Доброго дня, леди и джентльмены! Знаете, за что я люблю викторианскую эпоху? За её двойственность. Это не только балы, прогулки с кавалерами в Гайд-парке и произведения искусства, это ещё навоз на улицах, проститутки и отпетые негодяи.
Сегодня я хочу познакомить вас с историей маленькой Пенелопы Бутби. Но прежде кратко поясню ситуацию о детском вопросе в Англии 19 века. Мы привыкли к утверждениям "дети цветы жизни" и "всё самое лучшее детям", однако каких-то пару столетий назад дело обстояло несколько иначе. Дети, можно сказать, были едва ли не самой незащищённой частью населения. Посудите сами. Для начала младенцам предстояло выжить в условиях, когда руки не все мыли (кто-то не верил в микробов, а кто-то экономил мыло), соски не кипятили, а после грудного молока переходили на сомнительные смеси. Рождаемость в Великобритании того периода была высокой, а детская смертность не являлась редкостью. Часто, читая биографии викторианцев, можно наткнуться на факты вроде "в семье было 12 детей, пятеро из которых умерли, не дожив до взрослого возраста". И это касалось всех слоёв общества без исключения.
И если средний класс и богачи могли позволить покупать детям хорошую еду, одежду и даже игрушки, то в низах общества дело обстояло совсем печально. Например, во время семейной трапезы лучшие куски и порции доставались отцу семейства, главному добытчику, чтобы поддерживать его силы. А не детям, как сейчас уложено в голове современных людей.
Стоит ли напоминать, что битыми ходили чуть ли не все дети? Побить ребёнка за плохое поведение или невыученный урок считалось нормой. Гувернантки и школьные учителя не отказывали себе в этом удовольствии, используя розги, щётки для волос и даже свои руки.
Одним словом, ребёнок не считался священной коровой. В глазах викторианцев ребёнок был недееспособным существом наравне с женщинами и умалишёнными. К слову, это вовсе не мешало нанимать их на работу, заставляя трудиться в полях, шахтах и на фабриках долгие часы. Далеко не всякая работа требовала квалификации, зато детям полагалось платить меньше, чем взрослым. Э - экономия.
И после краткого экскурса в прошлое давайте уже перейдём к основной теме статьи. Предлагаю обратить внимание на портрет мужчины чуть ниже. Смотрите, какая у него легкомысленная поза. Он лежит в дорогом костюме на земле, даже не на пледе. А мечтательный взгляд с поволокой как бы намекает на то, что его обладатель высокодуховный интеллектуал. Чувствуется манерность и желание продемонстрировать окружающим свою тонкую натуру. Перед вами поэт и переводчик сэр Брук Бутби, и его та самая тонкая натура и одержимость трудами Жан-Жака Руссо стали катализатором культурного феномена.
У Бутби и его жены Сюзанны был только один ребёнок, дочка Пенелопа. Милая ласковая девочка, на которую родители не могли надышаться. Когда малышке было всего три года, она стала натурщицей для художника Джошуа Рейнолдса. И оба справились со своей задачей великолепно. Представляете, как тяжело запечатлеть маленького ребёнка? А даже взрослым нелегко позировать. Примечательно, что родители не поскупились на такую "безделицу", работа художника обошлась в 50 гиней.
На картине девочка изображена в одежде, как у взрослой женщины, и это придаёт забавную нотку. Такая маленькая, а уже серьёзная, в чепчике, как у матроны. Мне особенно нравится одна деталь, митенки. Этот предмет гардероба хоть и был долгое время популярен, не считался детской одеждой. В конце 19-ого века митенки у многих ассоциировались со старыми девами.
