В начале июня исполнилось 105 лет со дня образования известного подмосковного города Орехово-Зуево. Всего на полтора месяца моложе города "Орехово-Зуевская правда" - одно из старейших изданий в Подмосковье и в России.
Дольше всех на посту редактора "Орехово-Зуевской правды" проработал наш земляк, офицер-фронтовик, дошедший до Берлина, Георгий Акинфиевич Шеленков (1910-1983 гг.). Он возглавлял творческий коллектив с марта 1953-го по 1980-й, без малого три десятилетия. Учитывая при этом, что в конце 1940-х он уже работал заместителем главного редактора. При нём издание было много лет в авангарде, на прогрессивном опыте газеты учились другие журналисты, студенты МГУ…
При редакции газеты функционировал двухгодичный народный университет рабочих и сельских корреспондентов. По инициативе Шеленкова на специально учреждённые кубки и призы "Орехово-Зуевской правды" устраивались спортивные соревнования города и района по различным видам… Горжусь, что азы журналистики, литературы и краеведения я начал осваивать при Шеленкове, ещё будучи школьником.
После Победы отважный воин Великой Отечественной двенадцать раз избирался народным депутатом Орехово-Зуевского городского Совета, его приняли в ряды Союза журналистов СССР и он стал заслуженным работником культуры РСФСР. К столетию города, ещё пять лет назад, дети почётного гражданина Орехово-Зуева Георгия Акинфиевича (Александр, Борис и Лидия) издали великолепный иллюстрированный двухтомник воспоминаний отца. В них – яркие картины эпохи, от первых советских пятилеток до знаменательных событий конца 1970-х.
Книга вышла в свет как подарочное издание, и сразу стала библиографической редкостью. Воспоминания старожила писались им несколько десятилетий, ещё с роковых сороковых. В них – кладезь интересных житейских, культурно-бытовых, этнографических подробностей для исследователей малой родины-краеведов и широкого круга читателей. Замечу, параллельно с "Воспоминаниями" редактор Шеленков подготовил и другой интересный труд – "Историю печати Орехово-Зуева", который тоже, возможно, найдёт своего издателя.
А вот рукопись мемуаров пролежала в столе автора 32 года, пока его сын Александр Георгиевич и другие близкие родственники не подключились к изданию.
Я буквально проглотил эти страницы, прочитал на одном дыхании. Они написаны с любовью к родителям, к друзьям, землякам, к малой родине. В книге приводятся такие факты, которых в других источниках просто не найти.
Родился будущий журналист, общественный деятель и воин в начале 1910 года в знаменитом городе Морозовской стачки, ещё за семь лет до событий, изменивших ход истории России и родного города. Его родители, деды и прадеды были выходцами из бедных слоёв крестьянства, работали батраками, ткачами-кустарями. Но природная смекалка, талант и, главное, настойчивость и трудолюбие помогли им освоить грамоту, выжить в самых тяжёлых условиях, воспитать достойное поколение. Отец юноши Акинфий Иванович Шеленков был участником Первой империалистической войны, в боях с немцами получил тяжёлое ранение, за личную храбрость дважды награждён Георгиевскими крестами.
Видимо, сын пошёл в отца: уже в годы другой войны – Великой Отечественной – героически бил потомков тех немцев, с которыми сражался его отец в 1914-1916 годах. Майор Георгий Шеленков участвовал в штурме фашистского Рейхстага, удостоен орденов Красной Звезды и Отечественной войны, боевых медалей. А в послевоенный период награждён серебряной медалью ВДНХ и орденом Трудового Красного Знамени. При Шеленкове в 1975 году коллектив газеты удостоен первой премии имени М.И. Ульяновой и Диплома первой степени Правления Союза журналистов СССР "За хорошую организацию массовой работы".
