Существует теория о том, что в своё время группа «Nirvana» затмила собой вообще всех талантливых музыкантов конца 80-х годов и начала 90-х. На мой взгляд, такое суждение в корне неверно, потому что я сильно сомневаюсь, что без феномена Курта мир бы начал так массово скупать альбомы групп «Pearl Jam» или «Alice in Chains». Достаточно показательно, что тот же диск «Ten» сегодня считающийся культовым стал успешным лишь год спустя после выпуска. То есть как раз к тому времени когда «Nevermind» был распродан огромным тиражом. И я уверен, что именно «Nirvana» стали локомотивом для массы групп. До их успеха группа, о которой мы сегодня поговорим, существовала, но это был андеграунд, который так и остался бы андеграундом, если бы не успех Курта. Речь же пойдёт о команде «Sonic Youth».
Надо заметить, что эта команда до колоссального интереса к ним успела записать и выпустить 7 альбомов. И лишь восьмой диск «Dirty» вдруг заинтересовал широкие народные массы. Что занятно сама группа не слишком и беспокоилась об интересе этих самых широких народных масс. Ту музыку, которую они делали сложно представить на радио и надо признать, что хитов в привычном понимании у этой команды нет. У них нет даже известных песен уровня какого-нибудь «The Exploited» или «Dead Kennedys». Слишком уж экспериментальные вещи они создавали на протяжении всей своей карьеры. И без гитары Тёрстона Мура этот коллектив представить невозможно.
Для меня первой записью группы стал диск «Sister». Очень хорошо помню, как включил его, ожидая услышать что-то в духе Курта. Все-таки он вдохновлялся этой командой. Вот только тогда в силу возраста я не понимал, что вдохновлялся, не значит копировал. С первых же нот на меня свалилось невероятное удивление. Вроде бы всё было сыграно просто, но при этом какая-то неуловимая магия гитары не давал мне покоя. Она звучала очень странно, а с учётом того, что диск был записан в 1987 году, я понимал, что это нечто невероятное.
К тому времени, когда я услышал «Sister» представление об отечественной сцене у меня уже было. И уж точно мне было хорошо известно, что и как записывали в том же 1987 году у нас. Никто не играл ничего подобного. Но куда печальнее то, что никто и не стремился изобретать нечто настолько экспериментальное. Дело ведь в том, что музыка никогда не была статичной. И то как играл Тёрстон Мур впоследствии и дало миру того же Курта Кобейна. Без этого шага в неизведанное нельзя создать ничего нового. Тёрстон не побоялся играть так, как никто не играл до него.
Конечно, стоит отметить, что своё звучание в группу добавляли и другие участники коллектива, но я считаю, что именно Мур создал то звуковое полотно, которое мы сейчас можем слушать. К слову примечательно, что он был женат на Ким Гордон, без которой «Sonic Youth» так же невозможно представить. И вполне возможно именно их творческий и семейный союз тоже повлиял на создание музыки. Впрочем, какие тут могут быть «возможно»? Несомненно, повлиял. Опять же нельзя не отметить того, что они были прекрасной парой и внешне. По-моему очень хорошо они смотрелись, и чего их на старости лет понесло разводиться неясно.
Естественно с разводом этой пары закончилась и группа «Sonic Youth». Вот только сам-то Тёрстон Мур никуда не делся и его навыки игры на гитаре тем более. Естественно в этом возрасте ему что-то доказывать уже не требуется. Да и успел сделать уже дядя немало. Опять же просто так его бы не внесли в список величайших гитаристов мира. Так что если у кого-то есть вопросы, чем же он так хорош, то советую открыть этот самый список. Туда заносят не за какие-то сверхскорости игры на гитаре. Нет, там учитывается, в том числе и влияние, которое оказал человек на всю историю музыки. Мур без сомнений оказал колоссальное влияние.
Не побоюсь даже заявить, что всю историю андеграунда, а впоследствии и популярной культуры можно разделить на до появления его группы и после. И отчасти то звучание, которое позже было у многих тяжелых команд, выросло из его игры. Ведь тот же «Korn» большие любители разбавить привычный звук гитары необычными эффектами. Начинал же всё это дело как раз человек, о котором мы сегодня с вами вспоминаем.
Не думаю, что он выпустит какие-то невероятные и прорывные альбомы, но вряд ли ему это вообще надо. Всё что Мур мог сделать для развития музыки, он уже сделал. Вопрос в том придёт ли ему кто-то на смену.
У меня же на сегодня всё, спасибо вам за внимание и до новых встреч.