Признаться, при просмотре данного турецкого шедевра, я не уделяла должного внимания свите Мустафы. По какой-то причине они меня не цепляли и сейчас я понимаю, что зря. Хочу начать разбор с персонажа, который произвёл в этих рамках на меня самое сильное впечатление.
Атмаджа - параноял по типу личности и преимущественно флегматик по темпераменту.
Это идеальные черты как для законопослушного воина, так и для хладнокровного наемного убийцы. Удивительно, но герой умудряется сочетать обе роли на протяжении всего фильма.
Кто такой параноял? Это самый сильный тип нервной системы. Он не подвержен, в отличии от истероидов, эмотивов или даже эпилептоидов, излишней эмоциональности.
Всегда собран и готов к атаке, у него все под контролем.
По-другому данный психотип называют целеустремленным. А ещё они реалисты, они не живут иллюзиями, фантазиями и здраво смотрят на мир.
Именно поэтому я убеждена, что мужчина был готов в любой момент потерять семью. Конечно, это, в любом случае, чрезвычайно трагично, но не думаю, что для него это было неожиданным шоком.
Атмаджа знал, что род его деятельности подвергает риску все его окружение, но его цель - исправно выполнять свою работу, а ради этого он готов пожертвовать всем, как бы цинично это ни звучало.
Если бы в качестве цели всей своей жизни он выбрал семью, то профессиональное поприще было бы совсем иным, ибо в приоритет парень бы ставил защиту родных.
Очень интересен момент знакомства с Юсуфом. Не смотря на то, что герой осознанно подверг риску жену и сына, это не значит, что лысый не переживал и не испытывал чувства вины.
Кстати, знаете, чем вина отличается от стыда?
Стыд рассчитан не на наказание, а на память. Запомни, как тебе было стыдно, и больше так не делай.
В то время, как из-за чувства вины человек стремится себя наказать. Вспомните Дайе и её суицид.
Атмаджа испытывал чувство стыда перед умершими. Помогая Юсуфу, он как бы закрывал свой гештальт, когда не смог спасти семью.
Это все РУМИНАЦИЯ - переживания по прошлому воина спасла мальчику жизнь.
Кстати, удивительно, но в этой ситуации мне вспомнился эффект свидетеля:
психологический термин, суть которого в том, что люди, оказавшиеся свидетелями опасного события (авария, преступление и прочее), не пытаются помочь пострадавшим.
Доказано, что вероятность того, что кто-нибудь из очевидцев будет оказывать помощь пострадавшим, тем меньше, чем больше людей станут просто стоять и смотреть.
Проще говоря, каждый из свидетелей думает, что помочь пострадавшим должен не он, а кто-нибудь другой.
Наоборот, единственный очевидец понимает, что кроме него помочь пострадавшим больше некому, и действует.
Атмаджа - тот уникальный свидетель, который решил помочь. Да, это, собственно, он и создал данное происшествие, однако ведь мог просто сбежать.
Мне кажется, нам все следует задуматься об этом психологическом эффекте.
Едем дальше. Воин невероятно предан Мустафе. Дело в том, что параноялы - люди не внушаемые, а потому я уверена, что это никем не продиктованный выбор самого героя.
Однако я могу объяснить, чем обусловлена такая позиция Атмаджи.
Мы знаем, что персонаж был направлен османскому принцу Пири-Реисом, который являлся ярым сторонником старшего шехзаде. Но почему?
Потому что представители этого тайного общества являлись нaциoнaлистaми и топили за Мустафу только потому что он "иcтинный сын Иcлaмa".
Действительно, у Сулеймана мать и отец изначально были мусульманами по крови, и у Махидевран, которая являлась черкешенкой, соответственно, тоже.
А вот в Роксолане, не смотря на принятие Ислама, изначально течёт славянская кровь и, получается, для данной секретной группы - это огромный аргумент не поддерживать наследников Хюррем.
Из чего я могу сделать вывод, что Атмаджа тоже являлся нaциoнaлистoм, но в будущем поддержал Баязида только потому, что так приказал "иcтинный cын Иcлaмa".
Есть такая заповедь:
"Не сотвори себе кумира"
Но мы все равно её перманентно нарушаем, а потом негодуем, что никто из тех, кто окружает, им в подмётки не годится
С нами неизменно находится рядом много других интересных персон, однако наш молитвенный взор направлен именно в сторону идола, которого мы сами наделили непревзойденными способностями.
Но да ладно. Как говорила одна моя подруга-еврейка:
"каждый др*чет как хочет."
А я считаю, что глупых евреев не бывает. Так сказать, ею озвучена грубая, но справедливая правда.
Дальше по списку сердечные дела.
Атмаджа был влюблен в Михринису, потому что чувствовал в ней близкого по духу человека.
Понимаете, параноялы рассуждают очень реалистично и, потеряв семью, воина бессознательно стали привлекать морально и физически сильные женщины, которые, если что, смогут за себя постоять.
Однако, я говорила, что основная цель телехранителя - служба Мустафе и он, не раздумывая, был готов убить предмет своего обожания. Вот такие они, параноялы. Никакой романтики и наматываний соплей на кулак.
Не сумея уберечь свою османскую жемчужину, Атмаджа впадает в уныние. Цель всей его жизни не выполнена и самое страшное - больше не актуальна.
В попытках хоть как-то реабилитироваться в своих же собственных глазах, присягает на службу Баязиду и, надо сказать, верен ему ничуть не меньше, чем покойному шехзаде.
Воин бережёт нового хозяина ещё усерднее, потому что после смерти Мустафы он окончательно понял, что
раз в год даже палка стреляет.
Я представляю его подавленность, когда и новая цель не была выполнена и точка не возврата по ней была пройдена.
Атмаджа, как истинный параноял, разгневан и направляет всю свою нефильтрованную ярость на главного, по его мнению, виновника.
Лично на мой взгляд, зря. У тебя остался Юсуф. Выбери, наконец, другую цель. Не работу, а семью и обрети покой. Но нет.
Паранояльная натура требовала возмездия за прошляпенные задачи, и во имя этого мужчина не пожалел собственной жизни.
PS: Друзья, приглашаю Вас в мой телеграмм-канал, где мы будем без цензуры разбирать персонажей сериалов.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ РУМЕЙСЫ - НАЛОЖНИЦЫ МУСТАФЫ" - ЧИТАТЬ ЗДЕСЬ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ГЮЛЬНИХАЛЬ - ЧИТАТЬ ЗДЕСЬ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ФАХРИЕ - ЧИТАТЬ ЗДЕСЬ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ САФИЕ-СУЛТАН - ЧИТАТЬ ЗДЕСЬ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ КЕСЕМ-СУЛТАН - ЧИТАТЬ ЗДЕСЬ
#атмаджа #великолепный век #шехзаде мустафа #мустафа и атмаджа #психологический портрет #психологический разбор #психология хюррем