Найти тему
1001.ru

Шандор-Алекс-Шандор (Часть 2)

Оглавление

Куда ни кинь — всюду «клин»

Читать Часть 1

Быстро осваивая базовые навыки в Студии пролетарского рисунка, куда он пришёл после работы на заводе, Шандор принял участие в художественном конкурсе. Его герой — бегущий рабочий с факелом в руке, путь которому указывает Ленин. Однако напечатать рисунок тогда не удалось: реакция накопила достаточно сил, чтобы постараться задушить Венгерскую революцию.

Шандор обзавёлся револьвером, который вскоре ему понадобился. На здании графского особняка, где теперь располагалась студия, реял революционный красный флаг. С той стороны Дуная начался артиллерийский обстрел, и перепуганный швейцар, в прошлом охотно служивший натурщиком для студийцев, потребовал спустить флаг, притягивающий пули и снаряды. Извлечённый из кармана револьвер охладил напор швейцара, и тот ретировался. Красный стяг оставался единственным, не спущенным на домах, выходящих на набережную. Из окон остальных были поспешно вывешены белые простыни.

Попытки мобилизовать широкие слои населения, к сожалению, не имели успеха, и, просуществовав 133 дня, молодая Венгерская республика пала.


Шандор Эк. «За Венгерскую республику!»
Шандор Эк. «За Венгерскую республику!»

Ответные удары были жестокими. Массовые аресты, расправы, расстрелы. Не миновала чаша сия и Шандора.

На его счастье, револьвер он предусмотрительно спрятал, но всё равно был арестован прямо в доме родителей, для чего была отряжена большая группа вооружённых полицейских. Захватив улики — партийные издания и папку с рисунками, — и надев на опасного смутьяна наручники, они препроводили его в уже переполненную тюрьму.

Избиения начались сразу же.

И так продолжалось изо дня в день. Некоторые не выдерживали пыток и выбрасывались из окон верхних этажей.

Лейхту инкриминировали довольно нелепые обвинения: участие в казнях и «порчу графского имущества». Во время одного из зверских допросов, когда от него добивались признания, Шандор услышал, как подуставший тюремщик прохрипел:

Если теперь не забьёшь его до смерти, он со временем будет похуже Белы Куна.

Спустя несколько недель такого ада Шандор, которому в эти дни исполнилось семнадцать, должен был предстать перед судом для несовершеннолетних. Полуживой, весь в кровоподтёках, он, согласно закону, должен был быть судим в присутствии родителей. Обвинение в «участии в казнях» базировалось на найденном среди его рисунков наброске повешенного. Оно было столь нелепым, что судью удовлетворило объяснение подсудимого, что он сделал рисунок дома, и вовсе не присутствовал при совершении казни, и тем более не участвовал в ней.


Шандор Эк. «Красный четверг»
Шандор Эк. «Красный четверг»

Обвинения против активистов лепили топорно, в спешке, и почти таким же было то, что он «из чувства мести» просверлил стену в бывшем доме графа. «Дыра был нужна для электропровода к проекционному аппарату, который мы использовали во время занятий по рисунку», — объяснил малолетний обвиняемый.

Обвинения рухнули. Однако, в связи с его «коммунистической ориентацией», судья отправил Шандора Лейхта под надзор полиции. А в качестве наставлений, перебирая представленные как «вещдоки» рисунки Шандора, служитель Фемиды, обращаясь к отцу, произнёс:

Ваш отцовский долг — хранить от греха и опрометчивых шагов сына, благословенного от бога большим талантом.

Хорошо, хоть талант заметил…


Шандор Эк. «Белый террор»
Шандор Эк. «Белый террор»

Юноша вышел на свободу. Но какая это была свобода — разгул реакции, невозможность найти работу, художественной студии и след простыл. А тут ещё какой-то шпик повадился к родителям наведываться, прикидываясь его приятелем. Шандор был вынужден скрываться, жить впроголодь. Фрукты ещё не созрели, приходилось питаться падалицей и совершать налёты на черешневые сады на Холме роз, где спустя десятилетия обоснуется семейство Эков. «Ягоды-то были ещё зелёными — только молодой организм мог такое выдержать», — посмеялся, вспоминая об этом, мой собеседник.

