Найти тему
Smart Babylonia with Olga

Эпос о Гильгамеше. Змею молвил Гильгамеш: "Ты цветочек-то не ешь!"

Я часто пишу про Гильгамеша - то в контексте пива, то в контексте поиска бессмертия, то в контексте Всемирного потопа, а собственно сам эпос о Гильгамеше - что это за произведение и о чем оно.

О Гильгамеше слышали очень многие. Он герой, пожалуй, самых знаменитых приключений на древнем Ближнем Востоке. Рассказы о Гильгамеше были очень популярны и переписывались в древности множество раз. Фрагменты истории о Гильгамеше были найдены в самых разных городах Месопотамии и за ее пределами - в израильском Мегиддо, сирийском Эмаре и в турецкой Хаттусе. В хеттских архивах Хаттусы были найдены даже хеттская и хурритская версии частей Эпоса. Настолько популярна была легенда о Гильгамеше.

Один из фрагментов Эпоса о Гильгамеше (Табличка II), Музей Сулеймании, Ирак
Один из фрагментов Эпоса о Гильгамеше (Табличка II), Музей Сулеймании, Ирак

Самые ранние версии текстов о Гильгамеше датируются началом 2 тыс. до н.э. (а они были копиями рассказов 3 тыс.), а самые поздние 3 в. до н.э., а это эллинистический период истории Междуречья. Наиболее полная версия эпоса происходит из библиотеки Ашшурбанипала (668-630 гг. до н.э.) в Ниневии и она написана на двеннадцати табличках.

Табличка из Эпоса о Гильгамеше с рассказом в Всемирном потопе из библиотеки Ашшурбанипала и прочитавший ее Джордж Смит.
Табличка из Эпоса о Гильгамеше с рассказом в Всемирном потопе из библиотеки Ашшурбанипала и прочитавший ее Джордж Смит.

Сам Гильгамеш, прообраз героя Эпоса, был, по всей вероятности, реальной исторической личностью, правителем города Урука в первой половине 3 тыс. до н.э. Он упоминается в Шумерском царском списке, составленном в начале 2 тыс. до н.э. как пятый царь Первой династии Урука, который проправил 126 лет (это, конечно, неправда и указывает на полумифичность персонажа). В списке сказано, что Гильгамеш был сыном демона-инкуба (lillu), то есть даже там он представляется как сверхъестественное существо.

Легенды о Гильгамеше в шумерской версии сохранились в пяти поэмах, которые в более поздний период были соединены в единый рассказ («Гильгамеш и Агга», «Смерть Гильгамеша», « Гильгамеш и Подземный мир», «Гильгамеш и Небесный Бык» и «Гильгамеш и Хумбаба»). Основные мотивы рассказов о Гильгамеше проходят практически через все части эпоса - его героические сражения и его одержимость смертью.

Гильгамеш из фильма Вечные Марвела. Еще одно доказательство, что Гильгамеш один из самых известных персонажей месопотамской литературы.
Гильгамеш из фильма Вечные Марвела. Еще одно доказательство, что Гильгамеш один из самых известных персонажей месопотамской литературы.

Связанное повествование о Гильгамеше было написано в 1 тыс. до н.э. и найдено в библиотеке Ашшурбанипала, оно состоит из 11 табличек, на двенадцатой дается аккадский перевод шумерской легенды «Гильгамеш и Подземный мир», которая не особо связано с предыдущим повествованием.

Эпос начинается с восхваления стен города Урука, построенных царем Гильгамешем в конце его бурной жизни. Гильгамеш, сын царя Лугальбанды и богини Нинсун, то есть имеющий полубожественное происхождение, представляется тираном, изводящим население города. Усталые люди жалуются на него богам. Боги решают усмирить Гильгамеша, забывшего ограницах своей власти и создают Энкиду, дикого человека, живущего среди животных. Узнав о появлении Энкиду, Гильгамеш устраивает его встречу с блудницей по имени Шамхат. После семидневного секса с Шамхат, Энкиду превращается из дикаря в цивилизованного человека, получающего удовольствие от хлеба и вина. Цивилизованность через познание плотских наслаждений - известный в древности мифологический мотив.

Предположительный Энкиду из Музея Ирака, найденный в городе Уре, начало 2 тыс. до н.э.
Предположительный Энкиду из Музея Ирака, найденный в городе Уре, начало 2 тыс. до н.э.

В Уруке Энкиду встречается наконец с Гильгамешем и после долгого равного боя, они проникаются уважением друг к другу и становятся неразлучными друзьями, отныне все подвиги совершающие вместе.

