Найти тему
ИстЛит. ИнтерНео.

Упыри и вампиры у славян, отражение нежити в литературе.

https://folklor-mythology.ru/wp-content/uploads/2020/08/eretik.jpg
https://folklor-mythology.ru/wp-content/uploads/2020/08/eretik.jpg

Нечистая сила в наши дни стала одним из неотъемлемых элементов фантастики в литературе и кинематографе. Были лешие, были вурдалаки, Лихо Одноглазое. Их в фольклоре много. И пришли они к нам из глубины веков. Но были такие мистические существа, совершившие до нас путешествие не только через века, но и через страны. Таким персонажем считается вампир.  

Вампир – европейский персонаж. Многие исследователи этнографы и филологи это подтверждают. Мнение расходится в происхождении его. Потому что у разных народов обращение в вампиров происходило разными путями. Брэм Стокер в своём романе описал один из них. А именно методом укуса жертвы.

У славян похожим персонажем можно считать упырей. В отличие от образа, созданного Стокером, упыри были чистой нежитью. Стать упырём в понимании народной мудрости можно было разными путями. Один из них вести неправедный образ жизни: быть ведьмой, колдуном, оборотнем или вурдалаком. Самому общаться с нежитью. А в понимании православного люда быть отлучённым от церкви и преданным анафеме. Тогда человек после смерти становился упырём-кровопийцей. Но в отличие от персонажей Брэма Стокера, своих жертв упыри только иссушали, выпив его кровь. Внешне они тоже отличались от вампиров Брэма Стокера. У славянских упырей лицо было красного от выпитой крови цвета. Присутствие упырей связывалось с эпидемиями, неурожаями и засухами. Иван Франко в этнографической заметке в 30-х годах девятнадцатого столетия рассказывал, что живых людей, в которых заподозрили упырей, специально протаскивали через огонь. А мёртвых кремировали. Но кремация была последним средством. Перед сожжением покойникам пробивали грудь осиновым колом.

В русской литературе к теме нежити обращались многие писатели. Причём те, кого включили в школьную программу. Николай Васильевич Гоголь здесь стоит на первом месте. В Советском Союзе были экранизированы многие его произведения. «Вий» в том числе. Но цензуру «Вий» не прошёл. Причина была в том, что фильм был слишком реалистичен для того времени. И пришлось создателям переделывать некоторые эпизоды.

А именно с таких книг Гоголь начал свою успешную литературную карьеру. Его «Вий», «Вечера на хуторе близ Диканьки», критиками принимались как часть романтического жанра. А чуть позднее уже в наше время я в одном интервью читал, как его произведения обозвали фэнтези. В его первых опубликованных книгах фактически был показан весь пантеон славянской нечисти, но с своеобразным колоритом.

Во 1841 году в творчестве А.К. Толстого появилась повесть «Упырь», где нежить воспринимается в далеко не отрицательном ключе. Хотя автор их и вывел своеобразными врагами рода человеческого. В этой повести Толстой доказывал русской происхождение вампира. Автор утверждал, что вампир это исковерканное венгерскими монахами упырь, которые вздумали всё переворачивать на латинский лад и из упыря сделали вампира. Что существа подобные упырям встречаются по всей Европе и даже Азии.

Нечистая сила в наши дни стала одним из неотъемлемых элементов фантастики в литературе и кинематографе. Были лешие, были вурдалаки, Лихо Одноглазое. Их в фольклоре много. И пришли они к нам из глубины веков. Но были такие мистические существа, совершившие до нас путешествие не только через века, но и через страны. Таким персонажем считается вампир.

Вампир – европейский персонаж. Многие исследователи этнографы и филологи это подтверждают. Мнение расходится в происхождении его. Потому что у разных народов обращение в вампиров происходило разными путями. Брэм Стокер в своём романе описал один из них. А именно методом укуса жертвы.

У славян похожим персонажем можно считать упырей. В отличие от образа, созданного Стокером, упыри были чистой нежитью. Стать упырём в понимании народной мудрости можно было разными путями. Один из них вести неправедный образ жизни: быть ведьмой, колдуном, оборотнем или вурдалаком. Самому общаться с нежитью. А в понимании православного люда быть отлучённым от церкви и преданным анафеме. Тогда человек после смерти становился упырём-кровопийцей. Но в отличие от персонажей Брэма Стокера, своих жертв упыри только иссушали, выпив его кровь. Внешне они тоже отличались от вампиров Брэма Стокера. У славянских упырей лицо было красного от выпитой крови цвета. Присутствие упырей связывалось с эпидемиями, неурожаями и засухами. Иван Франко в этнографической заметке в 30-х годах девятнадцатого столетия рассказывал, что живых людей, в которых заподозрили упырей, специально протаскивали через огонь. А мёртвых кремировали. Но кремация была последним средством. Перед сожжением покойникам пробивали грудь осиновым колом.

В русской литературе к теме нежити обращались многие писатели. Причём те, кого включили в школьную программу. Николай Васильевич Гоголь здесь стоит на первом месте. В Советском Союзе были экранизированы многие его произведения. «Вий» в том числе. Но цензуру «Вий» не прошёл. Причина была в том, что фильм был слишком реалистичен для того времени. И пришлось создателям переделывать некоторые эпизоды.

А именно с таких книг Гоголь начал свою успешную литературную карьеру. Его «Вий», «Вечера на хуторе близ Диканьки», критиками принимались как часть романтического жанра. А чуть позднее уже в наше время я в одном интервью читал, как его произведения обозвали фэнтези. В его первых опубликованных книгах фактически был показан весь пантеон славянской нечисти, но с своеобразным колоритом.

Во 1841 году в творчестве А.К. Толстого появилась повесть «Упырь», где нежить воспринимается в далеко не отрицательном ключе. Хотя автор их и вывел своеобразными врагами рода человеческого. В этой повести Толстой доказывал русской происхождение вампира. Автор утверждал, что вампир это исковерканное венгерскими монахами упырь, которые вздумали всё переворачивать на латинский лад и из упыря сделали вампира. Что существа подобные упырям встречаются по всей Европе и даже Азии.

Вампир,вампир – это всё равно, что если бы мы, русские, говорили вместо привидения – фантом или ревенант.

А. К.Толстой «Упырь».

Во шестидесятых годах XX-го века читателю стал доступен роман Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита». Наполненный жесткой сатирой по отношению к реальности конца двадцатых и тридцатым годам, он наполнил свой роман мистикой, характерной для увлеченных эзотерикой и оккультизмом. Но и в его романе нечисть приобретает характерные черты чисто славянских демонов.

Так в одном из эпизодов романа Гелла и обращенный в вампира Варенуха исчезают в тот момент, когда прокукарекал первый утренний петух. В других европейских книгах речь в основном шла о первых лучах солнца.

#вампиры #фольклор #литература