. Для легкового транспорта вполне достаточно 3 метров. Поэтому для водителя автомобиля не составит труда Вас объехать, если Вы едете у самого края дороги. Таким образом можно безопасно передвигаться практически везде, где у обочины нет серьезных препятствий: люков, решеток канализации, припаркованных вплотную к тротуару автомобилей, повреждений дорожного покрытия. В этом случае придется выбирать - объезжать ли препятствие слева по проезжей части или перейти на тротуар. При интенсивном движении лучше выбрать последнее.
  3. Стараться не опережать двигающиеся автомобили. Всегда пытайтесь их пропускать вперед. Каждый Ваш «обгон» - довольно опасное для Вас мероприятие. И бессмысленное. Во-первых, автомобилисты не готовы к Вашему появлению сзади, они погружены в свою дорожную обстановку, в которой не существует такое транспортное средство, как электросамокат. Во-вторых, все равно они рано или поздно снова Вас опередят. Вы не на мотоцикле, чтобы и далее оставлять их позади себя, но при этом Вы управляете довольно мелким транспортным средством, которое водители могут и не заметить, случайно наехав на Вас. Чем чаще Вы с ними равняетесь, чем ближе к ним подъезжаете, тем чаще возникает риск случайного наезда на Вас.
  4. Чаще оглядываться. На самокатах редко ставят зеркала из-за конструктивных особенностей, поэтому приходится вертеть головой по сторонам. Вы удивитесь, как быстро на пустой дороге может возникнуть автомобиль прямо за Вами. Чтобы это не стало для Вас неожиданностью, постоянно контролируйте дорожную обстановку.
  5. Быть готовым бросить свой электросамокат. Про экипировку уже в ПДД написали. Но она лишь с переменным успехом пытается сгладить серьезные травмы при возникновении инцидентов, но никогда не предупреждает их возникновение. И конечно не спасает от прямого столкновения с серьезным транспортом. Злую шутку часто играет слишком натужная поза, вызывающая напряжение в мышцах. Иногда - просто отсутствие готовности соскочить со своего электросамоката. При опасности ДТП неопытный пользователь СИМ подсознательно ощущает свой агрегат, как защиту и до последнего не разжимает руки, вцепившись в руль. В итоге летит кувырком, запутавшись в рулевой стойке своего агрегата. А если вовремя освободиться от внезапного балласта, то при сочетании с защитной экипировкой повреждения тела можно избежать совсем. Будьте готовы к тому, чтобы бросить электросамокат при любой опасности. И всегда краем глаза присматривайте мягкий газон, куда нужно будет прыгнуть в попытке ухода от ДТП. Не держитесь мертвой хваткой за руль. Самокат можно починить или купить новый. Новый череп себе уже не купишь.
  6. Никогда не ехать против движения. Отголосок первого правила. Но здесь тоже могут быть исключения. Например, если дорога хорошо освещена, просматриваема и безлюдна, то может быть кто-нибудь и рискнет. Однако если это проезжая часть с двусторонним интенсивным движением, то только самоубийца поедет «против шерсти». Это не только опасно, но и раздражает других участников дорожного движения снижает культуру вождения и бросает тень на всех водителей электросамокатов.
  7. В случае отсутствия очень близких помех, почти всю дорожную обстановку вокруг лучше стараться контролировать в основном боковым зрением. Сфокусированным же взглядом лучше беспрерывно сканировать узкий участок пути, который Вы проедете в ближайшие 30 секунд. Делать это нужно в поисках мелких препятствий, которые очень часто встречаются на дороге: камешки, рытвины, сколы, изменение рельефа, лужи, решетки, люки, лежачие полицейские. Для автомобилистов - это мелочи, они на них не обращают внимания. Но для самоката с мелкими колесами без амортизации каждая такая встреча – это мини-испытание и опасность потери управления.
  8. Своими действиями обозначать свою роль другим участникам дорожного движения. Пока Вы едете – Вы водитель, как только спрыгиваете с самоката – пешеход. В роли водителя пересекайте пешеходный переход вдоль линий зебры, в роли пешехода – можете переходить по нему проезжую часть поперек дороги. Это нужно для того, чтобы окружающие Вас водители и даже пешеходы могли предсказать Ваши действия и не вызвать случайное ДТП. Это делается довольно легко. Допустим Вам нужно поехать обратно, а развернуться сложно (мы же едем только с правой стороны дороги, а слева постоянно снуют автомобили). Едем на самокате до зебры пешеходного перехода, спешиваемся на тротуар, ждем пару секунд (обозначаем себя, как пешехода), показываем стоя направление своего движения по пешеходному переходу, переходим пешком с самокатом переход, доходим до противоположного тротуара, становимся на самокат и дождавшись свободной дороги – едем снова по правой стороне дороги, но уже в обратную сторону.
  9. Не ездить по дорогам общего пользования в холодное время года. Это правило было бы справедливым для всех мест передвижения, но здесь это особенно важно. Когда на дороге гололед, снег, осенние мокрые листья, теряется связь с дорожным покрытием у небольших и гладких в большинстве своем шин электросамоката. На порядок повышается риск потери управления СИМ. И пусть на велодорожке шлепнуться тоже опасно и больно. Но сделать это на скорости перед колесами грузовика – случай практически фатальный.
  10. Повышать свою видимость на дороге. Особенно важно обозначать себя светом в темное время суток. Задний фонарь на электросамокате конструктивно мал и находится слишком низко над дорогой. Автолюбители могут его не заметить. Для того, чтобы стать более заметным, необходимо носить яркую одежду, желательно с включением отражающих элементов. Можно приобрести специальные световозвращающие или светящиеся брелоки и прикрепить к одежде или рюкзаку выше уровня груди. Спереди – белые, сзади – красные. Таким образом при недостаточном освещении автомобилисты будут замечать Вас на дальнем расстоянии, понимать направление Вашего движения, а также благодаря обозначению габаритов заранее понимать, что это человек едет на СИМ, а не домашнее животное бегает по дороге в светящемся ошейнике.
-3

И последнее обобщающее правило, которое работает успешно, где бы Вы не ехали. Оно основывается на том, что транспортное средство, которым Вы управляете – совсем еще новое явление. Еще не успело обновиться поколение людей, для которых электросамокаты на дорогах – это норма. Общественное мнение все еще не готово к принятию этого вида транспорта.

Вы будете встречать ненавидящих Вас агрессивных водителей, а также плюющих Вам вслед и сыплющих проклятия престарелых пешеходов. И даже во многих других водителях электросамокатов Вы нередко будете видеть психопатов.

Ощущение повышенной мобильности при появлении в Вашей жизни СИМ будет склонять Вас к частым остановкам для того, чтобы приложить руку к разжиганию ненужных прений со случайными незнакомцами.

При каждой такой встрече Вам понадобятся смирение и такт. А лучше без нужды вообще не участвовать в бессмысленных спорах. Останавливаться у каждого столба для пустого выяснения отношений не стоит. Вы лишь будете тратить больше времени на свой путь. В крайнем случае от пешехода Вы всегда можете уехать, а водитель автомобиля никогда Вас не будет гнаться за Вами по дворам.

Безусловно, список описанных выше правил-рекомендаций не исчерпывающий. Нюансов большое количество. Также важен фактор выбора электросамоката для покупки и передвижения. От его конструктивных особенностей тоже зависит Ваше поведение на дороге. Если эта тема интересна, напишите в комментариях, у нас есть о чем рассказать.

А также поделитесь, какие Вы для себя вывели правила из личного опыта управления электросамокатом?