Антропологи давно удивляются: как могло получиться, что именно у человека развился такой крупный мозг? Почему не у волка, не у кабана, не у медведя, не у макаки, не у буйвола какого-нибудь, а именно у нашего предка-примата?
И главное: зачем? Вопрос не такой глупый, как может показаться. И ответ: «умнее, значит лучше», - в данном случае не проходит. Мозг – удовольствие затратное. Во-первых, на его формирование требуются ценные вещества (которые, кстати, заранее запасаются в бедрах матери, поэтому самые смышленые мальчики получаются, как правило, у пышнобедрых красавиц).
И, во-вторых, мозг человека потребляет до 25% всей энергии организма. А отдача? Сегодня – понятно. В цивилизованном обществе мозг – главный фактор успеха. И даже в ледниковый период понятно. Надо было загонять мамонтов, приручать огонь, строить какие-нибудь яранги. Однако к тому времени большой мозг у наших предков давно уже был.
А вот сто шестьдесят тысяч лет назад, когда мозг стал активно расти, зачем это было нужно? Ну, встретишь ты в саванне голодного хищника или разъяренного травоядного. Какое преимущество даст тебе мозг? Ты и сообразить-то ничего не успеешь! Тут бы лучше мышечных волокон, да зубов-когтей добавить взамен серого вещества!
Для согласованности действий в стае? Но те же волки и львы прекрасно организовываются, имея гораздо более скромные «думалки».
Природа слишком скупа на излишества, чтобы набивать череп ценным жиром просто на всякий случай, авось понадобится, когда мамонты появятся.
В последнее время антропологи стали менять свои представления об эволюции человека. Раньше считалось, дескать, попала вот популяция несуразных изнеженных обезьян в суровые ледниковые условия и оказалась перед выбором: исчезнуть или стать разумными. Примерно, как в известном фильме:
Мюнхгаузен: «Нужно было выбирать одно из двух: погибнуть или как-то спастись». Охотник: что же вы выбрали? Мюнхгаузен: Угадайте!
Теперь же ученые считают, что мозг у наших предков вырос не в кризис, а, наоборот, в условиях полного изобилия и благополучия. Антропологи подозревают, что предания о «золотом веке» имеют гораздо более древние истоки, чем библейская история.
Почти две сотни тысяч лет назад, где-то, по-видимому, в восточной Африке для наших пращуров сложились необычайно благоприятные условия. Райский климат и изобилие пищи (в том числе моллюсков, в которых содержались вещества, необходимые для развития мозга) позволили людям почти не думать о хлебе насущном.
Естественный отбор, когда менее удачливые умирали от голода, сошел на нет. Вместо него на авансцену вышел отбор половой, то есть борьба за внимание самок. Главной задачей стало: впечатлить избранницу, ошеломить ее каким-либо подвигом и, пока она не пришла в себя – оплодотворить.
Однако подвиг – дело рискованное, хлопотное и не всегда зрелищное. Куда проще и эффективнее поразить воображение любимой красочным рассказом об этом самом подвиге. Однако тут уже нужна фантазия. Причем обоим: и ему, и ей. А вот для фантазии и потребовался развитый мозг! Подпитываемый устрицами, он и развился до внушительных размеров.
С тех пор в отношениях полов изменилось не так много. Женщина рассматривает знакомство как шанс круто изменить свою жизнь. Очень быстро в своих фантазиях она наделяет избранника всеми необходимыми для этого чертами. А тому тоже приятно побыть значительной персоной, почувствовать себя альфа-самцом. И ухажер охотно повествует даме о своих подвигах, вдохновенно приукрашивая свой рассказ.
Конечно, иллюзия быстро рассеивается. Но если за это время оплодотворение все же состоялось, природа может быть удовлетворена: она со своей задачей справилась.
(подробнее об авторе и его книгах см. https://sptaradin.ru/)
Не забываем лайк!