Этот портрет мог бы остаться в истории искусства как "портрет кого-то там", известный лишь ценителям, если бы не случившаяся спустя несколько лет трагедия. Буквально за месяц до своего шестого дня рождения Пенелопа заболела и умерла. Усилия родителей и доктора Эразма Дарвина (деда Чарльза Дарвина) были напрасны. И вместе с ребёнком умерла семья. Другая семья, отгоревав, завела бы ещё детей, но Бутби и Сюзанна были безутешны. Может, это прозвучит грубо, но отец помешался на смерти крошки. Они разошлись с женой, а в последствии он разорился, растрачивая деньги на то, что могло бы увековечить память о дочери. Он написал и издал сборник из 24 сонетов "Священная скорбь в память о Пенелопе". Литературная ценность здесь неважна, родитель пытался сохранить воспоминания о ребёнке как мог. А вот, допустим, картина Иоганна Генриха Фюссли "Апофеоз Пенелопы Бутби" уже выглядит неуместно, если не сказать безвкусно. Ангел уносит маленькую женщину (Пенелопу) куда-то во тьму, хотя апофеоз обещает небеса и золотые трубы. Внизу серым пятном распростёрт мотылёк как символ смерти. Я тот ещё ценитель живописи, но анатомия меня несколько смущает. Особенно пугают грубые руки и вывернутая стопа ангела.
Существует и более жизнерадостная интерпретация образа крошки Пенелопы. Ещё до знакомства с этой печальной историей я восхищалась работой прерафаэлита Джона Эверетта Милле "Спелая вишня". Картина написана сильно позже трагического события, в 1879 году, и это доказывает, что образ потерянной навеки невинности был у викторианцев очень популярен. В лицемерно набожной атмосфере дети стали представать в романтических образах. Увы, маленькие трубочисты и босоногие продавщицы цветов детьми не считались.
Итак, вернёмся к "Спелой вишне". Это так же не абстрактная малютка, а реальная девочка, Эди Рамадж. В четырёхлетнем возрасте она предстала на костюмированном балу в костюме Пенелопы Бутби. К сожалению, не знаю, что это было за мероприятие, однако по общепринятым тогда понятиям балы были исключительно для взрослых. Невольно складывается ощущение, что Эди привезли, как сейчас говорят, ради хайпа, чтобы умилить всех и собрать миллион восхищённых вдохов. В любом случае, на мой взгляд, неэтично, обряжать своё дитя в (простигосподи!) костюм реального, да ещё трагически умершего ребёнка. По мне, это всё равно, что привести детей на ёлку в костюмах юных жертв недавних трагедий.
Если смотреть только на картину, не могу не восхититься портретом. Малышка очень красива, а розовые бантики придают образу сладости. И опять чёрные митенки. Такие странные, но притягивающие взгляд.
Наряжались в Пенелопу Бутби и девочки постарше. Например, у Льюиса Кэрролла, известного дружбой с девочками, есть коллекция фотографий, основанная на популярном образе. На них позирует Экси Китчин, слишком взрослая для роли. Несомненно, фотографии представляют исторический интерес, однако они вызывают больше недоумения, чем умиления.
А на этой фотографии, с зонтом, на мой взгляд, нет ничего, что бы напоминало о Пенелопе.
В массовой культуре феномен отразился и в более приземлённых вещах. Куколки "Маленькая Мисс Маффет" это практически маленькие Пенелопы. Героиня старинной детской потешки визуально похожа на Пенелопу. Узнаваем чепчик и чёрные митенки. А чёрный паук на платьице символизирует внезапную смерть. Жуть жуткая.
Репродукции "Спелой вишни" Милле сразу пошли на ура. Их не только печатали на открытках, но и сделали частью повседневной коммерции. Успех был колоссальный, родители Эди не только отбили стоимость портрета, но и получили прибыль. Иметь дома изображение девочки в чепчике стало модно. Когда я искала фото, мне в основном попадались банки известной фирмы "Pears" и карнавальные костюмы, в том числе эротического характера. Да-да, большой чепчик с бантиком, чёрные митенки и паук на фартучке... Сами понимаете, почему я не понесла это в блог.
И напоследок расскажу о скульптуре Томаса Бэнкса. Этот памятник из каррарского мрамора находится в церкви святого Освальда. И пожалуй, Бэнкс смог создать надгробие без пошлости и натужной скорби. Девочка спит на боку, на мягком матрасе. Она сложила кулачки на подушке, будто видит какой-то сон. Когда смотришь на неё дольше пары секунд, хочется плакать. Потому что знаешь, что будить её бесполезно.
Спасибо за чтение статьи! Надеюсь, вы узнали что-то новое для себя.
А как вы относитесь к детским образам в искусстве?
#искусство #история #художники #дети #викторианская эпоха #прерафаэлиты #интересные факты #портрет