Я пообещал дать информацию о Севастопольском отряде. Стараюсь выполнять, то, пообещал.
Его местом дислокации должен был стать V партизанский район - леса плато Мекензиевых гор, Байдарской, Варнутской долин
Границы района: Кикинеиз, Узунджа, Уркуста, Биюк-Каралез, Черкез-Кермен, Дуванкой, Бельбек, Любимовка, Балаклава (площадь 130 кв. км). Состав - три партизанские отряда: Балаклавский, Севастопольский, Сакский[1]. По плану, руководство районом должны были осуществлять (цитирую документ)::
Начальник района — КРАСНИКОВ Владимир Васильевич, 1899 года рождения, русский, член ВКП(б) с 1922 г., работает директором совхоза им. Перовской с марта 1938 г. В 1939 году награжден правительством значком «Отличник пищевой индустрии».
Военком — СОБОЛЕВ Николай Константинович, 1904 года рождения, русский, член ВКП(б) с 1926 г., образование среднее, соцпроисхождение рабочий. В настоящее время работает директором винсовхоза «Массандра» в г. Ялта.
Нач. штаба — капитан ЗОТОВ Дмитрий Николаевич, 1903 года рождения, русский, член ВКП(б) с 1925 года, рабочий, из крестьян. Окончил пехотное училище им. Фрунзе в 1927 г. В РККА с 1919 года. В войсках НКВД с 1927 г. Решителен, энергичен. В настоящее время командир истребительного батальона".
Продовольственные базы района закладывались трестом «Общепит» Севастополя (заведующий –Ибраимов, переведенный из Ялты).
По данным Е.Б.Мельничука: «Штаб ПР-V и отряды на своих базах собрались организованно и насчитывали: Севастопольский – 170, Балаклавский – 105 и Сакский – 150 человек, а всего по ПР-V – 425 бойцов. В ходе сбора отрядов в штаб не прибыл назначенный на должность комиссара района Н.К. Соболев, вместо которого только в декабре был назначен Г.В. Василенко, 13 декабря погибший в бою» [2].
Вне зависимости от хода боевых действий вокруг Севастополя, район для партизанской работы был выбран крайне неудачно. В этом районе могли действовать максимум два небольших отряда. Однако, ситуация получилась еще более сложной.
Из-за несогласованности действий военных и «гражданских», базовый лагерь Сакского создавался прямо на линии Передового рубежа обороны Севастополя, в районе д. Черекез-Кермен.
31 октября из Сак в Черкез-Кермен добрался его основной состав, который, по воспоминаниям, потерял убитыми в столкновении с моторизованной бригадой Циглера 13 человек. В донесениях бригады данные по этому боестолкновению пока не найдены.
Отряд сосредоточился в районе д. Черкез Кермен, однако уже 6.11.41г. этот район стал полем боя. В связи с этим, Сакский отряд (командир Пархоменко) ушел в Севастополь. На заседании Крымского обкома ВКП(б) от 23 ноября 1941 года, в Севастополе рассматривался вопрос о поведении командира отряда т. Пархоменко и комиссара т. Коваленко, которые увели свой отряд в Севастополь. Пархоменко исключили из партии, Коваленко получил выговор. Если подходить объективно, то подход этот можно признать более чем формальным. Если взять карту боевых действий, и отметить место сбора этого отряда, то станет предельно ясно, что единственным путем отхода для партизан была дорога на Севастополь.
Сакский отряд должен был действовать в районе плато Мекензиевых гор, в связи с чем, его базы закладывались в двух точках: в районе д. Черкез Кермен и в районе пещеры Кара-Коба, над одноименной долиной. Размещение отряда в лесничестве Мекензия (2-й кордон). Донесение отдела 1 С штаба 50-й пд: «18.11.41г. Разведывательный батальон 150 (50-я пд) захватил группу партизан в районе г.Эли-Бурун, захвачены 4 винтовки 1 пулемет. Расстреляна связная партизан Анна Городовая из Любимовки 1909 года рождения и 4 партизана, охранявших склад с продовольствием» [3].
База Сакского отряда, заложенная в 500 м от окраины д. Черкез-Кермен под древним храмом Донаторов, оказалась уже 9 ноября на позициях немецкой 15-см батареи, и, естественно, была разграблена.
Вторая база на высоте Ташлык, над долиной Кара-Коба, была захвачена 50-й пд. При этом была схвачена и расстреляна А.Городовая из Любимовки (по некоторым данным, зав. столовой). Вместе с ней были расстреляны два рабочих и два краснофлотца. В документах отдела 1С (разведка) этой дивизии сохранился приговор, подписанный ротмистром Бернарди, командиром 150-го разведбата.[4] Склады в верховьях Камышловского оврага были разграблены чуть позже, солдатами 24-й немецкой пехотной дивизии.
Район расположения Севастопольского отряда, в принципе, не располагал возможностями для компактного размещения большого отряда. В связи с этим, его размещение предусматривалось несколькими группами:
1-я группа и командование отряда в 3 км к югу от с. Ай-Тодор,
2, 3 и 5-я группы и командование района Монастырская балка (южнее д. Ай-Тодор),
4-я группа в верховьях оврага и родника Текне в 2 км к юго-востоку от с. Алсу,
6-я группа – верховье Темной Балки (Мекензиевы горы), его базы располагались в древних склепах в верховьях Камышловского оврага,
7-я группа –на т даче Кожанова, где так же была оборудована продовольственная база.
Севастопольский отряд использовал для закладки баз села Ай-Тодор и Алсу, кордон Ятлаус (Красный Камень).
