Иконы давно перестали быть редкостью, и в храме, и дома, и на полке магазина. Но это же хорошо. Главное, чтобы они не перестали быть окном в духовный мир, святым образом, к которому мы обращаемся и который чтим. Настоятель храма во имя святителя и чудотворца Николая пос. Новопушкинский священник Алексий Талалаев убежден – в этом вопросе все зависит от нашей веры.
– Отец Алексий, что значит икона для православного христианина?
– Икона, что в переводе с греческого означает «образ», есть живописное изображение Святой Троицы, Господа Иисуса Христа, Божией Матери, Ангелов, святых, различных священных событий из жизни Церкви.
Для верующего человека икона – это, если выразиться словами апостола Павла, «явление духа и силы», то есть реальное присутствие святых на иконах, и чудо, которое происходит от особо прославленных икон по вере просящих и молящихся. Другими словами икона – образ святого, символ, окно в духовный мир. Человеку воспринимать духовное не всегда легко. Для этого ему необходимы видимые, телесные образы, символы. Митрополит Антоний Сурожский писал: «Если мы человеку покажем отображение неба в воде, его первое движение будет не в том, чтобы вглядеться в это озеро, а в том, чтобы отвернувшись от него посмотреть ввысь. Это принцип символа».
Икона – священный предмет. Однако вопрос ее почитания вызывает споры. Протестанты считают это идолопоклонством, нарушением второй заповеди Декалога: «не сотвори себе кумира». Но идол и икона – разные вещи. Да, воздавать честь, служить и поклоняться всем своим естеством мы должны только Богу. Но вот что сказано в псалмах пророка Давида: «поклонюсь святому храму Твоему» (Пс. 5, 8). Храму можно поклониться как месту, где присутствует Господь, святыни, иконы. Это естественно. Святые отцы говорят, что почитать можно кого и что угодно, но не как Бога. Ну, а учение об икононочитании VII Вселенский Собор сформулировал так: «Чем чаще при помощи икон они (изображенные на иконах) делаются предметом нашего созерцания, тем более взирающие на сии иконы побуждаются к воспоминанию о самих первообразах и приобретают более любви к ним. Чествовать их лобызанием и почитательным поклонением, не тем истинным по вере нашей богопочитанием, которое подобает единому Божескому естеству, но почитанием, фимиамом и возжением свечей, ибо честь, воздаваемая образу, переходит к первообразному».
– Поводом для интервью послужила реклама Интернет-магазина чудотворных икон. Неужели таких икон много и их так просто купить?
– Чудотворная икона – это икона, от которой исходит видимое чудо. Первой такой иконой признан Нерукотворный образ Спасителя. В какой-то мере чудотворная икона является избранной. Избранность проявляется в том, что при молитве перед одними иконами чудотворения бывают чаще, чем перед другими. На самом же деле все иконы потенциально чудотворны. Совершение чуда зависит от многих факторов. Я читал, что чудотворной может быть икона, написанная канонически правильно. Недопустимы личные привнесения, чувственность, важно духовное состояние иконописца. Но при этом важнее всего вера человека. От нее зависит, чудотворная перед ним икона или нет.
К сожалению, люди все чаще отделяют материальную икону от ее духовного источника – якобы чудо происходит не от Господа, Божией Матери, святых, изображенных на ней, а от самой иконы. Отсюда и возникают вопросы, перед какой иконой лучше молиться, допустим, перед литографической иконой великомученика и целителя Пантелеимона или перед иконой, написанной несколько веков назад в Свято-Пантелеимоновом монастыре на Афоне? Но разве на иконе изображены разные святые, разве умаляется святость в зависимости от материала и давности изготовления? В момент молитвы мы предстоим перед Господом, Божией Матерью, святыми. На какой иконе они изображены – не имеет значения. Да, мы просим о чем-то перед иконой, но подателем любого блага является Господь. Святые лишь ходатаи. Поэтому, на первый план снова выходит наша вера, доверие Богу.
– И все же есть особые иконы: Иверская, Казанская…
– Конечно, есть иконы чудотворные, известные всему миру. А есть местночтимые, известные только в пределах области, храма, даже одной семьи, но они тоже известны как чудотворные.
Явление Иверской иконы Божией Матери – великое чудо не только для Афона, но и всего православного мира. Для человека получение просимого после молитвы перед домашней литографической или бумажной Иверской иконой тоже будет великим чудом. Потому что чудо индивидуально.
Господь творил чудеса, но не ради развлечения. Чудо исцеления или воскрешения, или умножения хлебов имело назидательный характер и совершалось для утверждения в вере, для поддержки. Это же касается и икон. В эпоху гонений, особенно в 1930-ые годы было явлено много чудес, их количество сравнимо с первыми веками христианства. Иконы обновлялись, плакали, мироточили, кровоточили. Являлись сокрытые иконы. Возможно, это происходило, чтобы предупредить о грядущих страшных событиях, чтобы укрепить людей и показать – Господь всегда рядом.