Интересны воспоминания старожила Орехово-Зуева о детстве, о юности. Учась в старейшей школы № 1, он сидел за одной партой с будущим министром лёгкой промышленности СССР, Героем Социалистического Труда Николаем Тарасовым (семье Тарасовых автор посвятил в книге две страницы). В 1923 году одноклассники Шеленков и Тарасов стали пионерами, как и их известный писатель-земляк Николай Бирюков. Одна из первых пионерских организаций города была создана при родной школе Шеленкова и Тарасова. Пионеры занимались сбором металлолома, макулатуры, городским благоустройством, строили тротуар у школы, сажали деревья…
Георгий Шеленков вместе со страной прошёл большой тернистый путь. Он всегда был на гребне общественной жизни, начиная с работы в активе пионерской организации. Потом – в ВЛКСМ, ВКП (б), при этом всегда оставаясь близко к народу, к простым труженикам фабрик и заводов. К примеру, став лидером комсомола на Дулёвском фарфоровом заводе (это случилось в 1929-м), наш земляк первое время ходил туда из Орехово-Зуева пешком, преодолевая более десяти километров. Когда стал жить при заводе в "доме приезжих", то всё время проводил в цехах ДФЗ и в фабричных казармах. На заводе секретарь комитета ВЛКСМ Шеленков познакомился с технологией производства фарфора. Долго наблюдал за процессом производства посуды: как в смесительном цехе готовится глина, в формовочном формуется посуда, в точильном чистятся изделия, в глазурном покрываются глазурью, в туннельном идёт обжиг изделий, в художественном – раскраска изделий и снова обжиг.
Заводская молодёжь Дулёва в конце 1920-начале 30-х, по наблюдению Г. Шеленкова, значительно отличалась от фабричной орехово-зуевской. Тем, что была побогаче и покрепче здоровьем. Часть молодых производственников жила в заводских казармах, а большинство – в собственных домах, имела скот, сады и огороды. И у них, к сожалению, отсутствовал такой коллективизм, как у фабричных людей. В подобных условиях новому лидеру комсомольцев пришлось искать эффективные пути и методы работы с молодёжью. И он их нашёл. Молодёжь удалось сплотить в совместном труде: в воскресниках, уборке урожая в местных колхозах; улучшая работу заводской столовой и сделав более интересной культурно-массовую деятельность заводского клуба…
По жизни Шеленков был знаком со многими известными людьми той эпохи, к примеру, с Шолоховым, Косаревым, Кагановичем – не раз с ними беседовал…
Однажды ночью, по ложному обвинению, за Шеленковым прибыл "чёрный воронок" с сотрудниками НКВД. Ему грозил арест и, кто знает, что было бы с ним дальше, если бы "органы" не разобрались. Особенно много невинных жертв случилось в годы "ежовщины". От несправедливых нападок пострадал и сам комсомольский вожак и немало его известных друзей, соратников… Многие погибли под молохом незаконных репрессий.
В 1932-1935 годы первым секретарём ВКП (б) Орехово-Зуева был легендарный партийный вожак Владимир Яковлевич Шуров (1900-1937 гг.). Его хорошо знали первые лица в государстве: Сталин, Каганович, Маленков, Хрущёв… Когда он работал в Орехово-Зуеве, лидер местной молодёжи Шеленков встречался и беседовал с ним почти ежедневно, поскольку горком партии и горком ВЛКСМ находились в то время в одном здании. Георгий Акинфиевич посвятил ему много добрых слов, отметив ум и энергичность старшего товарища. По признанию ветерана, Шурова очень любили в городе за справедливость и непоказную заботу о простых людях. Бывало, рано утром, часов пять, партийного лидера можно было встретить и в общественной бане и в морозовских жилых казармах. Ему можно было легко позвонить по телефону на работу или домой. Шуров всегда внимательно выслушивал звонившего и оказывал своевременную помощь.
Думаю, что в последующих материалах смогу рассказать о дальнейшей судьбе В.Я. Шурова, о его ближайших родственниках, которые стали героями многих книг и фильмов. И в частности – романа Юлиана Семёнова "Бриллианты для диктатуры пролетариата" и одноимённого нашумевшего фильма, снятого в 1975-м по сценарию писателя режиссёром Григорием Кромановым. В картине снялись известные советские актёры, в том числе и наши земляки…
В Орехово-Зуеве осталась добрая память о патриоте города Георгии Акинфиевиче Шеленкове. И ещё особая благодарность ему от местных писателей и поэтов. Ведь именно он, став главным редактором, возродил городское литературное объединение "Основа", предоставил для ежемесячных встреч литераторов свой редакторский кабинет, поддерживал регулярный выход "Литературной страницы" при газете. А в 1965-м убедил городские власти проводить ежегодные Дни поэзии, причём в многолюдном Зимнем театре, построенном с любовью меценатами Морозовыми, и который служит ореховозуевцам вот уже сто десять лет.