Найти в Дзене

Все в твоиъ руках

«Все в твоих руках»

В истории спорта есть самые памятные, легендарные матчи, само касание с ними уже может сделать человека счастливым, а возможно и знаменитым.

1990 год, начало лета. Один из четырех турниров Большого шлема - Открытый чемпионат Франции по теннису Les Internationaux de France de Roland Garros, известный, как Ролан Гаррос, женский финал Штеффи Граф и Моника Селеш – легендарный матч, первый финал великого противостояния века. Этот турнир проводится на открытых грунтовых кортах и этот факт существенный в нашей истории.

В спортивной редакции нет привилегированных, когда речь идет о международных соревнованиях и больших турнирах –работают все. Я режиссер отдела постановочных программ спортивной редакции и моя личная привилегия – могу отказаться от трансляций игр и чемпионатов, поскольку единственная снимаю клипы, постановочные спортивные фильмы и мои работы уже разошлись по европейским телеканалам. Но главный режиссер Ян Садеков призывает всех – в редакции аврал! Надо сказать, что за полтора года работы в редакции я еще ни разу не работала на прямой трансляции. А режиссер международной прямой трансляции – это сложная и ответственная точка в карьере телевизионного режиссера, тем более в спортивной редакции. И Ян назначает меня на самый ответственный эфир – финал Большого шлема. Иду работать, еще не понимая, чего ждать!

Ситуация такая: мы в Москве принимаем картинку и звук из Парижа, Аня Дмитриева комментирует с корта, т.е. она тоже в Париже. Со мной на пульте нет ни редактора, ни ассистента режиссера, только комментатор дублер – дама в годах, сама всего боится. ТО есть придется работать «в одни руки». Это большой напряг! Комментатора дублера держат на случай, если оборвется связь – такое часто бывает на «живых» трансляциях. Теперь про время. На прямых трансляциях бывает такой сложный вариант, который называется «хоккейный» - это когда кусок игры уже записан и в эфир мы выходим с записи, а потом подхватываем прямое включение. Это делалось, чтобы сэкономить время между таймами, сетами и т.д., ведь предсказать точное время любого матча – трудно, а эфир не резиновый.

«Говорит и показывает Москва, Интервидение» - практически последние прямые эфиры на всю большую страну СССР, поскольку «Аннушка уже пролила масло» - 4 февраля 1990 года состоялся массовый митинг в поддержку Ельцина и отмена 6 статьи Конституции СССР. Полумрак эфирной аппаратной в Останкино, огромный пульт, стена видеомониторов. Я с одной стороны эфира в Москве, Аня Дмитриева в Париже. Лена – комментатор-дублер отсела к звукорежиссеру, чтобы мне не мешать своим мандражем. У нас три сета. Один сет только что записан, так что выходим в эфир с записью по трансляции. Все окей, никаких проблем. Заканчиваем запись и плавненько выходим на прямую трансляцию чистенько без эфирных помарок. Командую Ане: «В эфире! Работаем». Аня подхватывает и начинает один из лучших своих репортажей.

На корте молодая легенда тенниса Штеффи Граф (Германия), благодаря которой появилось понятие «Золотой шлем» (обеда на всех четырёх турнирах «Большого шлема» и на Олимпиаде за один год – Граф добилась этого в 1988-м. Ее соперница в финале Моника Селеш (Югославия), которой недавно исполнилось 16, и она левша. Я почему-то интуитивно болею за Монику, но к эфиру это не имеет отношения. Счет 7-6, ведет Моника. Второй сет идет сначала неплохо, на начинает накрапывать дождь, и «грунт может поплыть», тогда будут переносить матч и сушить корты.  Для финала – это кошмар, особенно для организаторов. Второй сет за Моникой счет 8-6, но заканчиваем уже при заметном дожде и начинаем волноваться. Корты зачехляют водонепроницаемой защитой и теннисистки уходят на перерыв. Впереди по сетке вещания у нас новости, которые больше чем на 10 минут задерживать никто не даст, слава Богу, что это еще не программа «Время» - ее никогда не передвигают с 21.00. А пока мы даем в эфир промо ролики, подготовленные для перерыва - принимаем картинку из Парижа от их режиссера, потом ставим свои, московские. Дождь усиливается и уже льет в полную мощь, можно сказать стоит стеной. Мы с Аней готовы закрывать эфир грудью, но здесь она не поможет – нужны фантазия, сообразительность, знания, заготовки.