Но в связи со сложившейся обстановкой выход отрядов осуществлялся совсем не по разработанному плану, и в лес вышли совсем другие люди. Традиционно принято писать о том, что в связи с эвакуацией завода 201 (СМЗ) рабочие завода, которые должны были стать партизанами, не смогли выйти в лес. Это не совсем так.
Немецкая 132-я пехотная дивизия 7.11.1941г. отмечает советскую контратаку, которую вели бойцы, одетые в серые заводские спецовки. Этот же эпизод описан в воспоминаниях Г.Бидермана[5].
Из бойцов партизанских отрядов был сформирован батальон (командир - Гвардианов П.С., как указано в первичных документах «без звания»), который был передан в состав 54-го стрелкового полка (25-й сд). Истребительный и коммунистический батальоны, сформированные в Севастополе, не передали для пополнения партизанских отрядов. Батальоны были, затем, влиты в состав 514-го стрелкового полка 172-й сд[6].
Вместо этого, по предложению Севастопольского Горкома ВКП(б), в лице А.Сариной, было принято беспрецедентное решение. Партизанские отряды пополнили школьниками 8-10 классов. Решение патриотичное, но, крайне спорное.
Документы 50-й пехотной дивизии содержат достаточно много важной информации о партизанах. К примеру, в документах отдела 1С немецкой 50-й пд указывается: «Захваченный партизан Иван Маминов, сообщил, что в конце 24 октября он сдвигался на телеге по дороге, был остановлен сотрудниками милиции (НКВД) и, против своей воли направлен в партизанский отряд. Он добровольно показал, что …»[7]. Далее, следуют его показания о расположении и движении отрядов Красникова.
По данным допроса И.Маминова, которые подтверждаются допросами других партизан, получается следующая картина: из Севастополя отряд вышел в с. Ай-Тодор. Штаб партизанской бригады и одна из групп до 10 ноября 1941г. находились в 0,5 км к югу от села (Монастырская балка). 10.11.1941г. в село пришли 3 немецких солдата, после чего группа ушла на юг. 15 числа группа вышла в район оврага Атлаус (Ятлаус) и Красной скалы (Кизил-Кая).
После этого группа перешла в район в 2 км восточнее Алсу (бывшая дача Кожанова), где собралось около 200 человек. Здесь же находился штаб бригады во главе с Красниковым и Василенко. Из допроса пленного партизана захваченного 17.11.41г. в районе Алсу: « В партизанском отряде русские и татары воюют вместе, русские преобладают, в основном все члены партии. Состав: самой маленькой единицей является отряд (20-30 человек) 4 отряда составляют гарнизон (100-150 человек). 3-4 гарнизона сведены в бригаду. Штаб бригады в Алсу, командир бригады Красников, комиссар Павлик… вооружение - винтовки, гранаты, один миномет, немного пулеметов » [8].
Под Севастополем в начале ноября сложилась интересная обстановка: до подхода 1-й румынской горнострелковой бригады, связь между немецкими 54-м и 30-м корпусами отсутствовала, и, именно в этом районе находились партизаны.
5-й партизанский район имел в своем составе мало военнослужащих, т.к. большинство бойцов ушло в Севастополь.
Одна из партизанских групп осталась в районе д. Ай-Тодор, однако, в связи с тем, что И.Маминовым был выдана база, отряд остался без продовольствия. По данным допроса бывшего жителя деревни Ай-Тодор, ушедшего в партизаны, который попытался добыть продовольствие в селе, но был 29.11.1941г. схвачен 50-й пд:
«5.11.41г. в село прибыл комиссар из Севастополя по фамилии Шумилин и собрал 17-летних юношей. Как выяснилось потом для создания партизанского отряда. Всего набралось 30 человек, 5 из них татары, остальные русские. 5 человек носили военную форму. Вооружение у комиссара пистолет и автоматическая винтовка, у остальных винтовки и 50-60 патронов. Кроме того 15 гранат и один пулемет» [9]. База отряда находилась в 3 км от колхоза. Скорее всего, речь идет о первой группе. Е.Б.Мельничук утверждает, что база в районе села Ай-Тодор была разграблена местными жителями сел Ай-Тодор и Уппа, которые участвовали в ее закладке[10]. Это не совсем так.
Из немецких документов: «К отряду присоединились два солдата и местный житель Сеит Асан Мемет из д. Шули … Месторасположение отряда выясняется, уничтожена случайно найденная база партизан, на которой находились минометные мины и артиллерийские снаряды…»[11].
Таким образом получается, что Севастополький отряд (бригада) лишился 6-й группы, группы 2-5 и 7 сосредоточились в районе Алсу, 1-я группа осталась в 3 км от д. Ай-Тодор.
[1] Е.Б.Мельничук Партизанское движение в Крыму. Книга 1 Накануне. –Львов «Гриф-фонд» 2008г.
[2] Е.Б.Мельничук Партизанское движение в Крыму. Книга 1 Накануне. –Львов «Гриф-фонд» 2008г.
[3] NARA T-315 R-2342
[4] NARA T-315 R-2342
[5] Бидерман Г. В смертельном бою. Воспоминания командира противотанкового расчета. — М.: Центрополиграф, 2005.
[6] Моргунов П.А. Героический Севастополь — М.: «Наука», 1985.
[7] NARA T-315 R-2342
[8] NARA T-315 R-2342
[9] NARA T-315 R-2342
[10] Е.Б.Мельничук Партизанское движение в Крыму. Книга 1 Накануне.
[11] NARA T-315 R-2342