За первым подвигом они отправляются в Кедровый лес, который охраняет свирепый Хумбаба

Чтобы стерег он лес кедровый, / Ему Эллиль вверил страхи людские. / Хумбаба - ураган его голос, / Волнует море, колеблет землю, / Как бурный ветер войну зачинает, / Как потоп, сотрясает страны света - / Буйный воин, чей гнев урагану подобен: / Откроет уста - содрогается небо, / Сотрясаются горы, колеблются скалы, / И все живое уходит в ущелье (...) / Уста его - пламя, смерть - дыханье! (пер. И.М. Дьяконова)

Предположительный Хумбаба на терракотовой плакетке, начало 2 тыс. до н.э.
Предположительный Хумбаба на терракотовой плакетке, начало 2 тыс. до н.э.

Убив Химбабу, Гильгамеш и Энкиду рубят в лесу кедры и победителями возвращаются в Урук. Напомню, что в южной Месопотамии, где Урук находился деревьев практически не было и кедры были огромной ценностью.

Богиня Иштар (она же Инанна в шумерской версии), увидев, как Гильгамеш с победой возвращается в Урук, влюбляется в него. Гильгамеш же, помня о незавидной судьбе любовников богини, отвергает ее ухаживания. Чтобы отомстить отвергшему ее ухаживания Гильгамешу, Иштар посылает Небесного быка, чтобы разрушить город Урук. Гильгамеш с помощью своего друга Энкиду побеждает Быка и освобождает город.

Терракотовое изображение героя, убивающего быка, предположительно битва Гильгамеша с Небесным быком (ок. 1900 до н.э.).
Терракотовое изображение героя, убивающего быка, предположительно битва Гильгамеша с Небесным быком (ок. 1900 до н.э.).

Боги недовольны убийством Небесного быка и решают ударить Гильгамеша по самому дорогому. Они насылают на Энкиду таинственную болезнь, из-за которой Энкиду медленно умирает, а Гильгамеш беспомощно наблюдает за его смертью.

Смерть Энкиду становится поворотным момент в истории. Гильгамеш осознает, что сам он тоже смертен, ведь он «на две трети - бог, на одну - человек», а значит обречен на смерть.

Новой целью Гильгамеша становится поиск бессмертия. Он отправляется на встречу с двумя единственными людьми, получившими вечную жизнь в подарок от богов, с Утанапиштимом и его женой, пережившими Всемирный потоп (прообраз библейского Ноя).

Посвященная Гильгамешу булава и имя Гильгамеша в клинописи,  конец 3 тыс. до н.э., Ур.
Посвященная Гильгамешу булава и имя Гильгамеша в клинописи, конец 3 тыс. до н.э., Ур.

После долгого путешествия на краю света Гильгамеш заходит в кабак. Его хозяйка и по совместительству богиня Сидури,узнав, что Гильгамеш ищет бессмертие, говорит ему следующее:

Гильгамеш! Куда ты стремишься? / Жизни, что ищешь, не найдешь ты! /Боги, когда создавали человека, - / Смерть они определили человеку, / Жизнь в своих руках удержали. / Ты же, Гильгамеш, насыщай желудок, /Днем и ночью да будешь ты весел, / Праздник справляй ежедневно, /Днем и ночью играй и пляши ты! / Светлы да будут твои одежды, / Волосы чисты, водой омывайся, / Гляди, как дитя твою руку держит, / Своими объятьями радуй подругу - / Только в этом дело человека! (Перевод И.М. Дьяконова/В.К.Шилейко)

То есть идея в том, чтобы наслаждаться жизнью на земле и оставлять память о себе своими деяниями, а не искать невозможного бессмертия (это, я думаю, уже известная вам идея месопотамского мировоззрения).

11-я табличка Эпоса о Гильгамеше с рассказом о всемирном потопе. Photo © The trustees of the British Museum
11-я табличка Эпоса о Гильгамеше с рассказом о всемирном потопе. Photo © The trustees of the British Museum

Гильгамеш находит Утнапиштима, который рассказывает ему историю о Всемирном потопе (здесь в Эпос вставляется эпизод, заимствованный из мифа об Атрахасисе). Выясняется, что бессмертие Утанапиштима и его жены - это исключение, и у Гильгамеша нет шансов разделить их судьбу. Но все таки выход есть - Гильгамеш получает волшебный цветок, который поможет ему вернуть себе молодость, когда он состарится. Но на обратном пути, когда Гильгамеш решил искупаться, змея крадет растение и съедает его. Физического бессмертия Гильгамешу не видать.

Поэма заканчивается так же, как и началась, гимном, воспевающим стены города Урука, построенные Гильгамешем, которому его труд строителя принесет другую форму бессмертия.

Мораль такова - царь может быть великим, но он не бог и он не бессмертен (это важное отличие месопотамского мировоззрения от египетского), единственное бессмертие, которое он может получить - это народная память. Для Гильгамеша она достигается его строительными работами и защитой города Урука.

Сражающийся с дикими животными Гильгамеш. Музей Ирака.
Сражающийся с дикими животными Гильгамеш. Музей Ирака.

Полный текст Эпоса о Гильгамеше в переводе И.М. Дьяконова и В.К. Шилейко по ссылке.