Я часто пишу про Гильгамеша - то в контексте пива, то в контексте поиска бессмертия, то в контексте Всемирного потопа, а собственно сам эпос о Гильгамеше - что это за произведение и о чем оно.
О Гильгамеше слышали очень многие. Он герой, пожалуй, самых знаменитых приключений на древнем Ближнем Востоке. Рассказы о Гильгамеше были очень популярны и переписывались в древности множество раз. Фрагменты истории о Гильгамеше были найдены в самых разных городах Месопотамии и за ее пределами - в израильском Мегиддо, сирийском Эмаре и в турецкой Хаттусе. В хеттских архивах Хаттусы были найдены даже хеттская и хурритская версии частей Эпоса. Настолько популярна была легенда о Гильгамеше.
Самые ранние версии текстов о Гильгамеше датируются началом 2 тыс. до н.э. (а они были копиями рассказов 3 тыс.), а самые поздние 3 в. до н.э., а это эллинистический период истории Междуречья. Наиболее полная версия эпоса происходит из библиотеки Ашшурбанипала (668-630 гг. до н.э.) в Ниневии и она написана на двеннадцати табличках.
Сам Гильгамеш, прообраз героя Эпоса, был, по всей вероятности, реальной исторической личностью, правителем города Урука в первой половине 3 тыс. до н.э. Он упоминается в Шумерском царском списке, составленном в начале 2 тыс. до н.э. как пятый царь Первой династии Урука, который проправил 126 лет (это, конечно, неправда и указывает на полумифичность персонажа). В списке сказано, что Гильгамеш был сыном демона-инкуба (lillu), то есть даже там он представляется как сверхъестественное существо.
Легенды о Гильгамеше в шумерской версии сохранились в пяти поэмах, которые в более поздний период были соединены в единый рассказ («Гильгамеш и Агга», «Смерть Гильгамеша», « Гильгамеш и Подземный мир», «Гильгамеш и Небесный Бык» и «Гильгамеш и Хумбаба»). Основные мотивы рассказов о Гильгамеше проходят практически через все части эпоса - его героические сражения и его одержимость смертью.
Связанное повествование о Гильгамеше было написано в 1 тыс. до н.э. и найдено в библиотеке Ашшурбанипала, оно состоит из 11 табличек, на двенадцатой дается аккадский перевод шумерской легенды «Гильгамеш и Подземный мир», которая не особо связано с предыдущим повествованием.
Эпос начинается с восхваления стен города Урука, построенных царем Гильгамешем в конце его бурной жизни. Гильгамеш, сын царя Лугальбанды и богини Нинсун, то есть имеющий полубожественное происхождение, представляется тираном, изводящим население города. Усталые люди жалуются на него богам. Боги решают усмирить Гильгамеша, забывшего ограницах своей власти и создают Энкиду, дикого человека, живущего среди животных. Узнав о появлении Энкиду, Гильгамеш устраивает его встречу с блудницей по имени Шамхат. После семидневного секса с Шамхат, Энкиду превращается из дикаря в цивилизованного человека, получающего удовольствие от хлеба и вина. Цивилизованность через познание плотских наслаждений - известный в древности мифологический мотив.
В Уруке Энкиду встречается наконец с Гильгамешем и после долгого равного боя, они проникаются уважением друг к другу и становятся неразлучными друзьями, отныне все подвиги совершающие вместе.
За первым подвигом они отправляются в Кедровый лес, который охраняет свирепый Хумбаба
Чтобы стерег он лес кедровый, / Ему Эллиль вверил страхи людские. / Хумбаба - ураган его голос, / Волнует море, колеблет землю, / Как бурный ветер войну зачинает, / Как потоп, сотрясает страны света - / Буйный воин, чей гнев урагану подобен: / Откроет уста - содрогается небо, / Сотрясаются горы, колеблются скалы, / И все живое уходит в ущелье (...) / Уста его - пламя, смерть - дыханье! (пер. И.М. Дьяконова)
Убив Химбабу, Гильгамеш и Энкиду рубят в лесу кедры и победителями возвращаются в Урук. Напомню, что в южной Месопотамии, где Урук находился деревьев практически не было и кедры были огромной ценностью.
Богиня Иштар (она же Инанна в шумерской версии), увидев, как Гильгамеш с победой возвращается в Урук, влюбляется в него. Гильгамеш же, помня о незавидной судьбе любовников богини, отвергает ее ухаживания. Чтобы отомстить отвергшему ее ухаживания Гильгамешу, Иштар посылает Небесного быка, чтобы разрушить город Урук. Гильгамеш с помощью своего друга Энкиду побеждает Быка и освобождает город.
Боги недовольны убийством Небесного быка и решают ударить Гильгамеша по самому дорогому. Они насылают на Энкиду таинственную болезнь, из-за которой Энкиду медленно умирает, а Гильгамеш беспомощно наблюдает за его смертью.
Смерть Энкиду становится поворотным момент в истории. Гильгамеш осознает, что сам он тоже смертен, ведь он «на две трети - бог, на одну - человек», а значит обречен на смерть.
Новой целью Гильгамеша становится поиск бессмертия. Он отправляется на встречу с двумя единственными людьми, получившими вечную жизнь в подарок от богов, с Утанапиштимом и его женой, пережившими Всемирный потоп (прообраз библейского Ноя).
После долгого путешествия на краю света Гильгамеш заходит в кабак. Его хозяйка и по совместительству богиня Сидури,узнав, что Гильгамеш ищет бессмертие, говорит ему следующее:
Гильгамеш! Куда ты стремишься? / Жизни, что ищешь, не найдешь ты! /Боги, когда создавали человека, - / Смерть они определили человеку, / Жизнь в своих руках удержали. / Ты же, Гильгамеш, насыщай желудок, /Днем и ночью да будешь ты весел, / Праздник справляй ежедневно, /Днем и ночью играй и пляши ты! / Светлы да будут твои одежды, / Волосы чисты, водой омывайся, / Гляди, как дитя твою руку держит, / Своими объятьями радуй подругу - / Только в этом дело человека! (Перевод И.М. Дьяконова/В.К.Шилейко)
То есть идея в том, чтобы наслаждаться жизнью на земле и оставлять память о себе своими деяниями, а не искать невозможного бессмертия (это, я думаю, уже известная вам идея месопотамского мировоззрения).
Гильгамеш находит Утнапиштима, который рассказывает ему историю о Всемирном потопе (здесь в Эпос вставляется эпизод, заимствованный из мифа об Атрахасисе). Выясняется, что бессмертие Утанапиштима и его жены - это исключение, и у Гильгамеша нет шансов разделить их судьбу. Но все таки выход есть - Гильгамеш получает волшебный цветок, который поможет ему вернуть себе молодость, когда он состарится. Но на обратном пути, когда Гильгамеш решил искупаться, змея крадет растение и съедает его. Физического бессмертия Гильгамешу не видать.
Поэма заканчивается так же, как и началась, гимном, воспевающим стены города Урука, построенные Гильгамешем, которому его труд строителя принесет другую форму бессмертия.
Мораль такова - царь может быть великим, но он не бог и он не бессмертен (это важное отличие месопотамского мировоззрения от египетского), единственное бессмертие, которое он может получить - это народная память. Для Гильгамеша она достигается его строительными работами и защитой города Урука.
Полный текст Эпоса о Гильгамеше в переводе И.М. Дьяконова и В.К. Шилейко по ссылке.