"Доктор Живаго" стал самым громким русским романом 20-го столетия. И дело далеко не только в гениальности замысла, новизне формы произведения и богатстве литературного языка. К сожалению, знаменитый поэт и писатель Борис Пастернак, лауреат Нобелевской премии 1958 года, столкнулся с беспощадной идеологической системой Советского Союза. Нескончаемая травля умершего в 1960 году Пастернака продолжалась вплоть до "перестройки" М.С. Горбачёва, когда роман был впервые официально напечатан на родине автора. На Западе "Доктор Живаго" пользовался огромным успехом с момента его написания. И тому есть не одна причина. Конечно, многим было интересно прочесть шедевр мировой литературы, попавший к ним в руки из-за "железного занавеса". Тема русской революции и гражданской войны предстала в совершенно новом свете. Пастернак для своих читателей оживил российскую историю, показал тяготы этого времени неопределённости через призму человеческой жизни. Меж тем, не стоит забывать и о чисто литературном аспекте невероятной популярности "Доктора Живаго". Этот роман был первым, а может быть и вовсе единственным модернистским произведением в русской литературе. И в этой статье я приведу тому доказательства.
1. Герои постоянно встречаются.
Юрий Живаго, воспитывавшийся в семье Громеко, видит среди толпы незнакомых людей Лару и запоминает её. Потом на протяжении всего романа его будет преследовать образ Лары и они даже встретятся, сначала на фронте в госпитале, где Юрий Андреевич будет работать главным врачом, а Лара будет сестрой милосердия; а потом и в Варыкино, где будут жить в заброшенном доме. Именно там Живаго придут его лучшие рифмы и он начнёт сочинять стихи. В этом же заброшенном доме через некоторое время Юрий Живаго встретит ещё одного позабытого и загадочного героя - Антипова, укрывающегося под фамилией Стрельников. Доктор видел его всего несколько раз в своей жизни, и то, мельком. Однако Павлу Антипову уделяется много внимания в произведении, его фигура обрастает ореолом загадочности. Также Живаго по пути в Москву встречает мальчика, которого несколько лет тому назад видел, когда уезжал в Юрятин, мальчишку запихнули в вагон, где находились люди, отправленные на обязательные работы. Живаго берёт его с собой и расстаётся с мальчиком уже в Москве. Кроме того, в эпизоде смерти Живаго появляется Флери, старушка, работавшая в госпитале во время Первой мировой вместе с Юрием Андреевичем. Совершенно непонятно, какую цель преследовал автор, прибегая к постоянным встречам главного героя с другими персонажами книги. В этом и проявляется модернистская сущность произведения.
2. Стихи в ночи.
В Варыкино, в опустелом доме, где Живаго абсолютно счастлив, на героя спускается вдохновение, он начинает творить. Ночи напролёт доктор работает над стихотворениями, он будто находится в тумане творчества, ничего не ощущая вокруг себя, кроме поэтической мысли. Стихотворения, приписанные Пастернаком своему герою, будут опубликованы вслед за текстом самого произведения. Этот авторский приём многих удивил. Ещё больше удивляет сама сцена творчества, написанная настолько проникновенно и точно, что становится очевидно, писатель сам не раз погружался в подобное состояние творческого оцепенения. Но всё же при всей, казалось бы, однозначности и прозрачности сцены, многие литературоведы трактуют её как центр произведения, идею, заложенную автором в корень романа "Доктор Живаго". Поэтические изыскания Живаго несколько загадочны, неясны, ведь он в первый раз придумывал рифмы, но его творения выглядят цельно и поражают читателя. Определённо, это загадка, оставленная нам Б.Л. Пастернаком.
3. Судьба брата Живаго.
На протяжении всей книги мы ничего не знаем о брате главного героя. А вот в конце произведения он появляется в повествовании и начинает оказывать финансовую и иную помощь Живаго, который после творческого просветления в Варыкино не мог заниматься прозаическим трудом, ему ничто не удавалось. Тут на выручку ему и приходит доселе неизвестный брат Евграф. Судя по услугам, оказанным им Юрию, можно предположить, что брат Живаго является высоким партийным чиновником, имеющим большие возможности. Кажется, что образ Евграфа Живаго может иметь общие черты с деятельностью мецената, покровителя искусств, который всегда будет опекать и оберегать гения. В данном случае поэт Живаго является гением, которому просто необходима поддержка со стороны, если не властей, то, по крайней мере, частных людей.
4. Загадочная ночь в госпитале.
Когда Живаго служил на фронте фельдшером, с ним произошёл загадочный случай, который тоже позволяет определить роман "Доктор Живаго" как модернистский. Ночью во время грозы все находившееся в здании госпиталя явственно слышали стук в дверь. Посреди ночи и во время ливневого дождя немногие могли бы направиться в больницу, поэтому Живаго был порядочно напуган. Он всё же открыл дверь и выглянул наружу, но, к своему удивлению, ничего не обнаружил на улице. Стук продолжался всю ночь. Живаго никак не мог забыть этот случай с таинственными звуками в ночи. На протяжении всего произведения читатель не получает никаких объяснений по поводу этой сцены. В романе больше эта ночь не упоминается. Эта сцена, по-видимому, является символом, который, чтобы понять, необходимо сначала расшифровать.
5. Финал.
Финал "Доктора Живаго" поистине символистский. Образ, загадка, знак... В конце романа повествуется о приятелях Юрия Андреевича Гордоне и Дудорове, переживших репрессии, концлагеря и находившихся на войне. А также рассказывается о судьбе некой Тани Безочередевой, на долю которой выпало много испытаний. Её история, полная ужасных страниц, раскрывается в эпилоге полностью. Тем самым, можно предположить, что Пастернак хотел заговорить о тяжёлом будущем для России после революции, Гражданской войны, Великой Отечественной. Мучения не оставят родину, и так будет продолжаться ещё много лет.
Подписывайтесь, чтобы не пропустить новых статей.