Найти в Дзене
Плёнки и винил

Как режиссёры всего мира подражали битловским фильмам

В 1964-65 годах режиссёр Ричард Лестер снял два фильма с музыкантами «Битлз»: «Вечер трудного дня» и «На помощь!». Сегодня уже трудно понять, какими новаторскими они были на фоне типичных рок-мюзиклов той поры. Они задали новые стандарты фильмов о рок-группах, и очень многие кинематографисты во всём мире стали им следовать. Вот лишь немногие картины тех лет, которые отмечены явным воздействием идей Лестера и битлов.

В 1965 году ещё одна популярная ливерпульская группа Gerry and the Pacemakers оперативно снялась в своём варианте «Вечера трудного дня», мюзикле «Паром через реку Мерси» (его продюсером был менеджер битлов Брайан Эпстейн). Его поставил работавший на телевидении режиссёр Джереми Саммерс, и некоторые комедийные эпизоды (как, например, погоня с участием полицейских) выглядят прямым заимствованием.

Группа Dave Clark Five, которую одно время считали самым серьёзным конкурентом «Битлз», стала героем картины «Поймай нас, если сможешь» (1965) прославившегося позднее режиссёра Джона Бурмена. Это была пародия на мир телевизионной рекламы.

В похожем ключе были сняты музыкальные комедии «Держись!» (1966) и «Миссис Браун, у вас прекрасная дочь» (1968) с Herman's Hermits.

Приколисты из Freddie & the Dreamers были звёздами картины «Безумный патруль» (1967), высмеивавшей порядки лагеря бойскаутов.

Тем временем подключились музыканты других стран. Испано-германская команда Los Bravos подарила зрителям «Дети есть дети» (1967) и «Дай немного любви» (1968), из которых вторая является словно более сумасшедшей версией битловского «На помощь!».

Японские битлы The Spiders стремительно выстрелила чередой весёлых фильмов в лестеровском духе: «Иди вперёд» (1967), «Дорога на Бали» (1967) и «Большой переполох» (1968) (последняя, кстати, вызывает сильные ассоциации с комедиями Гайдая).

А другие японцы The Jaguars в создали свой оммаж на тему «На помощь!»: пародийный шпионский боевик «Эй, вы, погнали!».

Влияние манеры Лестера заметно в том, как были сняты «Теперь ты большой мальчик» Фрэнсиса Форда Копполы (1966) и «Приветствия» Брайана де Пальмы (1968). Фильм 1968 года «Задание К» режиссёра Вэла Геста заимствует многочисленные элементы из битловского Help!: лыжный курорт как место действия ряда сцен, гонки в темноте с фальшфейерами, актёр Лео МакКерн в роли главного злодея.

Большим поклонником Лестера был режиссёр Кен Рассел, в 70-х снимавший свои поп-артовые фантасмагории, в том числе с музыкантами группы The WhoТомми», «Листомания»).

Вдохновлялись битловскими фильмами Лестера продюсеры Берт Шнайдер и Боб Рафелсон при создании телесериала The Monkees (правда, его заглавная тема всё же скорее была утащена у Dave Clark Five из их фильма Catch Us If You Can).

Наконец, сам Ричард Лестер спустя десять лет снял дилогию о мушкетёрах по сюжету Дюма. По его собственным словам, для него это была попытка вернуть на экраны дух приключений четвёрки битлов.

Неизвестно достоверно, видели ли эти фильмы создатели советского «Д’Артаньян и три мушкетёра» (1978), но Михаил Боярский в интервью говорил, что целью актёров тоже было сыграть этаких битлов в исторических костюмах...