– Сейчас можно найти иконы, молитва перед которыми помогает в различных сферах жизни. Есть «иконы для мужчин, женщин», «исцеляющие», «защищающие от бед, пожара» и т.д., но разве Господь не лучше знает, в чем мы нуждаемся?
– Классификация святых и икон – отдельный разговор. Вот при явлении Казанской иконы Божией Матери произошло массовое исцеление от слепоты, и в народе решили, что перед иконой необходимо молится от этого недуга. Но не думаю, что человек не исцелится после молитвы, скажем, у Владимирской или Донской икон Божией Матери. В принципе, если мы особенно почитаем какого-то святого и хотим именно к нему обратиться с просьбой «не по его профилю», почему нет? С другой стороны, мы обращаемся к преподобному Сергию Радонежскому за помощью в учебе, потому что знаем – до получения чудесной помощи святой не преуспевал в грамоте – и верим, что он поможет, ведь, по слову апостола Павла: Сам искушен быв, может и искушаемым помощи (Евр.2, 14-18). То есть победивший искушение, страсть, может помочь тому, кто страдает от того же. Можно, конечно, ориентироваться на то, какими чудесами известен святой, но делать классификацию, кто и в какой сфере помогает, не стоит. Это магизм.
Что касается «сфер помощи», то на первом месте у людей – исцеление от болезней, на втором – финансовый успех, успех на работе, в учебе, семье. Просить этого не грешно. Просить можно все. Главное – понимать, для чего. Если бы человек был бестелесным существом, то и надобности в материальном не было. Например, Господа никто не просил об умножении хлебов и рыбы, но Он сотворил это чудо, потому что видел – люди устали, их нужно накормить. Если Он молился Отцу ради блага ближних, то почему мы не можем вознести молитву о необходимом для нас.
Однако в Евангелии Спаситель призывает: Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам (Мф. 6, 33). А чуть ранее Он приводит примеры: Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их (Мф. 6, 26) и посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них (Мф. 6, 28-29). Опять же на первое место выходит вопрос нашего доверия Богу.
Отношение к иконам как к предметам, дающим здоровье, богатство, успех, женихов или невест, защищающим от пожаров и прочих бед, указывает, что человек воспринимает их в качестве некого магического талисмана. Он пытается наладить материальное, не задумываясь о духовном, а между тем должен просить у Господа необходимое. В главной молитве Отче наш есть слова: «хлеб наш насущный даждь нам днесь». Хлеб насущный – это не только то, что поддерживает физическую жизнь человека, но еще и Тело и Кровь Христовы, поддерживающие его духовную жизнь.
В эпоху потребления желанием иметь больше, чем есть, спекулируют. Часто встречаются предложения приобрести чудотворные иконы на все случаи жизни. Но мы уже знаем, что подает просимое не икона. Нательный крест тоже сам по себе не защищает. Святитель Иоанн Златоуст говорил, что совершение крестного знамения без мысли о Боге – просто гимнастическое упражнение. Даже в песнопениях праздника Воздвижения Честного Креста Господня мы слышим, что крест защищает и помогает «молящимся и почитающим». Важно молиться, держать посты, исповедоваться, признавать свои ошибки, жить с Господом, а это требует усилий и ограничений. Не все к этому готовы. Проще купить оберег, защищающий от зла, и не думать, что это зло может входить через самого человека. Заметьте, колдуны прикрываются святынями, Церковью, потому что большой процент населения Церкви все-таки доверяет, и, видя церковную атрибутику у колдуна, начинает доверять и ему.
– В церковных лавках в продаже можно увидеть ладанки. Что это и для чего их носить?
– Ношение медальонов со священными изображениями, ладанок и даже мощевиков относится к Византийской традиции. Кстати, это все прообразы панагии – части архиерейского облачения. Современные ладанки – это вторичные святыни. В них хранят ладан и другие предметы, освященные на мощах и других святынях. То есть не саму святыню, а то, что имело сопричастность ей. В ношении ладанки нет ничего предосудительного, если она не используется как оберег.
– Отец Алексий, скажите, о чем стоит помнить, выбирая икону?
– Прежде всего, о каноничности изображения. Это ее основное отличие от других священных изображений. Иконопись – серьезное ремесло, требующее от человека много сил, в том числе духовных. В момент написания иконописец соблюдает строгую духовную жизнь, постится, исповедуется и причащается, молится. Купить настоящую писаную икону сегодня дешевле и доступнее, чем раньше. Вопрос – для чего? Для эстетики? Это не совсем правильно, хотя люди и через эстетику приходят к истинному пониманию иконы, к духовной жизни. Мы приобретаем икону как окно в духовный мир, как образ святого, которому будем молиться, в качестве назидания, воспоминания первообраза. Наш выбор должен быть обусловлен нашими внутренними, духовными потребностями.
2015 г.