Все музыкальные жанры на разных уровнях обладают собственной структурой - начиная с того, какие гармонии, аккорды и гаммы принято использовать, и до более крупных форм, например сонаты в классический музыке или 12-тактовой формы блюза.
Как в детстве мы на интуитивном уровне усваиваем грамматику и синтаксис языка, мозг точно также интуитивно воспринимает и заучивает структуру тех музыкальных жанров, которые нам нравятся.
Большинство из нас удивятся, если услышат типичный джазовый аккорд посреди сонаты Моцарта, даже не имея теоретических музыкальных знаний о венской музыке или джазе. Мозг так хорошо предугадывает ход музыкального произведения что те, кто например слушает много авангардной музыки, в которой по идее можно все, замечают ошибки исполнителя, даже услышав произведение впервые. Мозг будет строить гипотезы исходя из опыта знакомства с жанром и улавливать несоответствия своим ожиданиям.
В одном исследовании джазовые и академические музыканты и те, кто не занимался музыкой, должны были предугадать, как продолжится импровизация Чарли Паркера. Лучше всех с заданием справились джазовые музыканты, т.е лучше всех строит гипотезы тот, у кого больше соответствующего опыта.
Вероятно, что грамматику языка и музыки анализируют одни и те же отделы мозга. Исследования говорят, что зона Брока (речевая зона в задней части левой лобной доли) активируется, когда испытуемые выполняют задания, связанные с анализом - как языковым, так и музыкальным.
Также, согласно одному исследованию, в произведениях английских композиторов существует бОльшая вариативность длительности звука, чем в произведениях французов, так же как британский английский имеет бОльшую вариацию языковых сегментов, чем французский язык. Вариативность длительности звука и акцентов передает чувства - в языке и в музыке. И есть основания полагать, что это напрямую связано с родным языком.
Источник: исследования приведенные в книге "Музыка и мозг", Аре Бреан и Гейр Ульве Скейе
#музыка #ритм #мозг #восприятие музыки #джаз