Сколько же продлится этот ливень? Одному Духу Дождя известно! Ну что ж, будем держать его на связи, потому что боги прямого эфира тут мы!  Быстро вспоминаем все, что мы знаем о дожде и Париже – картины импрессионистов, стихи, случаи из жизни, готовим романтическую рассказку на заданную тему…. Напоминаю, что мы работаем без редактора и тексты за нас никто не напишет. Выдавать заготовки о спортсменах можно, но только в последнюю очередь, поскольку можем остаться с тишиной в эфире. Тогда не принято было молоть чепуху, поэтому комментаторы всегда тщательно готовились. Парижский режиссер не торопится радовать нас красивыми планами – у них там эфира полно. Минус в том, что связи с парижским режиссером у нас нет, а он (она) дают нам на выход готовую картинку.

Итак, надо «пробить виртуальный канал» к голове парижского режиссера и буквально внушить ему, что показать нам под нашу заготовку, надо как-то договориться с Духом Дождя, чтобы вписаться в дополнительные 10 минут, которые у нас есть, отравить гонца к главному редактору всего эфира и выпросить еще 10 минут на всякий случай. Поехали?

Ору прям во все горло фактически в пустоту, поскольку парижский режиссер меня реально никогда не услышит: «Расфокус от красного зонта, отъезд, дай панораму вправо! Крупно по зонтикам, потом медленный отъезд до общего плана. Хорошо! Дай крупно капли дождя!!!! Еще! С другой камеры я сказала!!! ….»  И так далее. На 15 секунде моего ора в пустоту – меня слышит моя аппаратная, диспетчер прямого эфира в Москве и Аня в Париже, но местный режиссер начинает давать ровно ту картинку, которую я ему виртуально транслирую. Аня начинает свой романтический рассказ о дожде и Париже. Продолжаю орать в пустоту к невидимому коллеге на том конце. Он (она) прям молодец, все делает, как прошу. Теперь надо договариваться с Духом Дождя, поскольку заветные минуты утекают, как дождевая вода. Остается 3, 2…… минуты. У Ани заканчиваются заготовки. Самое время молиться, а я ору «Заканчивай, дождь, у нас тут прямой эфир!» Ору на полном серьезе, топаю ногой, и бью рукой по столу пульта – ведь меня практически никто не слышит кроме 3 человек, о которых я вообще забыла кажется. И вдруг…. СОЛНЦЕ! Дождь, как пришел, так и ушел неожиданно. Аня заканчивает свой чудесный рассказ – у нее на это особый талант, ведь она дочь знаменитого театрального художника Владимира Дмитриева! И вот уже убирают воду с чехлов, расчехляют корт и БИНГО! Пошел третий сет!  А тут уже вбегают в аппаратную освободившиеся с другой записи редактор и режиссер. И гонец с центрального пульта с заветными 10 минутами – выпросил у редакции информации. Но у нас уже все штатно. Сет катится своим ходом, с видимым спортивным напряжением – ведь это финал, а на корте две непримиримые в настоящем и в будущем соперницы. Матч заканчиваем победой самой юной финалистки Моники Селеш со счетом 6-4. Они еще встретятся в финалах Большого шлема 5 раз и один раз в полуфинале. Но карьеру Моники прервет гамбургская драма - 30 апреля 1993 года в четвертьфинале турнира она отдыхала в перерыве между геймами на стуле, когда из толпы вдруг выскочил сумасшедший фанат Граф и вонзил Монике нож между лопаток, который, к счастью, вошёл не очень глубоко, на полтора сантиметра. Теннисистку немедленно отправили в больницу, и физическое восстановление заняло всего несколько недель – но психологические проблемы оказались куда серьёзнее. Селеш долго боялась даже выходить из дома, не то что возвращаться в теннис. Но это уже другая история, не моя.

Меня на следующий день почему-то поздравляла вся редакция, звезды- комментаторы жали мне руку, начальство выписало премию. Это был такой маленький звездный момент. Оказывается, я провела один из самых сложных прямых эфиров такого масштаба и даже до конца не поняла, что оказалась самым крутым режиссером редакции. Даже знаменитая Рая Панина (бессменный режиссер футбольных матчей) подмигнула мне и позвала на кофе. А я до сих пор думаю, что так и надо работать, ничего такого я вроде не сделал. Но звездам виднее, в чьи руки отдать важные моменты истории.

Это ссылка на тот знаменитый матч в финале 1990 года

https://yandex.ru/video/preview/?text=%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B0%20%D1%81%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D1%88%20%D1%84%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D0%BB%201990%20%D0%B3%D0%BE%D0%B4&path=yandex_search&parent-reqid=1658515499565507-11659700474512183655-vla1-5754-vla-l7-balancer-8080-BAL-7764&from_type=vast&filmId=8534536718050557460