Большинство традиций, связанных с Великим постом, сохранились до наших дней. Более того, с каждым годом они приобретают все больше признания, как среди церковных, так и среди нецерковных людей. Что это за обычаи, где они берут начало, как связаны со Святой Четыредесятницей и почему так любимы в народе? Попробуем проследить и разобраться.
О мученичестве и весне
Один из почитаемых и вкусных православных праздников отмечается 22 марта. Наверняка, многие припомнят, как в этот день бабушки и мамы пекли ароматные булочки в форме птичек, возможно, с монетками внутри, и ласково называли их жаворонками. Наверняка, немногие скажут, с чем старшие связывали свои кулинарные изыски. Просто так надо. Просто так принято.
В большинстве случаев 22 марта – день великопостный и абсолютно во всех случаях – день памяти Сорока Севастийских мучеников. В 313 году святой император Константин Великий даровал христианам свободу вероисповедания. Язычники, как обычно, были против этого и старались любыми способами сохранить свое влияние. И как обычно, желание истребить христианскую веру, зверства, творимые над верующими, дали противоположный результат: христианство распространилось по многим странам, мученики просияли Божественной славой, а язычники навсегда остались кровожадными гонителями. Именно по такому сценарию развивались события в городе Севастии (Малая Армения, ныне Турция). Ревностный военачальник-язычник Агриколай за отказ совершить жертвоприношение идолам учинил жестокий и неправедный суд над своей дружиной – сорока воинами из Каппадокии (территория современной Турции). Христиан устрашали заключением в темнице, прельщали лживой похвалой и обещаниями всех земных благ. Но ни то, ни другое не переменило решения воинов следовать за Христом. Тогда язычники перешли к пыткам. Заключительной стала пытка в озере. Мучеников оставили умирать в ледяной воде. Для готовых одуматься на берегу растопили баню, но она так и осталась пуста. Единственный вероотступник погиб прямо на ее пороге. Остальные воины мужественно переносили холод и молились, слыша укрепляющие слова Самого Господа. И вот озеро озарил свет, лед растаял, а над головами мучеников появились венцы. Наблюдавший за мужами и изумленный их стойкостью, а теперь и свершившимся чудом, римский стражник Аглаий объявил себя христианином и присоединился к страдальцам. Не сумев сломить сорок воинов, язычники предали их огню, останки же бросили в озеро, рассчитывая, что будущие мощи никто не найдет. Через три дня святые мученики явились во сне епископу Севастийскому блаженному Петру и велели найти и похоронить их, что епископ вместе с несколькими клириками и сделал.
Но при чем тут булочки-птички? Действительно, связь едва улавливается, но все же она существует. На Руси задолго до принятия христианства в надежде «ускорить» приход солнышка, тепла и получить обильный урожай люди придумывали целые ритуалы, называемые закликанием весны, и устраивали их в день весеннего равноденствия – 22 марта. Наиболее распространенным и впоследствии прочно закрепившимся в быту обрядом являлось приготовление особой выпечки. В разных областях мучное изделие называли по-разному: и «жаворонками», и «грачами», и «куликами», и «снегирями», и «ласточками». «Одно было неизменно – выпечка по форме напоминала птичек, поскольку в представлении славян именно птицы связывали небо и землю и приносили на своих крыльях весну», – говорит благочинный Краснокутского округа протоиерей Александр Писларь.
После Крещения Руси, первоначальный языческий смысл отошел на второй план, потом и вовсе исчез. По словам батюшки, объясняется это характерным для Руси типом религиозности. В его основе лежит тяготение русских ко всем внешним сторонам жизни, которое в итоге подарило миру высокие образцы храмового зодчества и иконописи, а древние народные традиции воцерковило, наполнив светом Христовой веры.
С тех самых пор птичек из теста пекут в праздник Сорока Севастийских мучеников. По широко известной версии, которую приводит благочинный Андреевского округа протоиерей Валерий Генсицкий, птички, взмывающие ввысь, напоминают души сорока Севастийскх мучеников, устремленных к Богу. Ну, а почему, булочки называют «жаворонками», нам тоже остается только догадываться, размышляя над красивыми народными поверьями. «С незапамятных времен люди обращали внимание, как именно жаворонок то высоко взлетает в небеса, то камнем падает к земле. По мысли наших благочестивых предков, это значило, что птички, легко парящие в небе, смиренно склонялись перед величием Творца», – считает отец Валерий, признаваясь, что традиция печь «жаворонков» на праздник очень нравится и верующим, и ему самому.
Укрепиться
На третьей Неделе Святой Четыредесятницы у верующих снова появляется повод порадовать себя еще одним замечательным постным блюдом – печеньем в форме крестов. И это неслучайно. Третья Неделя (или четвертая седмица Великого поста) называется Крестопоклонной, так как в это воскресенье Церковь прославляет Святой Крест и духовные плоды смерти Христа. В субботу во время Всенощного бдения в центр храма выносят Крест Господень, который в течение всей седмицы остается там же для поклонения. Священники и прихожане совершают перед Крестом три поклона, хор на Литургии вместо Трисвятого поет: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим». Крест символизирует страдания и смерть Иисуса Христа, но также напоминает христианам о приближающейся Пасхе. «В богослужебной поэтике Крест сравнивают с древом, в тени которого уставший путник находит отдохновение и укрепляет силы, чтобы продолжить постный подвиг», – рассказывает протоиерей Александр Писларь.
Традиция печь крестики из теста уходит вглубь веков. Согласно этнографическим источникам, наши предки добавляли в тесто злаки или монетки. Считалось, если эти злаки сохранить и на посевной бросить в землю, урожай будет обильным. Сейчас, конечно, об этом вряд ли кто-то помышляет. Как считает Епископ Покровский и Николаевский Пахомий, в наши дни эта традиция призывает нас задуматься о крестных страданиях Спасителя и о том, что мы – христиане.
… и научиться
Зачастую самые простые бытовые, внешние вещи помогают запомнить очень важную и нужную информацию. Вот, казалось бы, говорим о еде, а узнаем о вечном. В воскресных школах занятия, посвященные Великому посту, да еще и с практической частью – приготовлением жаворонков и крестиков из теста – пользуются особым почетом. И дети в восторге, и педагоги рады, ведь у них есть возможность познакомиться с православной культурой, и, по мнению матушки Натальи Кашириной, не упустить главного – сути Великого поста.
2015 г.