Опыта подполья никакого не было, и пришло решение: по примеру многих уехать из Венгрии. Попытка нелегально перейти границу с Чехословакией дважды провалилась. И тогда руку помощи протянул брат Бела, артист по профессии. У него был заграничный паспорт, которым он и предложил Шандору воспользоваться.

Проводить его на вокзал пришла только мать,

которая принесла ему в дорогу его любимую лепёшку с маком.

После получения телеграммы об успешном прибытии в Вену брат Бела подал заявление в полицию об утере своего загранпаспорта…

Дальнейший рассказ моего собеседника — о периоде эмиграции, даже конспективно, потянул бы на сценарий приключенческого фильма. Сменялись страны, города, чередовался род занятий, возникали всё новые и разнообразные невзгоды, вовлечённость в политику смешивалась с тягой к любимому делу, и лишь чувство голода и бесприютность оставались с ним практически всегда.


Шандор Эк. «Портрет рабочего», 1919
Шандор Эк. «Портрет рабочего», 1919

Несколько раз его явно спасало провидение. Как это, например, случилось в первые часы по прибытии в незнакомую Вену. Не встреченный товарищами, ни слова не зная по-немецки, юноша оказался на грани отчаяния. Но из небытия, в реальности из толпы, выплыла фигура солдата австро-венгерской армии, обратившего внимание на потерянного молодого человека. Успокоил его, даже предложил покормить в кафе. А затем, глянув на бумажку с адресом, усадил на извозчика и отправил куда тому было надо.

Спустя годы изгнанник окажется в ещё более сложной ситуации.

Во время железнодорожного броска из Германии во Францию ему пришлось делать несколько пересадок, в том числе в Бельгии. И тут оказалось, что за билет предстоит доплатить. Денег у него не было, и, несмотря на все его объяснения («меня не предупредили» и т.д.), его сняли с поезда.

Попытка изыскать нужную сумму путём продажи своих часов и пальто успеха не возымела, и он с тоской наблюдал, как его поезд уже стоит под парами, готовясь к отправке. И вновь ему улыбнулась судьба — в облике весовщика, который подзывал его к своей будке.

Этот человек, светлый блондин с усами, войдя в его положение, сделал попытку посадить его на поезд, однако контролёр был неприступен. Потом стало ясно, что в то время бельгийцы не слишком-то жаловали немцев, коим представился наш герой.

Спаситель, оказавшийся коммунистом, собрал ещё нескольких своих друзей, которые стали жадно расспрашивать о революционных настроениях в Германии. Одновременно потчуя случайного гостя бутербродами и кофе с молоком. Спустя несколько часов, дождавшись, когда сменится неуступчивый контролёр, весовщик с друзьями сделали новую попытку провести эмигранта к поезду. На этот раз их объяснения принесли успех: на билет был поставлен штамп, и даже не потребовалась доплата. Напоследок ему были вручены ещё и небольшие деньги, «на всякий случай».

 
Шандор Эк. «Автопортрет»
Шандор Эк. «Автопортрет»

Всё это происходило уже не с Шандором Эком и не с Шандором Лейхтом, а с Алексом Кейлем. Взятый псевдоним звучал вполне по-немецки и не привлекал излишнего внимания чужеродным звучанием.

Заметим, что это был прямой перевод с венгерского: «эк» и «кейль» означают «клин». Когда мой собеседник упомянул об этом во время нашей беседы, я позволил себе шутку: мол, получается согласно нашей поговорке — «Куда ни кинь — всюду клин»? Шандор не известное ему присловье воспринял в прямом смысле: форма меняется, а суть остаётся. Получилось вполне уместно, хотя истинный смысл присказки мне пришлось растолковывать. Зато Эк развил тему.

«В молодые годы, когда я жил в Москве, кое-кто из моих добрых знакомых позволял себе вечерком выпить лишнего, — рассказал он. — Так вот, по утрам, чтобы прийти в себя, такие опрокидывали стаканчик-другой недопитого. При этом приговаривали: «Клин клином вышибают», — улыбнулся он и добавил: «В каком-то смысле и я так поступил со своей фамилией»…

Читать Часть 3

Владимир Житомирский

Материалы автора