Кто о чём, а я о знаках в пространстве. И в этой статье будет знак весьма глобальный, актуальный и не лишний раз подтверждающий, что без России большая часть европейского исследовательского сообщества (и не только исследовательского) давно бы уже вымерла с такими-то командирами. Эта статья вообще планировалась как очередной кинообзор, но поскольку кино сие снято по реальным событиям, без исторических фактов никак не обойтись.
В 2017-м году самому известному в Мире ледоколу "Святогор" исполнилось 100 лет. Ледокол был построен на верфях Англии для России, потом перешёл во владение Соединённым Королевством, но в 1921-м году был снова выкуплен Россией, во многом благодаря советскому дипломату Леониду Борисовичу Красину, в честь которого ледокол и был вскоре переименован. Думаю, многие уже догадались, о каком фильме пойдёт речь, но, всё же, коротко перескажу его содержание.
Итальянский дирежаблестроитель Умберто Нобиле (Питер Финч) собирается в полёт на дирижабле "Италия", чтобы достичь Северного полюса. Он делает это для того, чтобы выпендриться показать, что и без Роальда Амундсена (Шон Коннери), с которым летал в прошлый раз, он вполне сам себе режиссёр руководитель экспедиции. Всё бы ничего, да вот на конечном пункте погода чрезвычайно портится, дирижабль, соответственно, тоже, и вся экспедиция рушится вниз на ледник. Гондола, в которой находились 10 человек, отделяется от коллектива верхней части, которая улетает в неизвестном направлении (тех, кто улетел с ней, в реальности так и не нашли, зато в кино нашёл Амундсен). Девять выживших ставят палатку, найденную среди уцелевших вещей, красят её в красный цвет, чтобы она была заметна с воздуха, и настраивают радио, чтобы связаться хоть с кем-нибудь (оказывается, что графит, нанесённый на бумагу, сопротивляется не хуже стандартного сопротивления, но радист об этом забыл, что, собственно, повлияло на развитие событий не лучшим образом).
Трое людей уходят, решив, что дойдут до Шпицбергена раньше, чем радиосигнал будет пойман потенциальным спасателями. В итоге их остаётся двое (есть предположение, что третьего они съели, так как при спасении выглядели слишком сытыми, в фильме тоже имеется на это намёк).
А теперь, собственно, о знаках. Сигнал красной палатки поймал Николай Шмидт - радиолюбитель из простой советской деревни, расположенной неподалёку от Северного Ледовитого океана, и телеграфировал её координаты в Кремль (Коля поймал сигнал на какое-то вообще самопальное радио с помощью воздушного змея, на котором была закреплена антенна, тогда как европейцы, имея мощную профессиональную аппаратуру, сигнал поймать не захотели не смогли). В Ленинграде за четыре дня снарядили ледокол "Красин", стоявший до этого в доке на ремонте. Верхняя палуба корабля позволяла взлетать и садиться небольшому самолёту, пилотом которого был Борис Чухновский (Никита Михалков приятно удивляет в этой роли).
В общем, кого смогли - русские спасли. Это ещё один знак в пространстве. Прошло уже 94 года, а ничего в Мире не изменилось.
Кстати, продолжая тему призраков - в фильме "Красная палатка" они очень материальны, и даже играют в шахматы. Спецэффекты для 1969-го года на высоте, у американцев таких тогда не было. Но колбасюсю возмутил эпизод с поеданием белого медведя - мишка ей очень понравился, и она весьма требовательно сказала, чтобы дяди не вздумали его есть.
Тем, кто фильм ещё не видел, рекомендую к просмотру - даёт повод о многом задуматься, а если не задуматься - то приятно провести время, глядя на Шона Коннери (во второй серии), Клаудию Кардинале (во всех двух сериях) и очень реалистичные советские спецэффекты.