Выдача водки военнослужащим – не советское «ноу-хау». Ещё с восемнадцатого века солдатам русской армии раз в неделю выдавали «хлебное вино», так тогда называли водку. Выдача её прекратилась после русско-японской войны, которую Россия проиграла.
Неизвестно, как употребляли алкоголь красноармейцы времён Гражданской войны, но официально подбадривать солдат водкой стали в январе 1940-го года. Тогда руководство Красной армии осознало, что наступление на северного соседа стало захлёбываться. Нарком Ворошилов предложил усилить пайки салом, жирами, а также за счёт водки для пехоты и коньяка для летчиков. Были установлены суточные нормы: пехотинцы получали сто грамм, танкисты двести, лётчики – сто грамм коньяка. Примечательно, что командирскому составу алкоголь тогда не полагался.
Раздача спиртного в армии была возобновлена в конце августа 1941-го года. Государственный комитет обороны выпустил даже специальный приказ «О выдаче военнослужащим передовой линии действующей армии водки по 100 граммов в день». Эта норма полагалась исключительно ударным частям, выполнявшим боевые задачи. На беду, в СССР не выпускали водку в таком количестве, и зачастую разбавлялся медицинский спирт.
В 1942-м году выдача водки на фронте изменилась. Её стали выдавать только тем воинским частям, которые достигали успеха, но норма была увеличена до двухсот грамм. Остальные военнослужащие могли получить «наркомовские» сто грамм только по официальным праздникам.
Во время Сталинградской битвы все передовые части получали по сто грамм, а тыловые части по пятьдесят.
Примечательно, что на Закавказском фронте вместо водки солдатам полагалось двести грамм портвейна или триста грамм сухого вина.
В апреле 1943-го года ежедневная выдача водки была прекращена, теперь её выдавали только солдатам, участвующим в ударных операциях. При этом решение принималось военным советом фронта в зависимости от ситуации. Полная отмена спиртного в Красной армии случилась после Победы.
Надо сказать, что немецкая пропаганда, зная о выдаче водки советским солдатам, использовала это в своих целях: представляла Красную армию как сборище пьяных людей. На самом деле, конечно, здорового, физически развитого человека, да ещё в экстремальных условиях, сто грамм вряд ли приводили в состояние опьянения.
Тем не менее, такое количество водки может привести к рассеиванию и притуплению внимания. Из воспоминаний фронтовиков известно, что многие из них отказывались от «наркомовских ста грамм», тем более пить или не пить было делом добровольным.